Газета Спорт-Экспресс от 25 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

25 мая 1998

25 мая 1998 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

СНАЙПЕР, КОТОРЫЙ 10 ЛЕТ НЕ СМОТРЕЛ НА КОЛЬЦО

ДОСЬЕ "СЭ"

Евгений ПАШУТИН

Родился 6 февраля 1969 года в Сочи.

Защитник. Рост 190 см.

В сезонах-88/89-90/91 выступал за "Спартак" (Санкт-Петербург), в 1/92 - за "Импульс" (Краснодар). Начиная с сезона-92/93 с перерывом на один год (сезон-94/95 - за московское "Динамо") - в саратовском "Автодоре".

Серебряный призер чемпионатов России-93/94, 94/95, 96/97, 97/98. Четырежды (больше всех) избирался в первую символическую пятерку чемпионата России по версии "СЭ". Пять последних сезонов занимал первое место в суперлиге по количеству голевых передач. В нынешнем сезоне первым в истории суперлиги достиг рубежа в 1000 голевых передач за карьеру. Трижды избирался читателями "СЭ" в стартовую пятерку одной из сборных звезд России. В Матче звезд-96 признан лучшим игроком сборной Востока. По результатам опроса "СЭ" четырежды входил в число лучших игроков чемпионата России: 93/94 - 3-е место, 94/95 -4-е, 96/97 - 2-е, 97/98 - 1-е.

С 1994 года - в сборной России. Серебряный призер чемпионата мира 1994 года, бронзовый призер чемпионата Европы 1997 года.

ОПРОСЫ - ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. НО ИГРОКАМ ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО

Уже когда были подсчитаны голоса половины опрошенных корреспондентами "СЭ" игроков, сомнений в том, кто станет лучшим игроком чемпионата России-97/98, не осталось. Впрочем, еще до начала финальной серии плей-офф предсказать лауреата особого труда не составляло, хотя сам Евгений Пашутин считает иначе:

- Честно говоря, большую часть сезона я думал, что лучшим снова выберут Эйникиса. Только во время финальной серии, когда мне удались несколько неплохих матчей, понял, что могу стать игроком года.

-А как вы вообще относитесь к всевозможным опросам, классификациям и символическим сборным?

- Мне все это нравится - интересно. Посмотрите, сколько всяких номинаций существует в НБА - и по опросам, и по статистике. Там все учитывают - сколько ты подборов сделал, сколько потерь, сколько раз на площадку вышел. Может, для самих игроков это не так важно, но для болельщиков - очень.

-Но вы-то не болельщик, а игрок.

- А мне все равно интересно. Скажем, недавно в НБА Мэлоуна признали лучшим по версии IBM: компьютер по сложной формуле всю статистику игрока сводит в один рейтинг. У кого он самый высокий - тот получает приз. Это даже объективнее опроса.

-Но формула IBM практически не учитывает игру в обороне. А разве может быть лучшим тот, кто не защищается, пусть и набирает за матч по 30 очков?

- С одной стороны, вряд ли. Но с другой - почему бы и нет, если его команда при этом все время побеждает, как в случае с Джорданом? Ведь если я правильно помню, в этой формуле учитываются еще и результаты клуба.

"ИДИ, СЪЕШЬ ЭТОГО ПАРНЯ"

Если раньше Пашутина-старшего к снайперам никто всерьез не относил, то в нынешнем сезоне капитан "Автодора" предстал в совершенно новом свете. Не раз его проходы и точные дальние броски решали судьбу матчей российского первенства. Пострадал от руки Пашутина в финале и ЦСКА.

-Чем объяснить то, что в нынешнем сезоне вы стали гораздо больше забивать? Ведь раньше бросок никогда не был вашей сильной стороной - мешала старая травма руки.

- Да, было дело. В 1987 году мы играли в Белгороде на первенство Союза в своей возрастной категории - мне тогда 18 было. Матчи проходили в зале типа саратовской "Юности", с окнами во всю стену. Правда, в "Юности" ограждение есть - бордюрчик такой, а там - ничего. Ну я в один момент в стекло с площадки и вылетел, правую руку в запястье перерезало. "Скорая" приехала, повезли в Харьковское отделение микрохирургии, прооперировали. Лежу в палате, думаю, недели через две буду играть, а тут врачи дают заключение: перерезаны два основных локтевых нерва и сухожилия двух пальцев - большого и указательного.

