Газета Спорт-Экспресс от 30 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

30 июля 1998

30 июля 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

ПУТЬ ВЕЩЕГО ПЕТИ ИЗ НЕУДАЧНИКОВ В ВЕЗУНЧИКИ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

В финальном матче против Бразилии хозяева ЧМ-98 заслуживали внушительной победы. И им удалось в конце поставить восклицательный знак. На 90-й минуте Эмманюэль Пети, занявший после удаления Марселя Десайи место в центре обороны, неожиданно подключился в атаку и положил мяч в нижний угол ворот Таффарела. Мало того что французы оставили в анналах мировых первенств великолепный для себя и унизительный для "тетракампеонов" результат - 3:0, этот последний гол чемпионата стал юбилейным, тысячным за всю историю "трехцветных".

- Я чувствовал, что бразильцам не хватает сил, что они с трудом возвращаются к своим воротам, и решил попытать счастья. Мяч как раз попал к Патрику Виейра, с которым мы в "Арсенале" понимаем друг друга с закрытыми глазами. И Патрик выложил-таки мне мяч под ногу. Я заметил, что Кафу догоняет меня, но понимал, что помешать удару он уже не успеет.

Забив гол, Пети сам же "подправил" собственный вещий сон, о котором он поведал France Football за несколько дней до начала чемпионата.

- Еще за год до того, как выбирали страну - организатора ЧМ-98, мне приснилось, что проведение первенства поручат Франции и что она победит в финале Бразилию со счетом 2:0. Наполовину мое видение уже сбылось.

-А не снилось, что в финале вы сыграете одну из ведущих ролей?

- Нет, даже в эротических снах я почему-то не вижу себя в качестве главного персонажа.

Что ж, героем финала все-таки был Зинедин Зидан.

ЧЕМПИОНАМИ СТАЛИ ВСЕ ФРАНЦУЗЫ

Через двое суток, в День взятия Бастилии, Пети чествовали в родном поселке Сен-Николя д'Альермон, что в Нормандии. В населенный пункт, насчитывающий 4200 жителей, со всей округи стеклось примерно шесть тысяч человек. Они собрались на площади перед мэрией, на которой, конечно, "как положено", есть и церковь, и монумент павшим за свободу Франции. Мэр, друг родителей Эмманюэля, произнес теплые слова и произвел футболиста в почетные граждане, а в руках местной молодежи взметнулся плакат-призыв: "Переименовать Сен-Николя в Маню-Сити!"

Сам же Маню, как и обещал, был доступен для народа. Без устали он ставил подпись на майках и вымпелах, сувенирных петушках Футиксах и подставках для пивных кружек, даже носках и оголенных телах. В полночь, когда завершился прием в мэрии, полузащитника опять поджидали поклонники, не успевшие получить автографы раньше.

- При всей моей любви к футболу никогда не думал, что мяч и 22 мужика, которые его гоняют, могут порождать подобные эмоции, - сказал впоследствии Пети. - Мальчишкой я ездил в соседний Руан, чтобы приветствовать профессиональных футболистов, но такой истерии, как сейчас, не было и в помине. Я счастлив, что среди прочих доставил истинное счастье массе людей. В такие минуты понимаешь, что твоя работа действительно нужна. В Нормандии я ступил ногами на обычную землю после той футбольной галактики, в которой приходится вращаться, и теперь понимаю, что чемпионами мира стали не только мы, футболисты, но и все французы. Нам приходится задумываться отныне о каждом слове и поступке, потому что на нас устремлены глаза тысяч детей.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО БЫЛО СПРАВИТЬСЯ С ХВАЛЕНЫМИ БРАЗИЛЬЦАМИ

-Вам в прошлом недоставало ободряющего слова старших товарищей?

- Конечно. Сборная всегда была для меня вершиной, которой я поклонялся. Она остается таковой по-прежнему, но отношение несколько изменилось. Когда идешь на первое свидание, то сердце бьется в бешеном ритме, а на двадцатом свидании чувствуешь себя спокойнее.

-Теперь вы почувствовали себя частью команды? Выходит, слова о сплоченности не пустой звук?

- Конечно же, нет. Сплоченность выражается в том, что в течение двух месяцев, проведенных вместе, мы получали удовольствие и от взаимного общения, и от тренировок. Помнится, после первой победы над ЮАР в шуме раздевалки вдруг зазвучала песня I will survive ("Я все перенесу". - А.П.) в исполнении Вюрии Гейнер. Мне эта мелодия всегда нравилась, так как она дает заряд энергии. Тогда же мы закрылись в раздевалке от всех, чтобы порадоваться успеху в своем кругу. Между игроками и тренерами было трогательное полное взаимопонимание, стремление сообща двигаться к высокой цели. Уверенности нам придавало и ощущение того, что соперники нас боятся. Они же, когда выходили играть против Франции, в основном думали об обороне.

