Газета Спорт-Экспресс от 10 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

10 июля 1998

10 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

ОДИН ДЕНЬ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

Михаил ПУКШАНСКИЙ

из Сен-Дени

В отличие от своих коллег из бригады "СЭ", которые уже больше месяца работают во Франции, я приехал в Париж на один-единственный день - на второй полуфинальный матч Франция - Хорватия. Масса буклетов с изображением Футикса в самолете авиакомпании Air France, два отбившихся от своих хорватских болельщика в аэропорту Шарля де Голля, транспаранты на улицах по пути в гостиницу - все это наводило на мысль, что этот чемпионат мира - не что иное, как прекрасно преподнесенный и хорошо обставленный спектакль, как многие и думают в Москве, не более того.

Впрочем, первое впечатление нередко бывает обманчивым. Слава Богу, так вышло и на этот раз. Едва я добрался (а было еще раннее утро) до Эйфелевой башни, как все сомнения отпали. Футбольный бум, царивший в центре Парижа, меня - человека, прежде не бывавшего на финальных турнирах чемпионатов мира, - просто потряс. Вспомнил слова главного тренера Хорватии Мирослава Блажевича: "О чем можно говорить, если у нас шесть миллионов жителей, а в Германии - шесть миллионов футболистов?!" Мне показалось, что у Эйфелевой башни были все шесть миллионов хорватов, о которых говорил Блажевич, и все они были футбольными болельщиками. Уже на подходе к "Стад де Франс" я увидел, что в хорватские компании затесались аргентинцы, немцы и даже японцы, никак не желающие вопреки отъезду любимых команд расставаться с этой футбольной фиестой. Причем все чужаки были в красно-белых хорватских футболках и скандировали имена хорватских звезд на немецкий, испанский или японский лад.

Российских туристов, приехавших на чемпионат, я тоже видел - в подобных же пестрых группах. С некоторыми беседовал. Держались они как-то отчужденно, говорили без эмоций, холодно и казались чужими в бурлящей толпе. Разве что какая-то детская команда из России, которую я увидел в парке "Адидас", гармонично вписалась в эту праздничную атмосферу. И если наша основная команда во Францию не попала, то эта, совсем еще юная, давала бой всем, с кем встречалась на импровизированных мини-футбольных площадках.

"Ищу место на финал!" - с такими табличками стояли на подходах к стадиону в Сен-Дени сотни, может быть, тысячи французов, не сомневавшихся, как видно, в победе над хорватами. Тут же устраивались футбольные шоу, имена победителей которых громогласно объявлялись по всей округе. Едва ли не половина шедших на стадион людей поучаствовали в экспресс-прогнозе (вот так бы и у нас!), называя, естественно, счета в пользу "трехцветных". Внушительная часть публики шла на стадион, вооружившись свистками, которые, как вы, наверное, заметили, постоянно сбивают с толку играющих. Французы футбол понимают тонко и знают, в какой ситуации свистнуть, чтобы у соперника могла возникнуть иллюзия остановки игры.

В какой-то момент толпа ринулась со всех ног за человеком, узнать которого и со спины не составило труда. Руди Феллер, много лет игравший за марсельский "Олимпик", до сих пор ассоциируется здесь с силой и мощью французского клубного футбола. А сейчас на этот уровень наконец-то вышла и сборная. Феллер, попавший в плотное кольцо жаждущих получить автограф или сфотографироваться на память, был весьма общителен, сам затеял с болельщиками разговор на предмет итога предстоящего матча.

А когда стадион запел "Марсельезу", мне стало немножечко не по себе: у нас такого не было и, наверное, не будет никогда... И французские футболисты тоже пели. А как же, если у гимна есть слова?! И как тут не настроиться на борьбу за честь флага? Извините уж за громкие слова.

Спустя два часа начался фантастический праздник, каких, наверное, свет не видывал или я на этом свете. Те восемьдесят тысяч французов, которые побывали на стадионе, стали частью огромной армии болельщиков, собравшихся в это время кто в барах, кто перед огромными телеэкранами на площадях. Сказать, что город потом гулял всю ночь, - не сказать ничего. Город жил, дышал, восхищался победой своих. Клаксоны машин не умолкали ни на секунду, в каждую из них набивалось по десять человек, а в руках одного из них обязательно был трехцветный французский флаг. Поймать такси в этой ситуации оказалось делом безнадежным. Ни в барах, ни в ресторанах не осталось в эту ночь ни одного свободного места. И вспомнились мне слова Эме Жаке, которые он со свойственной ему доброжелательностью произнес два месяца назад на стадионе "Локомотив", когда французы приезжали в Москву играть с нашими: "Обязательно приезжайте во Францию, - обратился он к российским болельщикам и журналистам. - Того, что можете увидеть у нас, вы не увидите больше никогда и нигде".

Машину я так и не поймал. А единственный таксист, тормознувший рядом, сказал, что готов отвезти меня бесплатно в бар, ресторан или на дискотеку, туда, словом, где я могу отпраздновать победу вместе с французами. "Идете спать?! - удивился он. - Нет!". И с нескрываемой обидой нажал на газ и умчался навстречу тому веселью, которое было в самом разгаре.

Но идя пешком к своему отелю, я больше думал не о французах, гулявших в эту ночь, а об их соперниках, пусть проигравших несколько часов назад, но сделавших это так достойно, что президент Хорватии сиял в ложе от счастья и после того, как испанский арбитр Гарсия Аранда дал финальный свисток. Почему же хорваты или, скажем, чехи, чьи команды преподнесли главные сенсации на этом чемпионате мира и на последнем чемпионате Европы, могут, а мы нет?! Ведь ни страны Чехии еще недавно не существовало, ни страны Хорватии. Были совсем другие государства, развалившиеся так же, как и Советский Союз. Но в Чехии, Хорватии или Югославии футбол жив, в России умирает. Хотя, казалось бы, насколько наши возможности, предпочтительнее. Но у тех же хорватов, к примеру, совсем другой менталитет. Я думал, что выход в полуфинал был для них пределом мечтаний, и ошибся. В среду на "Стад де Франс" они это опровергли и собственной игрой, и отношением к ним судей. Извините, но с трудом представляю, как бы в матче с Россией могли удалить игрока французской сборной, хозяина Кубка мира! А до этого в матче Хорватия - Германия удалили немца, еще раньше не засчитали правильно забитый украинцами гол в хорватские ворота. Даже эти факты, которые вызывают неоднозначную реакцию, свидетельствуют о том, что маленькую Хорватию в футбольном мире уважают. А уважают ли нас? Вспомните судейство Крондла в Софии - и вы получите ответ на этот вопрос.