Сначала кисть вообще не раскрывалась, пальцы выпрямить не мог. Пришлось на турнике повисеть - получше стало. Но большой палец до сих пор от ладони плохо отходит. Контролировать им мяч сбоку, как все делают, я не могу, и поэтому бросок получается не с пальцев, а как бы с ладони. Когда бросаю с места, находясь в равновесии, - все нормально, а если в движении, через защитника, - большой палец мешает попадать, ломает траекторию. Как рука должна действовать, какая механика у движения - все знаю, учили же до травмы. Но настоящего чувства мяча нет. Даже если пальцами к горячему прикасаюсь, обжигает не сразу, а с опозданием.

Сейчас-то я приспособился, а поначалу с броском было совсем худо. Начал думать, искать - за счет чего еще в баскетболе пробиться. К примеру, защита. Я в питерском "Спартаке" играл ту же роль, что Домани сейчас в ЦСКА. Кондрашин, выпуская, говорил: "Иди, съешь этого парня". Ну, я и шел. На кольцо и не смотришь, все, что перехватил, - твое. Не дашь сыграть лидеру соперника, своему позволишь отдохнуть, и ладно. Вот такое у меня было второе вхождение в баскетбол. Постепенно освоился, научился левой рукой бросать - полукрюком. Эта левая меня очень выручала - почти два года ею одной и забивал.

-Но сейчас-то вы стали очень стабильно попадать не левой, а правой. И не из-под кольца, а с 3-очковой дистанции.

- Здесь дело прежде всего в психологии - это же от головы идет. Я столько лет на кольцо вообще старался внимания не обращать, а тут понял, что так играть дальше нельзя, потому что опекуны на меня как на снайпера вообще внимание обращать перестали. Смотришь видеозапись и видишь - отходят метров на пять. Это, конечно, уже не дело.

-То есть корни ваших снайперских успехов - в борьбе с привычками, а не в работе на тренировках?

- Почему же? Бросать сейчас стараюсь побольше - трехочковые, штрафные. А вот силовых упражнений в моем графике поубавилось - с большими весами, на развитие мышц в ходе сезона почти не работаю, делаю ровно столько, чтобы в тонусе оставаться. Нагрузка на ноги - это необходимо, чтобы скорость не падала, а в плечевом поясе силы вроде бы и так хватает (в жиме штанги лежа от груди Пашутину нет равных даже в сборной России - 130 кг! - Л.Т.). В общем, я пересмотрел подход к тренировкам - решил сделать ставку на скорость и улучшение чувства мяча.

-Вы сами пришли к этому или подсказал кто?

- Сам. Просто осознал, что уж два-три раза за матч попасть надо обязательно, чтобы защита не расслаблялась. Тогда и проходить к щиту легче будет. Теперь на тренировках процент попаданий у меня вполне нормальный. С такими снайперами, как Лукминас, Мальцев или Жуканенко, спорить, правда, сложновато, а вот с остальными игроками "Автодора" могу.

-Но это все-таки тренировка...

- Понимаю. Конечно, бывает, что игрок много забивает слабым командам, а прихватят чуть пожестче - и его просто нет. Но надеюсь, ко мне это не относится.

-Теперь, когда с броском стало все в порядке, вы, наверное, собираетесь работать еще над какими-то компонентами мастерства?

- Сезон только что закончился, и пока я об этом серьезно не думал. Так, есть кое-какие наметки, мысли. И потом, бросок же шлифовать надо, чтобы забивать стабильно, а не в одной-двух играх за сезон по принципу "раз в год и палка стреляет".

-А не бывает так, что вы, почувствовав вкус к снайперским обязанностям, начинаете выбрасывать в сторону кольца все подряд, в ущерб командной игре?

- Может, иногда и сделаю пару лишних неточных бросков, но не больше - потом все равно перестраиваюсь. Это Куделин, даже если семь раз промажет, все равно не остановится, но для этого особая наглость нужна, снайперская психология. Я же, если из десяти мячей ни одного не забью, потом так буду переживать, что с ума сойду.

САРАТОВ - НЕ ПРОВИНЦИЯ

Наш разговор состоялся в квартире Пашутина на следующий день после последнего матча финальной серии плей-офф с ЦСКА. Несмотря на поражение, капитан "Автодора" особо расстроенным не выглядел.

