Газета Спорт-Экспресс от 25 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

26 мая 1998

26 мая 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ШЕСТОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МОНАКО"

ДУЭЛЬ "МАКЛАРЕНОВ" ЗАВЕРШИЛАСЬ НА 17-М КРУГЕ

"Макларены" не стояли на первой линии стартового поля в Монте-Карло ровно десять лет. Пять лет пилоты этой команды не принимали "Большого приза Монако" из рук князя Ренье III. Вчера Мика Хаккинен блестяще прервал череду монакских неудач "Макларена", выиграв шестой этап чемпионата мира и в очередной раз напомнив "Формуле-1", кто сегодня на трассе хозяин.

Четверг, 21 мая

ВИЛЬНЕВ ВНОВЬ ПОКРАСИЛСЯ. ТЕПЕРЬ ОН СИНИЙ

К обилию кинозвезд и коронованных особ в Монако давно привыкли - голубым оттенком крови или громким именем тут никого не удивишь. Порой кажется, что и вообще тут никого и ничем удивить уже невозможно. И все-таки чемпион мира-97 Жак Вильнев сумел потрясти воображение очевидцев "Гран-при Монако": в среду вечером он появился в паддоках с волосами, выкрашенными в... синий цвет!

Год назад, если помните, Жак уже проделывал эксперименты над собственной шевелюрой: тогда паддоки "Гран-при Франции" едва пережили "культурный шок" при виде Вильнева, из обычного шатена превратившегося в яркого соломенного блондина. Резкая смена имиджа минувшим летом сопровождалась и резким скачком в результатах будущего чемпиона мира. Может быть, Жак и на этот раз решил перехитрить судьбу - несмотря на то, что его нынешняя FW20 бесспорно слабее прошлогодней FW19?

Если судить по результатам первых свободных тренировок в четверг, краситель на результаты гонщика подействовал слабо. Если Вильнев чем и запомнился, так это скандалом с бразильцем Риккардо Россетом.

Причиной для громогласного выяснения отношений стало столкновение машин канадца и бразильца незадолго до окончания тренировок возле бассейна на набережной Во Риваж. "Уильямс", находившийся на летучем круге, догнал "Тиррелл" Россета и начал обгонять его с наружной стороны виража - и тут бразилец, вывернув руль, просто-напросто въехал в левый бок чемпионской машины! Вильнев был настолько разъярен, что чуть не набросился на Россета с кулаками. "Среди нас есть несколько гонщиков, которым место не то что в "Формуле-1", а за рулем мусоровоза! - бушевал чемпион мира. - И Россет из их числа. Со старта сезона вокруг только и говорят, что этот лунатик не умеет пользоваться зеркалами заднего вида. Ему не место в гонках "Гран-при" - он просто опасен!"

(Любопытная деталь: бразилец оказался в нынешнем сезоне за рулем "Тиррелла" благодаря нынешнему менеджеру команды Крейгу Поллоку, являющемуся также персональным менеджером Вильнева! Пять миллионов, которые были готовы выложить богатые родственники Россета за то, чтобы их отпрыск и дальше водил "формулу", видимо, понравились Поллаку гораздо больше опыта и таланта Йоса Ферстаппена.)

Когда Вильнев вылез из разрушенного "Уильямса" и сделал шаг к обидчику, показалось, что сейчас последует хороший хук в челюсть в стиле Рокки Бальбоа (киногероя Сильвестра Сталлоне, наблюдавшего за заездами из боксов "Феррари"). Но канадец сдержался, признавшись позже, что был настолько зол, что не мог говорить; а только тыкал кулаком в задние зеркала "Тиррелла", намекая на слепоту оппонента.

Россет, в свою очередь, заявил, что повод злиться был у него, а не у Вильнева: "Я так здорово ехал, пока он не полез обгонять меня возле бассейна, где, на мой взгляд, совершенно не место для таких маневров!" Стюарды "Гран-при Монако", впрочем, приняли сторону Вильнева и предупредили Россета, что он "под колпаком": еще раз уличат его в опасной езде - и последует наказание.

