Газета Спорт-Экспресс от 27 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

27 июля 1998

27 июля 1998 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE-98

Лоран ЖАЛАБЕР: "ПОБЕДИТЕЛЬ "ТУРА"-98 СТАНЕТ КОРОЛЕМ НАШПИГОВАННЫХ ДОПИНГОМ!"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Над "Туром"-98 нависла угроза досрочного прекращения, когда перед стартом 12-го этапа гонщики объявили забастовку. Проводимая с 1903 года гонка рисковала впервые не добраться до финиша, а публике оставалось бы читать о допинговых скандалах на страницах криминальной хроники. Но кризис, похоже, преодолен. Субботний 13-й этап прошел без побочных эффектов. Перед его началом представители спортсменов встретились с устроителями состязания. Было решено подробно обсудить наболевшие проблемы в конце сезона за круглым столом с участием чиновников, руководителей велокоманд, врачей и гонщиков. Журналистам, с которыми в последние дни большинство спортсменов отказывались разговаривать, предложено более не беспокоить их вопросами о допинге.

ИСТОРИЯ ЛОКАУТОВ

За почти вековую историю "Тур" не раз попадал в передряги. На заре его юности происходили конфликты с автомобилистами, толпа едва не подвергала суду Линча репортеров, позже его сотрясали финансовые скандалы и акции баскских боевиков. А бастовали гонщики дважды. В 1966 году они протестовали против введения антидопингового контроля и, как выяснилось, были не правы: уже в следующем сезоне гонщик Том Симпсон скончался от применения анаболиков. А в 1978 году велосипедисты выразили недовольство многочисленными переездами, из-за которых у них оставалось на сон лишь 4 часа. В знак протеста они весь этап проехали в прогулочном темпе, а последний километр и вовсе преодолели пешком.

ЗА ВСЕ ЖЕ УПЛАЧЕНО!

Еще в четверг парижская политическая газета "Монд", о спорте пишущая сравнительно немного, в комментарии на первой полосе выразила мнение, что погрязший в допинге "Тур" продолжаться не должен. Статья вызвала возмущение у организаторов. Еще бы! Средства в Гонку вложены огромные, ее бюджет вырос за последние 17 лет с 61 миллиона до 250 миллионов франков (43 миллиона долларов). Примерно половину доходов обеспечивает продажа телевизионных прав. Четыре главных коммерческих партнера банк Credit Lyonnais, Fiat, Coca-Cola и система супермаркетов Champion - вкладывают в "Тур" каждый от 17 до 20 миллионов франков в год, а разная "мелочь" - полсотни компаний - за доступ в рекламный авангард, который едет впереди пелотона, платит от 250 до 350 тысяч. Платят и города за право стать местом старта или финиша этапа. Причем желающих принять у себя "Тур" в 4 - 5 раз больше, чем вакансий.

Мэр города Карпантра, в котором финишировал 13-й этап, выступая по телевидению, сказал, что прекращение гонки стало бы для этого населенного пункта катастрофой. За то, что велокараван заглянет в Карпантр, городские власти заплатили организаторам "Тура" 520 тысяч франков. Еще 264 тысячи было истрачено на антураж и рекламу. И такое происходило по всему маршруту.

Наконец, не надо забывать о болельщиках. "Тур" привлекает на обочины дорог 15 миллионов человек. Люди ждут его, изготовляют нехитрые транспаранты. А тут эта история с допингом!

ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ ИЛИ ИСПУГ?

Собственно, на журналистов и ополчились гонщики, полтора часа отказывавшиеся принять старт в городе Тараскон-сюр-Арьеж. Они были недовольны тем, что средства массовой информации сосредоточились на допинговой проблеме, а спортивная сторона состязания, по их мнению, отошла на второй план. Каплей, переполнившей чашу терпения, стал репортаж французской TF-2. В гостинице, где разместилась команда "Асикс", телерепортеры разыскали мусорное ведро с пустыми упаковками и ампулами из-под стимуляторов, а также препаратов для маскировки запрещенных средств. Причем на коробках значились инициалы гонщиков.

После этого и состоялась забастовка, лидером которой стал первый номер мировой классификации француз Лоран Жалабер из ОНСЕ. "Поскольку к нам относятся как к скотам, мы и вести себя будем как скоты", - заявил он по системе радиосвязи со следующими в караване автомашинами.

Впрочем, весьма правдоподобной выглядит версия, что в действительности гонщики испугались поголовных анализов крови. Их предусматривается ввести с начала будущего года, но чрезвычайные обстоятельства могли ускорить применение этой меры.

