Газета Спорт-Экспресс от 22 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
БАСКЕТБОЛ |
РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ В ЕВРОЛИГЕ-98/99 |
АВТОДОР |
КАК РОДИОНОВ ЗАМАНИЛ СИДЯКИНА В САРАТОВ
ЦСКА славится своим тренерским постоянством: долгие годы армейский клуб возглавлял Александр Гомельский, затем во главе команды встал Юрий Селихов, а российский период в истории команды целиком связан с именем Станислава Еремина. В Саратове же мода на возвращения. Начало ей положил Римас Эндрияйтис, который за последние 7 лет трижды уезжал в Литву, а затем возвращался в "Автодор". Теперь пришел черед Александра Сидякина. Второй раз за 4 года он совершил путешествие по маршруту Саратов - Рига - Саратов. А всего это появление Сидякина в "Автодоре" - третье за последние 6 сезонов, и в Евролиге саратовцы будут дебютировать под его руководством.
Александр СИДЯКИН
СЛЕДУЮЩИЙ СЕЗОН ДОЛЖЕН СТАТЬ ПИКОМ МОЕЙ ТРЕНЕРСКОЙ КАРЬЕРЫ
В следующем сезоне когорта тренеров, возглавляющих клубы суперлиги, пополнится сразу тремя видными специалистами, причем все они россияне. Сергей Белов принял московский "Спартак", Юрий Селихов - "Самару" и вот теперь Сидякин - "Автодор". Похоже, все без исключения российские наставники с солидной международной репутацией будут работать дома.
- Из "Метрополя" меня отпустили в "Автодор" легко, - рассказывает Сидякин. - Хозяева клуба сказали: "Мы понимаем, что нынешний уровень чемпионата Латвии не соответствует вашей тренерской квалификации. Если вы не примете предложение Родионова, то через некоторое время перестанете получать удовольствие от работы". В Латвии работалось неплохо: мне создали нормальные условия, подобрался хороший коллектив, в котором была прекрасная атмосфера. В общем, все было, за исключением суперзадачи.
-Возможность сыграть в Евролиге стала одним из главных аргументов в пользу возвращения в Саратов?
- Не одним из, а самым главным. Я работал, и не раз, в командах, которые играли в еврокубках. Был одним из тренеров сборной. Но ни "Динамо", ни когда-то "Автодор", ни "Бонус", ни "Аквариус" в главном турнире европейского, баскетбола не участвовали. В сборной я был вторым тренером, так что для меня Евролига - пик тренерской карьеры.
-Возвращение в "Автодор" было легким?
- А почему оно должно быть тяжелым? Вы хотите сказать, что за два года, пока я отсутствовал, здесь многое изменилось и теперь надо работать иначе? Так ведь я это прекрасно понимаю, подобная ситуация для меня не внове. Когда я пришел в "Автодор" как тренер-консультант, в команде были собраны баскетболисты, не имеющие громких имен. У нас было два пути - либо с помощью огромного труда чего-то добиться, либо остаться на прежнем уровне. Мы выбрали первое. С тех пор команда находится в постоянном развитии, прибавляет от сезона к сезону. Сейчас в ней собраны люди, заработавшие себе имя и репутацию. Значит, наступил новый этап в жизни "Автодора". Нам опять надо стремиться к чему-то большему, но уже не в стране, а в Европе. И теперь с каждым из игроков придется разговаривать иначе, иначе строить отношения со всей командой. Это сложно, но интересно. Те методы, какими я добивался результата, скажем, шесть лет назад, сейчас уже не годятся. Нужно поставить новую цель, но такую, чтобы она обязательно была реальной. От цели, которой невозможно достичь, у людей просто опускаются руки.
-Родионов всегда активно занимался комплектованием команды и зачастую тренер "Автодора" получал то, что давал ему президент. Сейчас, перед стартом Евролиги, ситуация как-то изменилась?
- Это правильно, что он занимался и продолжает заниматься комплектованием команды лично. Ведь этот вопрос - один из главных для последующего успешного выступления. Да, в Саратов игроки зачастую едут именно "под Родионова". Но с другой стороны, я получил полный кредит доверия при формировании команды. Если или Родионов приведем разных игроков на одну и ту же позицию, контракт будет подписан просто с тем, кто сильнее. Мы одинаково смотрим на баскетбол, на пути его развития, и не думаю, чтобы наши точки зрения в подобных случаях сильно разнились.
-"Автодор" всегда был командой стартовой пятерки. Сейчас положение дел меняется?
- С одной стороны, мы всегда вынуждены работать в рамках жесткого бюджета. Родионов находит на команду какую-то сумму, в ее пределах и комплектуемся. Это как в НБА - можно все, но строго в рамках бюджета. Но с другой стороны, возможности из года в год растут. Сейчас клуб ведет переговоры со многими баскетболистами, подбирая людей на конкретные позиции. Думаю, что в итоге восемь игроков, способных приносить результат в Евролиге, у нас будут.
-В Евролиге вам предстоит играть с клубами, чьи бюджеты зачастую не имеют границ, как у "Панатинаикоса", например. Что можно противопоставить такому сопернику?
- Что-то необычное. Мы рассуждаем с вами о том, как играют наши конкуренты, но я сильно сомневаюсь, что в "Фенербахче" или том же "Панатинаикосе" сейчас озабочены тем, как же будет действовать против них "Автодор". Всех волнует прежде всего своя собственная игра. И этот путь - единственно верный. Нюансы каждого из соперников знать, конечно, надо. Но даже если ты изучил их вдоль и поперек, но сам не способен показать на площадке что-то стоящее, то грош цена твоим знаниям.
-Вы уже подписали контракт?
- Нет. Да это и не столь существенно. Ну будет у меня контракт, а Родионов захочет меня уволить - что я, побегу в суд с этой бумагой? Нет, конечно. Контракт будет, а цель его подписания - оговорить на бумаге рамки наших отношений с президентом.
-Он поставил перед вами конкретные задачи на сезон?
- Еще нет, да и зачем? Я, как и он, максималист. А говорить: "будем первыми", "выйдем в плей-офф" или "выиграем 3 матча" - несерьезно. Наша цель - играть и стремиться выигрывать. И для меня, и для Родионова нет особой разницы, кто - ЦСКА, "Панатинаикос", Минеральные Воды или Якутск - нам сегодня противостоит. Есть соперник, которого нужно обыграть. Сейчас идет работа в этом направлении. Хотя, не скрою, сезон будет очень сложным. Нам предстоит учиться на ходу. Но ведь тот, кто утратил способность к обучению, ничего, на мой взгляд, не добьется. Если человек не меняется вместе с окружающим его миром, его дела плохи. Мы - не из таких.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Саратов