Газета Спорт-Экспресс от 29 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

29 июня 1998

29 июня 1998 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Бора МИЛУТИНОВИЧ

Главный тренер сборной Нигерии

Бора Милутинович сочувствует Борису Игнатьеву, но о том, чтобы занять его место, не готов говорить до истечения срока своего контракта с нигерийской федерацией, подписанного до конца ЧМ-98. Об этом знаменитый югослав, для которого нынешний чемпионат мира - четвертый подряд, заявил в Париже специальному корреспонденту "СЭ" Борису БОГДАНОВУ.

-Господин Милутинович, вы знаете о том, что сборная России осталась без главного тренера?

- Да, и искренне сочувствую Борису Игнатьеву - ведь с каждым из нас рано или поздно случится то же самое. Но такова судьба тренера - когда мы не даем результатов, нас увольняют. Я, например, очень рад, что сейчас имею возможность разговаривать с вами здесь, в Париже. Если бы Нигерия в первом туре чемпионата мира проиграла Испании, меня бы тут уже не было.

- Многие в России, говоря о возможных кандидатах на вакантное место наставника сборной, называют вашу фамилию. Если бы Российский футбольный союз обратился к вам с таким предложением, как бы вы отреагировали?

- Приятно слышать такое, но, честно говоря, все мои мысли сейчас сосредоточены только на предстоящих матчах.

-Однако вы не против вернуться к этому разговору после?

- Почему бы нет? Только давайте подождем, пока здесь все закончится.

Ренцо УЛИВЬЕРИ

Главный тренер "Наполи", бывший главный тренер "Болоньи"

После того как Ренцо Уливьери был официально представлен в Неаполе в качестве нового главного тренера "Наполи", корреспондент "СЭ" Георгий КУДИНОВ, воспользовавшись знакомством, позвонил ему домой и поинтересовался, знает ли он о состоянии дел в российской сборной. Ее судьба небезразлична Уливьери: он питает большие симпатии к нашей стране.

- Шалимов и Колыванов говорили мне, что ваша команда испытывает большие проблемы. Впрочем, это видно и со стороны. Мне кажется, что в тактической подготовке вы отстали от ведущих стран на несколько лет. Я слышал и читал, что после того, как российская сборная не попала на чемпионат мира, очень многие люди были глубоко разочарованы. Доводилось ли мне обсуждать с Колывановым, почему он пропустил последние игры сборной России? Честно говоря, мы эту тему не затрагивали. Но раз мне был задан этот вопрос, значит, что-то у вас там происходит.

Кстати, было бы интересно поработать с вашей сборной, представься такая возможность. Мне нравится бросать вызов судьбе и рисковать, ведь недаром я выбрал сейчас Неаполь, где люди, даже по меркам Италии, помешаны на футболе. Я бы посчитал за честь получить, приглашение тренировать сборную России и был бы готов добираться до Москвы пешком.

Невио СКАЛА

Бывший главный тренер"Боруссии" (Дортмунд), а до этого "Пармы", ныне без работы

Несмотря на то, что все внимание сейчас приковано к Франции, европейский футбольный рынок не прекращает работу. В межсезонье в поле зрения селекционеров оказались не только игроки, но и некоторые известные тренеры, оставившие свои прежние клубы. Одна из самых заметных фигур среди них - Невио Скала, сделавший в свое время из малоизвестной "Пармы" одного из лидеров итальянского и европейского футбола, а впоследствии возглавлявший дортмундскую "Боруссию" в Лиге чемпионов. В прошедшем сезоне "Боруссия" выступила неудачно, и Скала на время остался без работы. Впрочем, предложений у него хватает. По сообщениям газет, чуть ли не пол-Европы хочет видеть его у себя, а особенную настойчивость проявляют испанцы и турки.

Звонок корреспондента "СЭ" Георгия КУДИНОВА застал итальянского тренера в Дортмунде, где он, видимо, утрясал последние детали, связанные с уходом из клуба.