Забегая вперед, надо сказать, что Россет "отличился" и в квалификации, лишь подтвердив мнение Вильнева. Ближе к концу его "Тиррелл" в очередной раз занесло и развернуло на трассе, причем в довольно безобидном, хотя и узком месте. Пытаясь вырулить обратно на трассу, бразилец раскрутил машину на месте и... врезался в противоположный отбойник, при этом изрядно напугав стоявших за ним стюардов. Подобного маневра даже ветераны "Ф-1", как ни старались, припомнить не смогли.

Суббота, 23 мая

ЗАПАСАЙТЕСЬ ТАБЛЕТКАМИ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ!

Если бы кто-нибудь попытался сделать прогноз на квалификацию или гонку, опираясь на результаты двух 45-минутных утренних субботних тренировок, то скорее всего заработал бы дикую мигрень.

Почему? Достаточно было взглянуть на сводную таблицу результатов, где первую строку занимал Джанкарло Физикелла на "Бенеттоне" - 1.21,145. Почти в секунде (!) от него был Дэвид Култхард (1.22,091), следом Мика Сало на "Эрроузе" (!) - 1.22,171. Потом Хайнц-Харальд Френтцен - 1.22,223, Эдди Ирвин - 1.22,314, Алекс Вурц - 1.22,683. Мика Хаккинен оказался только седьмым - 1.22,702. А искать в списке Михаэля Шумахера было просто бесполезно - его "Феррари" за полтора часа тренировок не сумела совершить ни одного хронометрируемого круга!

На самом деле все объяснялось предельно просто. Эпидемия вылетов, начавшаяся еще в четверг (тогда меньше всех пострадали "Макларены", совершившие по одной короткой экскурсии в Сен-Девоте, а больше всех - "Феррари" Михаэля Шумахера, которую двукратный чемпион в щепки разнес, врезавшись в рельс возле казино), в субботу с утра достигла своего пика.

На первом же круге после выезда из боксов "запарковал" свою машину Шумахер - произошло это в вираже "Портье" перед въездом в туннель. Как выяснилось позже, отказало сцепление. За первые 45 минут эвакуировать машину с трассы так и не успели, а ко второй 45-минутке механики не успели ее починить. Поэтому Михаэль, пожалуй, впервые в своей карьере довольствовался ролью зрителя (во время тренировок в отличие от квалификации пользоваться запасной машиной запрещено). На машине Оливье Паниса сгорел мотор - и он присоединился к Шумахеру. Во второй половине тренировок не было на трассе и ни одного "Заубера" - Жан Алези в самом конце первой тренировки разбил машину возле бассейна, а у Джонни Херберта обнаружилась механическая поломка, которую не удалось устранить вовремя. Возле бассейна в тяжелую аварию угодил и Култхард, начисто лишивший свой "Макларен" задних элеронов. На набережной Бо Риваж "убил" "Уильямс" чемпион мира-97 Жак Вильнев. Наконец, в "Ла Раскасс" "подравнял" левую половину своей машины Мика Хаккинен.

Так что, когда все эти парни через каких-нибудь пару-тройку часов как ни в чем не бывало вышли на старт квалификации, захотелось снять шляпу. У гонщиков "Формулы-1" с нервами все в порядке. Потому что "полеты на вертолете по собственной гостиной", как однажды охарактеризовал езду в Монако трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, не для слабонервных.

Суббота, 23 мая

ВЫИГРАВ КВАЛИФИКАЦИЮ, ХАККИНЕН СДЕЛАЛ ПЕРВЫЙ ШАГ К ПРИЗНАНИЮ

...Иногда кажется, что трасса в Монако - живое существо. Потому что с каждым из тех гонщиков, кому хоть раз в жизни довелось выйти здесь на старт, у нее завязывались совершенно особенные отношения. Айртон Сенна ее обожал - и выиграл "Гран-при Монако" шесть раз (причем пять - подряд). Ален Прост уважал - и четырежды был первым. Найджел Мэнселл боялся, но, скрывая, как настоящий мужчина, страх, пытался ее покорить - в результате, несколько раз лидируя, он так ни разу и не стал на ней первым. Михаэль Шумахер относится к трассе, как математик к сложному уравнению, решить которое - дело чести. Решил. Трижды. Не испытав при этом никаких особенных эмоций. У Дэмона Хилла, чей отец Грэм побеждал здесь пять раз, к знаменитой трассе свой особый, фамильный счет. Который, видимо, так и останется неоплаченным. Жак Вильнев, житель Монако, эту трассу не любит. И она исподтишка мстит канадцу. А вот Мика Хаккинен, несмотря на то, что предыдущие шесть его свиданий с Монако закончились, мягко говоря, безрезультатно, ее любит. И был вознагражден за преданность.

