Газета Спорт-Экспресс от 7 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ФУТБОЛ ОТ "СЭ" |
Группа G |
ТУНИС |
ПОБЕДУ В ОТБОРОЧНОМ ЦИКЛЕ СБОРНАЯ ПОСВЯТИМ ПОГИБШЕМУ ТОВАРИЩУ
ТУНИС ВЕРНУЛ УВАЖЕНИЕ К АФРИКАНСКОМУ ФУТБОЛУ
На мундиале 1978 года в Аргентине свершилось историческое событие - впервые африканская страна одержала победу в финальной стадии чемпионатов мира. Это сделала малоизвестная сборная Туниса, которая в тот год дебютировала на самом престижном турнире планеты. После катастрофически слабого выступления сборной Заира на ЧМ-74 у всего мира создалось впечатление, что африканским сборным понадобится еще минимум лет двадцать, чтобы выглядеть достойно. Однако Тунис опроверг это предположение и вернул уважение к футболу на Черном континенте.
Накануне ЧМ-78 президент тунисской федерации Аллуи довольно скромно охарактеризовал задачу, поставленную перед сборной: "Мы должны сыграть так, чтобы нас не осмеяли, как заирцев, которые четыре года назад уступили югославам - 0:9". Между тем игроки и тренер Абдельмаджид Шетали жаждали добиться большего, чем просто "не стать посмешищем". "Победить Мексику, хорошо сыграть с Польшей и не слишком крупно уступить чемпионам мира сборной ФРГ" - так в один голос говорили футболисты и тренер. Но реальность превзошла и их ожидания.
В стартовом матче тунисцы добились исторической победы над Мексикой - 3:1. При этом поначалу игра проходила на равных, даже с небольшим преимуществом более искушенных мексиканцев. Но после перерыва, благодаря великолепным подключениям в атаку крайних защитников Кааби и Дхуиба, тунисцы склонили чашу весов в свою пользу. После финального свистка арбитра их радости не было предела. "Мы играли с горячим сердцем и счастливы, что стали первой африканской страной, одержавшей победу на чемпионате мира, - сказал после матча Абдельмаджид Шетали. И добавил в шутливом тоне: - Если бы мы не выиграли этот матч, мне пришлось бы отращивать бороду, чтобы в Тунисе меня никто не узнал".
Тунисцы не просто победили мексиканцев, но и завоевали симпатии аргентинской публики, показав техничный атакующий футбол. Уже в следующем матче против поляков почти весь стадион скандировал "Тунис! Тунис!". Африканцы играли лучше бронзового призера ЧМ-74 и даже под занавес встречи устроили штурм польских ворот, но гол, забитый на 42-й минуте Лято, так и оказался единственным. Кстати, в том матче за сборную Польши играл полузащитник Хенрик Касперчак. Через двадцать лет ему было уготовано судьбой стать тренером сборной Туниса и вывести ее во второй раз в финальную стадию чемпионата мира.
И уж совсем сенсационным выглядел итог матча между Тунисом и ФРГ - 0:0. Причем все 90 минут африканцы играли на равных с действующими чемпионами мира. На каждую атаку немцев тунисцы отвечали своей, не менее опасной атакой. Блестяще защищал ворота голкипер Наили, пулей носился по полю крайний хав Лахзами по прозвищу Стрела, а лучший игрок Африки 1977 года форвард Диаб заставил несколько раз понервничать самого Зеппа Майера. В результате - более чем почетная нулевая ничья, и на родине тунисцев встречали как национальных героев. Тот чемпионат мира в Тунисе вспоминают до сих пор, а игроки той команды по-прежнему находятся в центре внимания. В связи с предстоящим турниром во Франции у них чуть ли не ежедневно берут интервью, где ветераны вспоминают свое славное прошлое и оценивают шансы нынешней сборной.
В РАСПОРЯЖЕНИИ КАСПЕРЧАКА НЕТ ЗВЕЗД
Главный тренер тунисской сборной поляк Хенрик Касперчак родился 10 июля 1946 года. В 70-е он играл за клубы "Сталь" из Забже, "Сталь" из Мелеца и варшавскую "Легию". Дважды Касперчак становился чемпионом Польши, а в 1976 году его признали лучшим футболистом страны. За польскую сборную он провел 63 матча, участвовал в двух чемпионатах мира - в 1974 году (бронзовый призер) и в 1978 году, серебряный призер Олимпиады-76. Свою футбольную карьеру Касперчак завершил во Франции, где выступал за "Метц". Затем перешел на тренерскую работу и возглавлял многие французские команды - "Метц", "Сент-Этьен", "Страсбур", "Расинг", "Монпелье", "Лилль". В 90-е годы Касперчак переехал в Африку, где успешно работал с национальными сборными. На Кубке Африки-94 его подопечные из Кот-д'Ивуара заняли третье место, а через два года возглавляемый им Тунис стал вице-чемпионом.