- Про судейство финала говорить не хочу - зачем опять разбираться, кто там кого бил, провоцировал и кто в какую сторону свистел. Главное, что игры между нами и ЦСКА вызывают огромный интерес не только в Москве и в Саратове, а по всей России. Если бы кто-то из финалистов проиграл 30 очков, это было бы хорошо для победителя, но не для баскетбола. Это вам не серия за 3-е место, где, по-моему, все хотели только побыстрее закончить игру и сесть за стол.

-Оба домашних матча в финале "Автодор" проводил в новом Дворце спорта "Звездный". Не помешало ли команде то, что она играла в необжитом зале?

- Мне "Звездный" нравится - я там себя чувствую не хуже, чем, к примеру, в ЦСКА. Ну и поддержка болельщиков, конечно, помогает. Даже если до игры не получалось на нее настроиться, поневоле заведешься, когда в зале такой крик стоит. Я порой дома играю даже хуже, чем в гостях, - перегораю от желания показать перед своей публикой все, на что способен.

-А если площадка чужая и крик фанатов направлен против вас? Ведь в следующем сезоне в Евролиге вам придется иметь дело с переполненными залами в Греции, Турции...

- Тоже завожусь. Хуже всего, когда на трибунах никого нет. А Евролига - это интересно. Это совсем другой уровень, чем Кубок Европы, и, думаю, тот же "Жальгирис" образца этого сезона там многим бы проигрывал по 20 очков. Вы не подумайте, никакой боязни нет. Просто сейчас еще не ясно, какая у нас будет команда, насколько сможем усилить состав.

-А какие позиции нуждаются в усилении?

- Это уж пусть решает руководство клуба.

-Понимаю, что вопрос получился не совсем корректным. Тогда возьмем ваше амплуа разыгрывающего. В чемпионате России вы играли практически по 40 минут. Нужен ли "Автодору" для Евролиги второй плеймейкер?

- Безусловно. Разговор на эту тему уже был, и думаю, что вопрос решится.

-Что для вас было важнее в нынешнем сезоне - попасть в Евролигу или стать чемпионом России?

- Сначала, конечно, Евролига. А уже когда пробились в нее, то и чемпионом стать захотелось, но... Все-таки решить две такие задачи в один год, да вдобавок ЦСКА в финале обыграть нам пока тяжеловато. У них состав посильнее, сбалансирован по всем линиям. Впрочем, даже если бы эти две команды были абсолютно одинакового уровня, победить ЦСКА "Автодору" было бы очень трудно. У нас ведь не Америка, где много крупных городов. Здесь все деньги - в Москве, вся политика - от Москвы, а все остальное - провинция.

-Кстати, это слово многие воспринимают весьма болезненно - считают, что оно унизительное. А вы?

- Меня оно не задевает. Это если в какой-нибудь первой или второй лиге команда играет, люди могут обижаться. А "Автодор" выступает совсем на другом уровне - финал плей-офф, Евролига. Так что в баскетболе Саратов - никакая не провинция.

-В футболе и хоккее московские клубы все чаще уходят в тень и им все труднее бороться с командами из других городов. Может, и у российского баскетбола такое же будущее?

- Не думаю. Здесь гораздо меньше народа уезжает за границу - посмотрите хотя бы, сколько наших играет в НХЛ, а в НБА - ни одного человека.

-А при чем здесь отъезд игроков за рубеж? Ведь много их уезжает или мало, лучшие из тех, кто остается, могут выступать как в столице, так и в провинции.

- В Москве не так-то просто найти желающих тратить деньги на команду, которая ничего не добивается на международной арене. А вот для ЦСКА, как видите, нашлись.

-От чего в первую очередь зависит благополучие такого нестоличного клуба, как "Автодор"?

- От конкретных людей - таких, как Родионов. Если, к примеру, он и городское правительство вдруг решат, что баскетбольная команда Саратову не нужна, - все, на следующий же день здесь ни одного игрока не будет. Другое дело, что Родионов от "Автодора" не откажется - такой уж он человек. Только если у кого-то есть деньги и он понимает, что бессмысленно все их копить в банке, тогда может что-то получиться. Деньги же сами по себе ничего не значат: ты умрешь, а они так и останутся лежать мертвым грузом. Я слышал, что в Швейцарии на многих счетах еще с войны лежат колоссальные суммы, а за ними никто не приходит - людей уже просто в живых нет. А вот "Звездный" - другое дело. Зал - это не чемодан с долларами, его никто под мышкой из Саратова не увезет. Заниматься в нем баскетболом будут еще многие поколения.

Лев ТИГАЙ