...После утренних треволнений гонщики на трассу не спешили. И Сильвестр Сталлоне, облаченный в униформу обслуги "Гран-при", честно скучал в компании стюардов - в ожидании, когда же герои его будущего фильма вступят в схватку за поул.

Первым "распечатал" трассу Эстебан Туеро, дебютант Монако. Ровно 1.0 минут юный аргентинец был обладателем промежуточного поула 1.26,494.

На 8-й минуте на трассу выехал Хаккинен. И на первом же Летучем круге показал 1.21,375,

Когда пошла 15-я минута квалификации, на трассе началось столпотворение. Френтцен совершил небольшой спортивный подвиг, одолев круг за 1.21,968. Но почти мгновенно со второй строки его скинул утренний герои Монако Физикелла - 1.21,887. Четвертым устроился еще один дебютант Монако Вурц - 1.22,029.

На 21-й минуте картинка в монакском калейдоскопе снова переменилась - поул у Хаккинена отобрал его партнер по команде Култхард: 1.20,881. Тут же Шумахер успокоил своих поклонников. "Феррари" выбрала редкую для нынешнего сезона тактику двух летучих кругов подряд - и на втором Шумахер занял свое законное место следом за двумя "Макларенами"; 1.21,610.

Михаэль занимал третью строку протокола ровно девять минут - сразу после того, как квалификационная сессия перевалила экватор, свое имя вписал туда Френтцен (1.21.527). Но тут же свои утренние амбиции подтвердил Физикелла - 1.20,664!

Через три минуты после этого отстаивать честь маклареновского мундира ринулся Хаккинен. Две трети дистанции он шел не просто быстро, а божественно быстро, опережая фантастический график Физикеллы на 0,4. Но на последней трети на пути "серебряной стрелы" некстати попался медленно ползущий в боксы Туеро. Аргентинец увидел финна и попытался как можно более резво освободить ему путь, но десятые все равно были потеряны - 1.20,761. И Физикелла по-прежнему первый! Назревала сенсация...

Но не назрела. На третьем выезде статус-кво восстановил Култхард, показавший на 45-й минуте 1.20,137. Молодой итальянец постарался не остаться в долгу, но ничего лучше 1.20,368 у него не получилось. Ну а потом, на 50-й минуте, жирную точку поставил Хаккинен - 1.19,798!

Конечно, у соперников еще оставалось по крайней мере по одной попытке на то, чтобы своими припрятанными козырями попытаться побить победное каре "Макларена". Напряженность не покидала стенд команды Рона Денниса. Видимо, внутренне многие, и не только "Макларен", были почти уверены, что поул в Монако достанется Шумахеру. Но у "Феррари" выдался явно не лучший уик-энд. Достаточно сказать, что вторую двухкруговую серию Шумахеру испортил его же партнер по команде: Михаэль шел на второй летучий круг, который, как и в первый раз, был явно быстрее предыдущего, когда по радио ему передали, что Ирвин разбил машину сразу после слепого поворота "Ла Раскасс". У Шумахера нервы, конечно, крепкие, но и он всего лишь человек: чуть приподнятая с газа нога - и 1.20,864. А мог бы быть и поул! После этого немец уже никакой роли не сыграл, закончив в итоге квалификацию только 4-м.

Думается, это стало для немца чувствительным ударом по самолюбию. Ведь первая линия стартового поля Монако для него - привычное место: нынче Михаэль в 7-й раз будет стартовать в гонке вокруг казино, и за предыдущие шесть лет лишь однажды, в год монакского дебюта в 1992-м, его машина не стояла ниже второго места. Накануне в "Феррари" были абсолютно уверены, что Михаэль не упустит своего и на этот раз. "Место на первой линии поля, - скромно, но с уверенностью сказал спортивный глава Скудерии Жан Тодт, - бесспорно, достижимая вещь, ведь трасса в Монако оптимальна для F300". А Михаэль пообещал посвятить ожидавшийся поул хозяину "Феррари" Джанни Аньели, который вместе с президентом "Феррари" Лукой ди Монтеземоло прилетел в Монако в пятницу вечером. Своим поулом Шумахер мечтал скрасить разочарование, постигшее Аньели после поражения его "Ювентуса" в финале Лиги чемпионов от "Реала". Но, как говорит старая русская пословица, загад не бывает богат.