Последний успех был особенно значимым. В 1994 году Кубок Африки проходил в Тунисе, и национальная команда страны неожиданно для многих оконфузилась, не выйдя даже из группы. Именно после этого провала сборную возглавил Касперчак, которому за короткий срок удалось создать более молодой и боеспособный коллектив. Обновленная команда Туниса прибыла на Кубок Африки-96 в качестве "темной лошадки", а в итоге заняла там второе место, проиграв в финале хозяевам турнира - южноафриканцам. При этом в распоряжении Касперчака не было звезд - все футболисты выступали только за тунисские клубы.
Нынешний состав сборной Туниса также очень ровный. Легионеров раз-два и обчелся, да и выступают они не Бог весть в каких клубах. Тем не менее в каждой линии есть свои лидеры. В обороне это Халед Бадра, признанный в Тунисе лучшим футболистом прошедшего года. До этого дважды подряд этим титулом владел полузащитник Зубейр Бейя, выступающий сейчас за немецкий "Фрайбург". Там же играет и темнокожий форвард Мехди Бен Слиман. До Германии оба пробовали свои силы во французском чемпионате, но там у них дела не заладились. Большие надежды Касперчак связывает и с нападающим Аделем Селлими, который в отборочном цикле стал лучшим бомбардиром сборной. Правда, талантливый форвард никак не может подобрать себе подходящий клуб. За последние полгода он сменил уже три команды. Начав сезон во французском "Нанте", он продолжил его в аравийском "Аль-Ахли", а заканчивает в испанском клубе второго дивизиона "Хаен". Хотя Селлими является самым популярным игроком у себя на родине, его нельзя отнести к звездам первой величины на Африканском континенте.
Кстати, в преддверии чемпионата мира тунисская сборная может усилить свой состав... бразильцем. Выступающий в чемпионате Туниса бразильский защитник Жозе Клэйтон недавно получил местное гражданство и теперь может выступить на турнире во Франции. 23-летний либеро "Этюаль дю Саэль" является сейчас одним из лучших футболистов национального первенства. Хенрик Касперчак уже заявил, что пригласит натурализованного бразильца в сборную. Сам Клэйтон тоже сообщил, что с радостью воспользуется представившейся возможностью поехать во Францию.
Но есть и потери. Неожиданно отказался выступать за сборную опытный вратарь Шокри Эль-Уаер. Один из ведущих тунисских полузащитников Хассан Габси в марте порвал связки колена и теперь не сможет поехать на чемпионат мира. На Кубке Африки-98 этот футболист был одним из немногих игроков, кто заслужил высокие оценки. И наконец, самая весомая утрата - трагическая смерть лучшего защитника сборной последних лет Хеди Бен Рекиссы. Больше года назад этот игрок умер от сердечного приступа во время товарищеского матча за свой клуб "Эсперанс". Победу над Египтом в отборочном цикле тунисцы посвятили своему товарищу по команде.
СОПЕРНИКИ ПОКА НЕ ВОСПРИНИМАЮТ ТУНИС ВСЕРЬЕЗ
Как когда-то в Древнем Риме ходила поговорка "Карфаген должен быть разрушен", так сейчас в Англии, Румынии и Колумбии все в один голос твердят: "Тунис непременно . должен быть обыгран". Сборную североафриканской страны все записали в безоговорочные аутсайдеры группы G, и ее шансы на выход в 1/8 финала всерьез не рассматриваются. Между тем Хенрик Касперчак сразу после жеребьевки придерживался иного мнения: "Группа качественная и ровная. На мой взгляд, фаворита в ней нет. Наша цель - преодолеть первый этап. Определяющее значение будет иметь первый матч с Англией в Марселе".
Интересно, что один из тунисских шаманов предсказал в этом матче самую большую сенсацию, вероятно, подразумевая победу африканцев. Англичане насторожились и прислали на Кубок Африки-98 своего наблюдателя, который вернулся на Туманный Альбион в смешанных чувствах. Он так и не понял, как же такая сборная, как Тунис, пробилась во Францию, в то время, как Египет, остался за бортом чемпионата мира. На эти мысли английского разведчика навела крайне невыразительная игра команды Хенрика Касперчака - тунисцы добрались лишь до четвертьфинала, где вылетели от команды Буркина-Фасо.
После Кубка Африки поубавился оптимизм и в словах самого Касперчака. Выход своей команды из группы польский наставник оценил всего лишь в пять процентов, оговорившись, при этом, что остальные 95 процентов можно и поискать.
Англичан он теперь отнес к фаворитам не только группы, но и всего турнира: "С ними будет очень тяжело. А вот с румынами и колумбийцами нам потягаться по силам".
Рассчитывает Касперчак и на мощную зрительскую поддержку. Во Франции проживает большая тунисская община, которая наверняка будет горячо болеть за своих. Кроме того, тунисская навигационная компания решила организовать для болельщиков морские рейсы по маршруту Тунис - Марсель в канун каждого из групповых матчей чемпионата мира. На борту лайнеров могут разместиться до 1200 человек.