-Даже бразильцы?

- Нам страшно хотелось испытать себя в матче именно с ними, потому что вокруг все только и твердили: "Ах, Бразилия! Ах, Роналдо! Ах, Робертс Карлос!" Мы не говорили об этом вслух, но именно о финале Франция - Бразилия и мечтали. Когда же мы вышли на этот финал, то испытали определенное внутреннее облегчение: вот теперь-то мы и померимся силами с этими так называемыми лучшими футболистами земли. В итоге "привезли" им три гола. Причем этот матч получился для нас самым легким на турнире.

-Фабьен Бартез заявил, что выигрыш Францией Кубка мира - "естественное явление". Вы согласны с такой трактовкой?

- Вполне. Если много работать и сосредоточиться на достижении цели, то успех будет закономерным, то есть естественным.

ХВАТИТ БЫТЬ ЧЕРНОЙ КОШКОЙ

-Вы и лично отличались на этом чемпионате поразительной уверенностью, которой вам прежде не хватало. Как удалось внушить ее себе?

- Я столько проблем познал в сборной, что убедил себя в том, что больше уж ничего плохого не случится, что свою норму по бедам я выполнил. Потому и начал турнир без нервного напряжения.

В отборочном турнире к ЧМ-94 Франция начудила еще больше, чем теперь Россия. Тогда ей было достаточно одной ничьей в двух последних парижских матчах с Израилем и Болгарией. А она обоим соперникам проиграла. Роковую роль сыграл гол на последней минуте болгарина Эмила Костадинова. Одним из виновников назвали Пети, который играл на левом фланге обороны и нападающего упустил.

После этого он в составе сборной появлялся лишь эпизодически - в общей сложности до ЧМ-98 семь раз. Причем в течение четырех лет - с мая 1994 года до мая 1998 года (контрольная игра с Бельгией) - он не провел в ней ни одного матча целиком. Правда, бывало, что покидал досрочно поле из-за травм, как, например, в мартовской товарищеской встрече в Москве. Пети не жалеет в борьбе за мяч! ни соперников, ни себя, потому часто получает повреждения.

Футбольные аналитики Франции, каждую неделю перед ЧМ-98 прикидывавшие шансы футболистов на попадание в окончательную заявку, полагали, что полузащитник лондонского "Арсенала" окажется лишним даже в списке 28 кандидатов, не то что в перечне 22 наидостойнейших. Во многом смущали как раз его травмы.

"Не вздумай травмироваться. Тогда уж точно подумают, что ты черная кошка, которая приносит несчастья", - твердил себе Пети, по его признанию, во время упоминавшегося матча с Бельгией на турнире в Марокко.

И МЫШЬЮ ТОЖЕ НЕ НАДО БЫТЬ

-Ожидали ли вы от себя стабильной игры на высоком уровне?

- Наверное, это звучит самонадеянно, но я чувствовал, что способен заявить о себе и на международной арене, потому что много вкалывал и на тренировках, и в играх. чЯ только ждал моего часа. Мне повезло, что он пробил ща чемпионате мира.

-Немногим более чем за год вы выиграли чемпионаты Франции и Англии, Кубок Англии, теперь вот и первенство мира. Как расцениваете такую лавину успеха?

- Пора и на Лигу чемпионов замахнуться. Шучу, конечно... Просто делаю выводы. Я же, если быть объективным, ярко начал профессиональную карьеру: дебютировал в сборной Франции, когда мне не было и 20 лет. Тогда я года на три опережал сверстников. Но по собственной глупости в сборной не задержался - пролетел через нее, как метеорит, и затерялся. Считаю, что потерял пять сезонов, пока не осознал, что футбол - моя жизнь, что если не изменю отношения к нему, то так и останусь неудачником.

Причины того, что Пети задержался на время в футбольном росте, делятся на две группы. С одной стороны, он был психологически неустойчив. На его внутреннем состоянии тяжело сказались смерть прямо на футбольном поле старшего брата, неудачи в личной жизни. С другой, для Пети никак не находили "его" места на поле. Метался он между позициями крайнего защитника и опорного полузащитника и только в последние два года окончательно утвердился в средней линии.

Потерю места в сборной Маню переживал очень болезненно: позволял себе нарушения дисциплины и неловкие, часто слишком эгоцентричные высказывания, которые тотчас публиковала пресса.