СТАРТ ПРИШЛОСЬ ДАВАТЬ ДВАЖДЫ

Голосование спортивных директоров команд завершилось со счетом 14:6 в пользу сторонников продолжения гонки. После этого большинство гонщиков неспешно тронулись в путь, в том числе "Телеком" во главе с обладателем желтой майки немцем Яном Ульрихом, а около 40 спортсменов, в частности команды ОНСЕ, "Меркатоне Уно", "Банесто" и отдельные гонщики из других групп, остались сидеть на шоссе. В конце концов после переговоров итальянца Марко Пантани ("Меркатоне Уно") с Лораном Жалабером отказники тоже отправились в дорогу. Пелотон к тому времени был уже в 15 минутах, но ехал он настолько медленно, что остальные его догнали. Дирекция гонки решила дать 12-му этапу новый старт - в 16 км от изначального.

Свой гнев Лоран Жалабер выразил в атаке, предпринятой на 40-м километре, а соратниками ему стали брат Николя из команды "Кофидис" и гонщик ТВМ Барт Воскамп. Отрыв достигал 5 минут, но усилиями "Телекома", "Мапеи" и "Франсез де Же" беглецов нагнали.

"Они захотели ехать - что ж, пожалуйста, - объяснил позже свою активность Лоран Жалабер. - Так или иначе гонка пошла наперекосяк. Ее победитель неизбежно станет королем нашпигованных допингом, а таковым лучше и не быть. Следовало остановиться и обсудить всем вместе создавшуюся ситуацию".

ПЯТЕРО СОЗНАЛИСЬ

Тем временем продолжается дознание по делу "Фестины". По нескольку часов членов этой команды допрашивали в полицейском управлении Лиона. Кумир французских женщин Ришар Виранк провел под арестом сутки. Он и швейцарцы Паскаль Эрве и Армии Майер с возмущением поведали прессе, что с ними обращались как с матерыми преступниками: подвергли унизительному обыску, заставили раздеться догола, держали в одиночных камерах...

Если Виранк, Эрве и австралиец Нейл Стефенс настаивают на своей невиновности, то их одноклубники признались в приеме эритропоетина (ЭПО). Первым раскололся Майер, потом французы Лоран Брошар, в связи с чем возникает вопрос о лишении его звания чемпиона мира, и Кристоф Моро, швейцарцы Лоран Дюфо и Алекс Цулле.

Майер согласился даже на публичное заявление перед телекамерой и, в частности, сказал, что принимает ЭПО уже два года. Сказав, что чувствует себя "жертвой системы", швейцарец добавил: "Все произошло как на автостраде. При -ограничении скорости- в 80 километров в час все гнали 90, 100, 120 километров. Вдруг полиция с радаром. Меня одного ловят, а остальные едут как ни в чем не бывало".

Кстати, у всех гонщиков "Фестины" взяты на дополнительные анализы кровь и волосы. Ведь ни один тест, сделанный во время "Тура"-98, не обнаружил присутствия в организме спортсменов ни ЭПО, ни какого-либо другого запрещенного препарата.

ПРИЖУЧИЛИ И ТВМ

Вокруг голландской команды ТВМ, за которую выступают россиянин Сергей Иванов и представляющий Украину Сергей Ушаков, разгорелся скандал, аналогичный делу "Фестины". Еще 4 марта на таможенном пункте возле французского города Реймс была задержана следовавшая из Испании в Голландию автомашина ТВМ с ампулами ЭПО. С расследованием не спешили. Однако события на "Туре" подстегнули французские судебные власти. В четверг был произведен обыск у гонщиков и представителей ТВМ. В результате в автомобиле команды обнаружили партию стимулирующего препарата из группы кортикоидов.

Спортивный директор ТВМ Сиес Преем и врач-россиянин Андрей Михаилов были арестованы. С пятницы они находятся в тюрьме города Фуа. Сегодня их должны переправить в Реймс, близ которого около пяти месяцев назад и была задержана машина ТВМ. Полицейское расследование продолжится там. Будет странно, если ТВМ не постигнет участь "Фестины" и эта команда все-таки доедет до Парижа. Обстоятельства двух дел идентичны.

БОЛЬНОГО НАДО НЕ УБИВАТЬ, А ЛЕЧИТЬ

Решительно встала на защиту "Тура" газета 1'Equipe, которая около века назад основала гонку, а сегодня состоит с выделившейся впоследствии в отдельную компанию Tour de France в одном холдинге. "Если остановить "Тур", то надо поступать так и с Олимпийскими играми, и с чемпионатами мира по футболу. Проблема допинга затрагивает все виды спорта", говорится в субботней редакционной статье.