ПАРАМОНОВ БУДЕТ БОЛЕТЬ ВО ФРАНЦИИ ЗА ТУНИС
Тунисский чемпионат считается одним из сильнейших в Африке. В Тунисе играет множество легионеров не только из африканских стран, но и из Восточной Европы - болгары, югославы, поляки. В свое время здесь выступали и наши легионеры. Дмитрий Горьков, Олег Кужлев и Иван Паземов играли за "Этюаль дю Саэль", Игорь Кислов и Руслан Аджиев - за "Сфаксьен". Уровень чемпионата постоянно растет, и не случайно, что в 1997 году тунисские клубы завоевали два из трех почетных кубковых трофеев Черного континента. "Этюаль дю Саэль" выиграл Кубок кубков, а "Эсперанс" - Кубок Африканской конфедерации футбола.
Олимпийский чемпион Мельбурна Алексей Парамонов стал первым советским тренером, который уехал на работу в Тунис. Дважды в 1964 - 1965 и 1975 - 1976 годах он возглавлял один из ведущих клубов этой страны "Этюаль дю Саэль" из города Сус. В успехах тунисского футбола есть частичка и его труда.
- В 60-е годы уже независимый Тунис встал на социалистический путь развития, - вспоминает Парамонов. - Из бывшей французской колонии выгнали всех французов, и тунисцы сами взялись за построение новой жизни. Однако время показало, что при этом они допустили серьезную ошибку. Без квалифицированных специалистов экономика страны оказалась в глубоком кризисе, а жизненный уровень людей стал катастрофически низким. Тем не менее к спорту в Тунисе всегда было особое отношение. Футбол имел огромную популярность, его боготворили все - от мала до велика. Расскажу один случай, который поразил меня больше всего. Когда я только приехал в эту экзотическую страну, то увидел мальчишек, гоняющих во дворе мяч. Своего вратаря они называли... Яшин. Находясь в тысячах километров от дома, мне было очень приятно осознавать, что даже в далеком Тунисе дети знали имя нашего великого голкипера. Интересно, что позже мне довелось познакомиться с работником клуба "Этюаль дю Саэль", тунисцем по фамилии Яшин - только ударение у него падало на последний слог. Когда мы с ним встречались, он постоянно бил себя кулаком в грудь и не без гордости произносил: "Я - Яшин!"
-Что представлял собой клуб, в котором вы работали?
- "Этюаль дю Саэль" был, пожалуй, самой популярной командой в Тунисе. За нее переживало большинство чиновников из правительства. Кстати, президент "Этюаля" Каруи впоследствии стал премьер-министром страны и одновременно возглавлял спорткомитет. В конце 70-х он приезжал в Москву, где мы встретились с ним, как старые добрые друзья. Нашим основным конкурентом в борьбе за первое место, как правило, был столичный "Эсперанс". Когда в 1965 году "Этюаль" стал чемпионом страны, то с этой победой нас поздравил лично президент страны Бургиба. Он приехал на центральный стадион в открытом лимузине, а четверо его помощников вынесли на поле тяжелейшую скульптуру, изображавшую двух футболистов, борющихся за мяч, вручив ее нашей команде.
-Кто из игроков того времени вам особенно запомнился?
- Прежде всего диспетчер нашей команды и сборной страны Шетали. Умный, техничный игрок, он был отменным организатором атак. Его популярность в Тунисе была сопоставима с популярностью Эдуарда Стрельцова в СССР. Еще у меня был в команде талантливый форвард Жнея, по манере игры чем-то напоминающий нашего Никиту Симоняна. Жнею я впервые поставил в стартовый состав, когда ему еще не было 17 лет. По иронии судьбы мне же через одиннадцать лет пришлось отчислять его из команды, когда годы уже взяли свое.
-А почему такой большой перерыв случился в вашей работе в Тунисе?
- Предыстория моей второй командировки такова. Во время чемпионата мира в Мексике в 1970 году я был одним из тренеров сборной СССР, и тунисцы случайно увидели меня на экране телевизора. Вспомнив обо мне, они через пять лет вновь сделали предложение, на которое я ответил согласием.
-Если не секрет, сколько вы получали тогда за работу в Африке?
- Скромные 400 долларов в месяц. Остальная сумма, причитавшаяся мне по контракту, принадлежала нашему государству.
-Как вы оцениваете шансы нынешней сборной Туниса на ЧМ-98?
- В играх с Тунисом всем командам придется трудно. Африканцы быстрые, техничные ребята. Они по-настоящему самолюбивы и страшно не любят проигрывать. В любой ситуации тунисцы сражаются до последнего, и не удивляйтесь, если они займут второе место в своей группе. Лично я буду болеть во Франции за сборную Туниса, которой желаю всяческих успехов.
Алексей МАТВЕЕВ