Газета Спорт-Экспресс от 19 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

19 июня 1998

19 июня 1998 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Время быстро отдаляет нас от заключительного дня чемпионата НБА, а пресса ведет себя так, словно хочет вернуть этот день назад. По-прежнему полны комментариев, заметок, статистических данных, даже редакционных статей о финалах чемпионата спортивные страницы газет. И не только спортивные. Вот темы трех гвоздевых материалов, которые во вторник опубликовала авторитетнейшая The New York Times: (Первый - о политической ситуации в связи с расследованием отношений президента Клинтона и юной Моники Левински, второй - о конфликте с Ираком, третий - о возможности ухода из баскетбола великого Майкла Джордана, приведшего к шестому чемпионскому званию свою команду "Чикаго Буллз".

У журнальной прессы США есть неписаное, но никогда не нарушаемое правило: иллюстрация на обложке призвана обозначить тему, которую редакция считает центральной в номере. В оглавлении она выделена особым шрифтом и снабжена рубрикой, говорящей о значении, которое ей придается. На обложке очередного выпуска уважаемого во всем мире еженедельника Time - портрет все того же Джордана и общее заглавие занимающей 12 страниц журнала подборки - "Майкл".

Перелистываешь периодику этой недели, и невольно приходит на ум термин, который российские жители близкого к пенсионному возраста стали забывать, а молодежь и вообще знает лишь понаслышке - "культ личности". Чтобы убедиться в том, что я не преувеличиваю, достаточно познакомиться с заголовками, под которыми печатают нью-йоркские газеты материалы об исходе баскетбольного чемпионата:

"Джордан - герой шоу, в котором его команда овладела титулом чемпиона в шестой раз"

"Победа, завоеванная в одиночку"

"Чудо-человек Майкл приносит "Буллз" еще один титул"

"Победа, которая может означать конец эры Майкла"

"Майкл решает, что победу должен обеспечить он сам"

"Как сыграли бы "Буллз" Джордана против "Селтикс" Рассела?"

"Все о Майкле"

"Джордан есть, значит, со спортом все в порядке"

"Последнее "ура" Майклу?"

Ну разве не культ? Только без политической окраски. В нем отражено восторженное поклонение миллионов людей спортивному гению.

Энтузиазм публики и прессы подняло на заоблачную высоту совпадение нескольких обстоятельств. Это его, Джордана, команда стала чемпионом в шестой раз. Это он, Джордан, снова обеспечил ей этот титул, принеся в решающем матче 45 очков из тех 87, которые она набрала. Это он, Джордан, спас ее от поражения, при счете 86:85 в пользу противника за пять секунд забросив мяч в кольцо "Джаз". Это, возможно, были последний сезон, последняя игра и последние 2 очка Джордана, которому 35 лет, который грозит уйти и без которого баскетбол осиротеет. Что уж говорить о таких мелочах, как травма, полученная в, последней игре Скотти Пиппеном - лучшим из соратников Майкла, и что встреча эта проходила на поле противника.

Вот почему спортивный анализ финальных игр, исследование цифровых данных, выдержки из сказанного тренерами на пресс-конференциях - словом, все, что предлагает пишущая и электронная пресса в таких случаях, было пронизано бьющими через край эмоциями. И это простительно. Какими бы эпитетами ни награждался Джордан за сотворенные им в заключительном матче с "Джаз" чудеса, в них нет преувеличений.

Вот как, например, рассказывает о последней игре The New York Times: "В эти, пожалуй, самые напряженные минуты своей легендарной карьеры Джордан привел "Буллз" к третьему подряд чемпионскому титулу. Последним штрихом этой яркой картины стал великолепный бросок с 18 футов в момент, когда до конца оставалось 5 секунд". Как ни парадно звучат эти фразы, эпизод запечатлен с фотографической точностью.