- Еще в четверг во время первых тренировочных заездов мои надежды на более или менее приличное время были весьма велики. Я рассчитывал, что отставание от времени поул-позишн будет не столь уж большим - машина вела себя великолепно, нам удалось найти правильный баланс, и чувствуется, что "Гудьир" работает в правильном направлении. Наверное, при более удачном стечении обстоятельств я мог бы прибавить, но совсем немного - одну десятую, не больше. Я выжал из машины все, на что она способна, - так прокомментировал свою четвертую позицию на стартовом поле двукратный чемпион мира.

Вернувшихся с трассы Хаккинена и Култхарда в боксах "Макларена" поджидал более чем радушный прием. Еще бы - ведь в последний раз первая линия стартового поля была в Монако чисто маклареновской почти десять лет назад - в 1989 году. Конечно, вы догадались, кто сидел тогда за рулем машин Рона Денниса. Айртон Сенна и Ален Прост.

- Этот поул равен для меня победе в гонке, - сказал Хаккинен. - Когда квалификация закончилась, единственной мыслью было: "Я сделал это!"

Деталь: в квалификации "Макларен" использовал жесткую резину "Бриджстоуна". "Феррари" остановила свой выбор на жестком "Гудьире", что и позволило Шумахеру и Ирвину ехать серии по два быстрых круга подряд. "Бенеттон", настраивавший Физикеллу на борьбу за поул, сделал выбор резины лишь в последний момент - после того, как стало ясно, на чем поедут "Макларены". Подопечные Дэвида Ричардса просто повторили выбор соперников - и почти преуспели. Их гонщику просто не хватило опыта, а возможно, и мастерства, - все-таки, как ни крути, а квалификационные круги Хаккинена были в субботу выписаны самым "чистым" из всех других почерком. Включая шумахеровский.

Воскресенье, 24 мая

ЕСТЬ ЛИ ПРИЧИНЫ ДЛЯ БЕССОННИЦЫ?

Вряд ли ночь с субботы на воскресенье выдалась для команды "Макларен" очень уж безмятежной. Дело в том, что после поражения в квалификации Култхард был не просто расстроен, а, можно сказать, зол. Что и говорить, трудно признаваться самому себе, что твой единственный реальный соперник - он же партнер по команде - ездит лучше. Култхард попытался было выместить раздражение на Вильневе, который во время квалификации заблокировал "Макларен" шотландца, проходившего быстрый круг. Но как человек честный и отходчивый, быстро остыл. "Сначала я сильно разозлился на Жака, - признался он, - но потом, увидев, на каком месте он закончил квалификацию, отошел. У Вильнева своих проблем в достатке, зачем ему еще и мои?"

Теперь послушаем Хаккинена: "Я настраиваюсь на то, чтобы провести лучшую гонку в жизни. Завтра (то есть в воскресенье. - О.Л.) мне как воздух нужен хороший старт, но я по опыту знаю, что в Сен-Девоте нет места для двоих..." - Помедлил - и вроде бы шутя добавил: "Сегодня вечером мы с Дэвидом обсудим, что делать с первым поворотом. Может быть, обсудим..."

История умалчивает о том, состоялась ли эта встреча и, если состоялась, то подписали ли высокие договаривающиеся стороны мирный договор. Но утром в воскресенье во время традиционной разогревочной тренировки - warm-up - Хаккинен выглядел вполне безмятежно и легко показал лучшее время (1.23,878), опередив Михаэля Шумахера (1.24,107) и Култхарда (1.24,199). Вурц, оставшийся 4-м (1.24,493), лишний раз напомнил, что с "Бенеттонов" в Монако нельзя спускать глаз - опасны. Как показало дальнейшее развитие событий, и в самом деле опасны. Правда, пока главным образом - для самих себя.