Что ж, уважаемая газета права хотя бы в том, что уничтожать легче, чем создавать. Как заметила министр по делам молодежи и спорта Франции Мари-Жорж Бюффе, "Тур" серьезно болен, но не надо его убивать - его следует лечить. Как и велосипедный спорт в целом.

12-й этап. Тараскон-сюр-Арьеж - Ле Кап д'Агд. 206 км. 1. Том Стеелс (Бельгия, "Мапеи") - 4:12.51 (средняя скорость - 48,764 км/ч). 2. Франсуа Симон (Франция, ГАН). 3. Стефан Барт (Франция, "Казино"). 4. Никола Минали (Италия, "Ризо Скотти"). 5. Эрик Цабель (Германия, "Телеком"). 6. Стюарт О'Трэйди (Австралия, ГАН)... 12. Андрей Чмиль (Бельгия, "Лотто")... 16. Бобби Джулич (США, "Кофидис")... 18. Ян Ульрих(Германия, "Телеком")... 23. Люк Леблан (Франция, "Полти")... 25. Лоран Жалабер (Франция, ОНСЕ)... 27. Марко Пантани (Италия, "Меркатоне Уно")... 29. Бьярне Рийс (Дания, "Телеком")... 34. Сергей Иванов (Россия, ТВМ)... 63. Евгений Берзин (Россия, "Франсэз де Же"). 64. Алексей Сиваков (Россия, "Мат Обер-93")... 66. Вячеслав Джаванян (Россия, "Мат Обер-93")... 73. Андрей Тетерюк (Казахстан, "Лотто")... 88. Вячеслав Екимов (Россия, "Ю. Эс. Постал") - у всех время победителя... 110. Сергей Ушаков (Украина, ТВМ) - отставание 1.14. 13-й этап. Фронтиньян-ля-Пейрад - Карпантра. 196 км. 1. Даниэле Нарделло (Италия, "Мапеи") - 4:32.46 (средняя скорость 43,113). 2. Висенте Гарсия Акоста (Испании, "Банесто"). 3. Андреа Тафи (Италия "Мапеи"). 4. Стефан Эло (Франция, "Франсэз де Же"). 5. Марти Джемисон (США, "Ю. Эс. Постал"). 6. Коос Меренхут (Голландия, "Рабобанк") - у всех время победителя. 7. Иванов - 2.27... 11. Цабель - 2.51... 29. Ульрих - 2.51. 30. Чмиль - 2.51. 31. Рийс - 2.51. 32. Лоран Жалабер - 2.51... 35. Леблан - 2.51... 37. Джулич - 2.51... 39. Екимов - 2.51... 52. Берзин - 2.51... 58. Пантани - 2.51... 72. Джаванян - 2.51... 92. Тетерюк - 2.51... 103. Сиваков - 11.56... 136. Стеелс - 14.06... 142. Ушаков - 14.06. Не стартовал: Йоона Лаукка (Финляндия, "Лотто"). Общий зачет. 1. Ульрих - 61:30.53. 2. Джулич - 1.11. 3. Лоран Жалабер - 3.01. 4. Пантани - 3.01. 5. Михаэль Боогерд (Голландия, "Рабобанк") - 3.29. 6. Леблан - 4.16... 17. Рийс - 7.00... 22. Берзин - 7.55... 40. Тетерюк - 20.52... 53. Екимов - 33.26... 55. Иванов - 35.21... 77. Цабель - 49.12... 87. Чмиль - 56.34... 119. Джаванян - 1:10.25... 133. Ушаков - 1:19.58... 140. Сиваков - 1:22.56. Командный зачет. 1. "Кофидис" (Франция) - 184:27.32. 2. "Казино" (Франция) - 18.37. 3. "Банесто" (Испания) - 19.54. Лучший спринтер. 1. Цабель - 252. 2. Стеелс - 161. 3. Ян Сворада (Чехия, "Мапеи") - 157. Горный король. 1. Родольфо Масси (Италия, "Казино") - 181. 2. Альберто Элли (Италия, "Казино") - 160. 3. Седрик Вассер (Франция, ГАН) - 126... 6. Пантани - 66. 7. Ульрих - 66. 8. Рийс - 58. 9. Джулич - 49. Активный гонщик. 1 . Жаки Дюран (Франция, "Казино") - 74. 2. Тафи - 45. 3. Кристоф Аньолютто (Франция, "Казино") - 39. Молодежный зачет. 1. Ульрих - 61:30.53. 2. Кевин Лингвистон (США, "Кофидис") - 5.59. 3. Кристоф Ринеро (Франция, "Кофидис") - 6.16.