Этот финал журналисты единодушно признали историческим. Обозреватель газеты New York Post расширяет его описание во времени: "Сезон закончился так, как должен был, - Джордан создал в последнюю минуту три шедевра. Это были 38 секунд совершенства". И помимо того броска, который уже упоминался, говорит о предыдущем и о том, как перед ним Майкл умудрился выхватить мяч из рук Мэлоуна.

Далее автор цитирует тренеров обеих команд-финалисток, оценивающих игру Джордана в этом матче как самое яркое украшение всей его карьеры. И, наконец, обнадеживающий ответ самого Майкла на вопрос, окончательно ли он решил уйти. Джордан говорит, что хочет остаться еще на год. И уточняет: "Я буду рад, если это произойдет. Все решится в течение лета".

Сам Джордан к своим достижениям и личным призам равнодушен. Одна из газет приводит его слова сразу после объявления о том, что он признан лучшим игроком этого сезона: "Перед началом чемпионата я никогда не думаю, как стать лауреатом, а только о том, что я должен сделать, чтобы играть лучше, чем в прошлом сезоне".

Перед открытием финальной серии в большинстве прогнозов первенство отдавалось "Джаз". У "Юты" были свои серьезные козыри. В ней тоже есть два великих мастера - Мэлоун и Стоктон, которые, как и Джордан, обеспечили себе места в баскетбольном Зале славы. "Джаз" выиграл у "Буллз" оба матча регулярного сезона и поэтому оказался выше них в итоговой таблице. У "Чикаго" - посредственная скамейка, а у "Джаз" - длинная и надежная. Наконец, Джордан и его команда пресыщены победами, а, их противники не дотянулись до чемпионства год назад, и их голод не утолен.

Однако по мере того, как серия продвигалась вперед, становилось все ясней: величие Джордана и вдохновенная игра его сподвижников Пиппена, Кукоча и Родмана перекрывают относительные слабости. К середине же серии все сомнения в превосходстве "Буллз" отпали. Видимо, даже у судей.

Те, кто видел шестой матч финала, не дадут мне соврать. Рефери не засчитал 3-очковый бросок защитника "Юты" Ховарда Эйсли в связи с нарушением правила, согласно которому команда, владеющая мячом, должна сделать бросок по кольцу в течение 24 секунд. Но эти 24 секунды в тот момент не истекли. Телевидение десяток раз показало табло, которое свидетельствовало о том, что в распоряжении Эйсли оставалась ровно секунда. В другой раз, когда то же самое правило нарушил игрок "Буллз" Рон Харпер (теперь это зафиксировал секундомер), "Чикаго" наказан не был и набрал незаконные 2 очка. Эти ошибки в матче, завершившемся со счетом 87:86, нельзя не признать роковыми. На исход серии они, возможно, не повлияли, но исход матча, скорее всего, изменили.

Сколько ни перечитывал я репортажи о ставшей последней игре, не нашел даже и намека на эти ошибки. Забыли о них начисто говорящие и Пишущие журналисты. С такой забывчивостью коллег и с такой невнимательностью судей я за 20 лет жизни в Америке столкнулся впервые.

Объяснение, которое я даю этой аномалии, спорно. Прежде, чем его высказать, приведу такой факт. В самом начале матча главный тренер "Юты" Джерри Слоун, недовольный каким-то решением судьи, бросил вслед тому реплику и был тут же наказан техническим фолом. Наставник "Чикаго" Фил Джексон то и дело вскакивал на ноги и кричал судьям обидные слова во весь голос - его не наказали ни разу. Вот я и думаю, что разум и судей, и прессы немного помутили эти проявления спортивной гениальности Джордана, что и те, и другие подпали под гипноз его обаяния. Удивляться не стоит: это обаяние так велико, что мало кто способен ему сопротивляться.

ПЛЕЙ-ОФФ - 97/98

Схему см. в PDF

Символическая пятерка. Вариант "СЭ"

О'НИЛЛейкерс,МЭЛОУНЮта,ПИППЕНЧикаго,М.ДЖЕКСОНИндиана,ДЖОРДАНЧикаго.