Воскресенье, 24 мая

ТЕРПЕЛИВОМУ ВОЗДАЕТСЯ СТОРИЦЕЙ

Несмотря на опасения Хаккинена, старт прошел гладко, но если финн начал, скажем так, осторожно, то Култхард совершил, возможно, лучший старт в сезоне - и ему стоило больших усилий, сдержав собственный темперамент, не полезть атаковать партнера в Сен-Девоте. А повод был: в первом повороте два "Макларена" шли так близко друг за другом, что напоминали диковинное восьмиколесное чудище.

Следом за лидерами стартовая диспозиция почти сохранилась, лишь Вурц и Френтцен поменялись местами, да очередной стартовый подвиг совершил Жан Алези на "Заубере": уже в первом повороте он был не 11-м, а 9-м.

Чуть позже - на финишной "кривой", (она в Монако и в самом деле не прямая) после первого круга - маклареновский тандем распался: Хаккинен обгонял Култхарда на секунду. Затем - с каждым последующим кругом - финн стал выигрывать у шотландца примерно по полсекунды. Потом разрыв стабилизировался. Позади "Макларенов" двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер приблизился к "Бенеттону" Физикеллы на дистанцию для атаки. Но вот беда: атаковать в Монако особенно негде, поэтому все, что осталось лидеру "Феррари", это прессинговать в расчете на ошибку молодого и горячего соперника.

Чуть позади двух первых дуэтов и зависшего в одиночестве на 5-м месте Вурца (что, впрочем, не мешало австрийцу ошибаться, особенно при прохождении видоизмененного поворота "Шиканы" перед бассейном) сцепились Френтцен и Ирвин. Ирландец атаковал в шпильке "Левз", но немец довольно жестко закрыл ему дорогу. Двумя-тремя кругами позже это ему аукнулось - Ирвин, зашедший в "Левз" по малому, по сравнению с "Уильямсом" Френтцена радиусу, попал двумя колесами на бордюр, спрямил траекторию - и элегантно выкинул соперника в отбойник.

К 11-му кругу маклареновская парочка, обмениваясь быстрейшими кругами, как фехтовальными выпадами, оторвалась от пытавшегося преследовать их Физикеллы на 11 с лишним секунд. Но, похоже, что в эти секунды Хаккинен и Култхард никого в расчет не принимали - все говорило о том, что именно здесь, в Монако, они решили выяснить отношения между собой.

А потому в эти минуты в боксах "Макларена" спокойствием и не пахло - финн и шотландец впервые в сезоне сцепились всерьез. Непосредственной схватки между ними не было, но та прыть, с которой они проходили круги, наводила на мысль о том, что добром это не кончится.

Тем временем Шумахер слегка ослабил натиск на Физикеллу, решив, видимо, как всегда, постараться обойти итальянца в боксах. А "Макларену" безумная гонка сведенных с ума монакской трассой пилотов вышла-таки боком - в петле на выходе из тоннеля сгорел мотор на машине Култхарда... Шел лишь 17-й круг.

На 30-м круге Шумахер первым из топ-пилотов побывал в боксах (он провел там 7,4 секунды) - его зазвали на пит-стоп сразу же после того, как он и Физикелла уперлись в толпу круговых. Вернувшись на трассу, двукратный чемпион мира оказался позади Вурца, то есть на 4-м месте. Следом за Шумахером в боксах побывал и Алези. Кругом позже на пит-лайн въехал и Физикелла, простоял 10,2 - и вернулся в гонку позади Шумахера. С отставанием в 8,9 секунды! Вот что значит - лишний круг и долгая остановка.

На 36-м круге на свою единственную дозаправку и смену резины заехал лидер - 9,6. За первое место Хаккинен мог не беспокоиться, поскольку от Вурца финна отделяло почти 40 секунд.