- Я был слишком наивным, а моей откровенностью иногда злоупотребляли. Боялся опростоволоситься, и от этого получалось только хуже. На поле, как мышь, искал норку, в которую можно было бы спрятаться. Казалось, что все смотрят на меня и только и ждут ошибки. К счастью, я постепенно понял, что не один на поле и на всей Земле, что не надо слишком сосредотачивать внимание на своей персоне.

В АНГЛИИ ВЫРОСЛИ КРЫЛЬЯ

Кода три-четыре назад Пети подумывал закончить с футболом. Но потом решил, что надо еще побороться. После тренировок он обычно оставался "покачаться" в тренажерном зале. И пришел успех. На возрождение игрока обратил внимание Арсен Венгер, пригласил его в "Арсенал".

О своем игровом стиле, основанном на постоянном движении и единоборствах, Пети отзывается так:

- В сегодняшнем футболе техника играет важную роль, но на первом месте все-таки стоит атлетизм. В "Арсенале" мы играем с двумя полузащитниками оборонительного плана: это - Виейра и я. Сборная Франции тоже иногда прибегала в ходе мирового чемпионата к такой игровой схеме. Но она требует всеобщей мобилизации при отборе мяча и отнимает много физических сил.

В последние два года я стал получать от футбола огромное удовольствие, а с переходом в "Арсенал" и вовсе будто крылья выросли за спиной. Там пропали последние сомнения на счет собственного умения играть в футбол. Сегодня я получаю подтверждения того признания, которым уже пользовался в Англии и которого не хватало во Франции. В Монако за девять сезонов зрители ни разу не скандировали мою фамилию.

В лондонских пабах болельщики нередко распевают хором имя Пети и других кумиров-арсенальцев. Не секрет, что по длинноволосому блондину из Нормандии сохнут многие британские леди, французы же не "фанатеют" по будням так, как в других ведущих футбольных странах, а в чопорном Монако меньше, чем где-либо. Выигрыш чемпионата мира - другое дело. Может быть, этот триумф что-то изменит в их подходе к футболу?

- В Англии я попал именно в ту обстановку, которая мне требовалась. Там играют в футбол с искренностью десятилетних мальчишек, в то время как во Франции, напротив, всегда довлеет результат, что только усиливает стресс, - заметил Пети.

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

Не эти ли "искренность и наивность" подвели Пети во: время матча с Данией. Француз передал мяч из рук в руки Микаэлю Лаудрупу, который собирался пробивать штрафной, тот же мгновенно сделал передачу партнеру, и датчане заработали пенальти. Одни потом сказали про Пети "джентльмен", другие - "простофиля".

Другой же поступок Пети был однозначно оценен как джентльменский. Во время четвертьфинала с Италией, в конце дополнительного времени, когда французы были в атаке, он изготовился произвести навес в штрафную, но, увидев, что итальянский игрок получил травму, выбил мяч пяткой за боковую линию. Паоло Мальдини удостоил тогда его аплодисментами. ФИФА же собирается присудить Пети свой ежегодный приз Fair Play. И это игроку, известному жесткостью, который, выйдя на игру с Данией с "горчичником" в пассиве, открыто сказал, что никак не может застраховаться от получения второго предупреждения, которое привело бы к пропуску матча с Парагваем.

-В чем вы прежде всего изменились?

- В психологии. Я был в этом плане слишком хрупок.

-Ваше выздоровление полное и окончательное?

- По крайней мере я на правильном пути. В Англии я набрал оптимальную физическую форму и стал настигать растраченное впустую время. Намерен продолжать в том же духе. Интересно, на что же я в конце концов способен? Во время чемпионата мира, кажется, играл уже на пределе возможностей, но по окончании финала подумалось, что могу еще прогрессировать. В частности, увеличить свой вклад в атакующие действия команды.

-Вы не испытали облегчения, что чемпионат мира наконец-то завершился?

- Нет, можно было без проблем еще поиграть. В автобусе после финала я даже подумал: "Жаль, что все закончилось". Я же обрел в сборной прекрасных друзей.

JACKPOT!

Видимо, сейчас в жизни у Пети поразительно мощный пласт удачи. После торжественной встречи в родной Нормандии Пети отправился с супругой Ариан в хорошо знакомое княжество Монако, и в одном из отелей Монте-Карло они выиграли 160 тысяч франков (примерно 27 тысяч долларов). Маню дал Ариан монетку достоинством в десять франков, та просунула ее в щель игрального автомата - и семь цилиндров "однорукого бандита" дружно выдали один и тот же рисунок - jackpot. Везет же некоторым.