-После ухода из "Боруссии" недостатка в предложениях вы, как мне известно, не испытываете. А если бы поступило приглашение из России возглавить ее национальную сборную, как бы вы к этому отнеслись?

- С интересом.

-То есть вы бы рассмотрели такое предложение?

- Да. Разумеется, речь не идет о том, что я бы принял его с закрытыми глазами. Провел бы детальные переговоры с представителями вашей федерации, выслушал бы их программу действий, после чего смог бы изложить свою.

-В том числе и финансовые требования?

- Не надо думать, что все упирается в деньги. Я бы, наверное, не стал ставить жесткие условия. Россия - огромная страна, играющая большую роль в Европе. Возглавить национальную сборную такой страны - большая честь для тренера. Это вопрос престижа. Так что деньги играли бы в этом не главную роль.

-А вы в курсе того, что происходит сейчас с российской сборной?

- Если судить по результатам матчей, то дела у вас обстоят неважно. Но истинной причины этого я не знаю. Газеты Италии и Германии дают отрывочные сведения. Могу предположить, что ситуация вокруг вашей национальной команды напрямую связана с политическим и экономическим положением внутри страны. А футбол не может существовать отдельно от общества.

-А вас не удивит, если я скажу, что в последнее время нашу сборную захлестнула эпидемия отказов выступать за нее?

- Если у вас подобное стало правилом, то речь идет о серьезных проблемах. Национальная команда - футбольное лицо страны, и добровольные отказы выступать за нее превращают это лицо в гримасу. Такие случаи больно бьют по имиджу сборной и страны в целом. Если избранные люди не испытывают гордости за свою страну, то это является дурным примером для остальных. Я не хотел бы огульно осуждать ваших отказников, тем более что это не мое дело. Но коли уж вы спросили, то я скажу, что вам надо что-то кардинально менять. И побыстрее. Футбол не стоит на месте, он динамично развивается. Поэтому не рекомендуется пропускать главные мировые и европейские турниры. На чемпионат мира вы не попали, а скоро начнутся отборочные игры чемпионата Европы. Не решив основных проблем, вы рискуете быть отброшенными на годы назад.

-Предположим, вам предложили пост главного тренера сборной России. Вас не смутило бы, что у русских совсем иной склад ума, менталитет, чем у итальянцев или немцев?

- Да, это создало бы определенные трудности, но вряд ли я рассматривал бы их как непреодолимое препятствие. Безусловно, к русским нельзя подходить с той же меркой, что к итальянцам или немцам. Я не могу взять и механически перенести мой итальянский или немецкий опыт в Россию. Наоборот, весь интерес и состоял бы в том, чтобы понять ваш менталитет. То есть применить свои знания, исходя из ваших национальных особенностей, а не пытаться переделать ваших футболистов на наш манер. Это был бы интереснейший эксперимент и бесценный опыт. Россия - страна с многомиллионным населением. Значит, теоретически у вас должны быть огромные возможности по отбору лучших представителей той или иной профессии. И футболисты, в моем понимании, не исключение.

-С одним из возможных кандидатов в сборную России вы неплохо знакомы. Я имею в виду Владимира Бута, который выступал в вашей "Боруссии".

- Да, так получилось, что Владимир Бут по-настоящему заиграл в "Боруссии", когда я стал тренировать эту команду. Считаю его прекрасным молодым футболистом с многообещающим будущим. У нас сложились хорошие отношения. Хотя, как вы говорите, у нас разный менталитет. Если человек сам не захочет что-то изменить, я не смогу его заставить сделать это. Бут, как мне кажется, хочет вырасти в большого игрока, а следовательно, ему приходится принимать местные правила игры, коли он оказался в Германии. Точно так же мне пришлось бы вникать в детали вашего менталитета. Кстати, то, что мы неплохо ладили, говорит в пользу того, что и люди, воспитанные разными системами, могут найти общий язык. Было бы желание.