Тут Вурц и Шумахер устроили безумную по красоте схватку. Немец, воспользовавшись тем, что им предстояло обогнать группу круговых из Трулли, Херберта и Диница, в "Левзе" предпринял опаснейший и искуснейший маневр, зайдя в этот 180-градусный поворот внутри "Бенеттона" Вурца. Но у австрийца оказались крепкие нервы: он не испугался атаки и впритирку с отбойником перед виражом "Портье" вернул себе второе место. Однако на входе в тоннель Шумахер, воспользовавшись выгодой лучшей траектории, упрямца таки обошел. Но, видимо, эта схватка на грани фола стоила чемпиону какой-то неисправности - на выходе из связки поворотов "Бюро дю Табак", "Ла Раскасс" и "Антуан Ног" его "Феррари" занесло, и Шумахер едва удержал задний мост от контакта с бетоном отбойника. После этого "Феррари" оказалась в боксах, а Шумахер вышел из кок-пита - все, гонка для него закончилась? Нет! Он вернулся, снова застегнул ремни - механики тем временем одели новую резину, которую... начали разогревать!

Неужели "Феррари" хочет вернуть своего пилота на трассу? Зачем?! Ведь даже едущему последним Панису Шумахер проигрывает уже 3 круга! Чемпион и вправду вернулся на трассу, но в концовке гонки запомнился разве что многочисленными ошибками, вообще-то ему несвойственными.

На 42-м круге в боксах побывал Вурц. Вернулся четвертым - позади Физикеллы и Ирвина. Понесся отыгрываться - и переусердствовал. На неприкатанной резине Вурц ошибся в самом скоростном месте трассы: на выходе из тоннеля он врезался в стену, оторвал передние антикрылья - и в лобовую вошел в отбойник в "Шикане". К счастью, без фатальных последствий для себя. Все-таки для того, чтобы ездить в Монако, нужны не только скорость и смелость, но еще и мудрость. Которая приходит только с возрастом. Если приходит вообще...

За 30 кругов до конца, когда в боксах побывали уже все гонщики (кроме Вильнева!), надежды "Феррари" сконцентрировались на Ирвине, ехавшем третьим. Он не мог догнать Физикеллу, но и его никто догнать уже не мог.

На 48-м круге диспозиция была такова: Хаккинен, Физикелла, Ирвин, Алези (вот что значит опыт!), Сало и Вильнев. Любопытный расклад сил, не так ли? Это и есть Монако...

По тому, как шел по трассе Вильнев, было ясно, что его резина уже выработала весь ресурс. Но упрямый канадец продолжал и тут эпатировать Монако, до последнего оттягивая заезд в боксы. Что ж, его можно понять: очень уж хотелось чемпиону мира завоевать здесь свое первое очко. На 55-м круге Вильнев все-таки посетил пит-лайн (7,6) - и успел вернуться на трассу 6-м! Ай да Жак! А вот Алези свое 4-е место потерял - "Заубер" выбрал тактику с двумя пит-стопами, и после второго визита в боксы Жан оказался только пятым. На этой позиции он и оставался - до тех пор, пока из его мотора не начал виться подозрительный серенький дымок... Неужели за 10 кругов до финиша и эта отлично (в очередной раз!) проведенная гонка в итоге окажется безрезультатной?! Мотора хватило еще на четыре круга. А жаль. Алези не заслужил подобной судьбы.

В боксах "Макларена" механики, полностью уверенные в своем пилоте, улеглись поспать в ожидании финиша. Финн и сам не спешил. Некуда было. Скорость уже не имела для Хаккинена решающего значения: важнее было не сделать ошибки. Ведь сказал же Шумахер: "Для победы в Монако нужно быть спокойным. А еще нужно, чтобы тебе повезло".

Уже за 20 кругов до финиша Хаккинен настолько сбросил темп, что Физикелла начал проходить круги почти на полторы секунды быстрее финна. Видимость того, что он настигает лидера, сыграла с ним злую шутку. В повороте "Раскасс" Физикелла совершил ошибку, типичную для новичка. Он начал поворачивать слишком близко от рельса отбойника, зацепил его правым передним колесом - и его отставание от Хаккинена из 17-секундного мгновенно превратилось в полуминутное!

На этом гонка, по сути, закончилась. Последние крути Хаккинен мог позволить себе проезжать на две секунды медленнее преследователя - это уже не могло сыграть никакой роли. Монако признало своего нового короля, сполна расплатившись с Микой за упрямство, мужество и верность. Самоутверждение состоялось.

Ольга ЛИНДЕ