Газета Спорт-Экспресс от 30 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

30 апреля 1998

30 апреля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

В ЧЬИХ КАРМАНАХ ОСЕДАЮТ РЕКЛАМНЫЕ ДЕНЬГИ?

Игорь Добровольский первым из российских футболистов удостоился права рекламировать импортную продукцию. С его помощью "сникерсы" приобрели в стране огромную популярность. Казалось, это только первый шаг, но зарубежные бизнесмены почему-то забыли о наших звездах, предпочитая вкладывать деньги в зарубежных мастеров. Не потому ли, что большие деньги можно делать только во время больших побед?

КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ БЮДЖЕТ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ СЕМЕРКИ

Они блистательно провели два последних сезона. Если эти нападающие вновь подтвердят свой класс на чемпионате мира во Франции, то их доходы достигнут астрономических сумм. Каковы же они сейчас?

Оливер БИРХОФФ, Германия

Зарплата: 700 тысяч долларов в год.

Реклама: 800 тысяч долларов (DSW-Investmentfonds, Danone, Deutsche Telekom, Nike, Quelle, Fil-a-Fil-Hemden und-Krawatten, SAT.-1-Uhr und-CD). Сотрудничает с мюнхенским рекламным агентством ISPR.

Владеет: квартира в Удине, автомобиль Porsche, деньги предпочитает держать в банке и не вкладывать в рискованные предприятия.

После своего "золотого гола" на чемпионате Европы в Англии Оливер Бирхофф попал в поле зрения известных фирм, специализирующихся на рекламе. Один француз, моделью у которого был сам папа римский, теперь взялся за создание серии "Герои футбольной планеты". Специалисты указали ему на итальянский клуб "Удинезе", где играет немец. По замыслу француза, Бирхофф должен быть снят на фоне стадиона, усеянного старыми газетами и банками от Coca-Cola. Футболист с серьезным лицом должен смотреть вдаль. Такой сценарий очень понравился Бирхоффу, которому до этого, согласно его имиджу, приходилось только улыбаться, рекламируя пудинги от дома Danon, ценные бумаги от Deutsche Bank, кожаные куртки от Quelle, сотовую связь Telekom, шампуни от L'Oreal, кроссовки от Nike. У него хорошо поставленная речь, он достаточно образованный человек. Бирхоффу повезло, что он родился не на десять лет раньше. Тогда бы ему пришлось рекламировать дешевый одеколон для бритья. Героем тех лет был Лоттар Маттеус, которому и пришлось принимать этот удар на себя. Сегодня интерес к футболу проявляет большой капитал. "Бертельсманн", "Кирх" и "Мерседес-Бенц" видят в Бирхоффе идеального кандидата для вложения своих денег. Предпринимателям нравится манера игры героя чемпионата Европы в Англии: со стороны кажется, что Бирхофф не хочет причинять соперникам страданий. Каким-то непостижимым образом ему удается уходить с поля и без грязи на форме. Специалистов по маркетингу он притягивает еще и тем, что в обычной жизни тоже выглядит всегда опрятным. Петер Ольссон, возглавляющий мюнхенскую фирму ISPR, отмечает следующие достоинства своего протеже: "хорошо знает свое дело", "энергичный", "модерный", "динамичный", "уверенный в себе", "хорошо выглядит", "элегантный", "интеллигентный"... Это только часть списка, полный же отправлен в 50 ведущих фирм мира, которым предложено проталкивать свои товары на рынок с помощью Бирхоффа. Ольссон разработал концепцию раскрутки этого футболиста, состоящую из трех этапов. Начальный уже завершен, второй - в разгаре. Футболисту предстоит вжиться в роль сердобольного человека. Для этого он собирает деньги на различные благотворительные акции. Третий этап, получивший название "О.Б. Мобил", в стадии разработки. Согласно плану Ольссона, Бирхофф будет иметь свою страничку в Интернете, он будет вооружен портативным компьютером и станет носить его с собой, чтобы все время быть в контакте с находящимися на его обслуживании фирмами.

Тони ПОЛЬСТЕР, Австрия

Зарплата: 500 тысяч долларов в год.

Реклама: 600 тысяч (реклама молочных продуктов Danone по телевидению, сеть продуктовых магазинов Billa, участие в детских передачах на радиостанции ОВВ , мягкая мебель от Sedda, Puma, продал 20 тысяч лазерных дисков со своими песнями). Сотрудничает с кельнским рекламным агентством INDICUM.

Владеет: земельный участок площадью 1290 кв. м. предназначенный для застройки домами в Айхграбене, особняк (7 комнат, 3 душевые, 300 метров жилой площади, мебель - в испанском стиле) и бензоколонка в венском районе Хитцинг.

Для особо надоедливых почитателей его таланта Тони Польстер раньше записывал на автоответчике такие слова: "Я в подвале, чищу оружие". Теперь же футбольный бомбардир перестроился в духе времени. Голос жены предлагает связаться с мужем по Интернету. Если же дело касается коммерческих предложений, можно выйти на менеджера Польстера господина Скендера Фани. По австрийским меркам, где футболисты не избалованы рекламой, здесь дело поставлено на широкую ногу. Есть даже своя бухгалтерия и секретарша. Во время съемок рекламных роликов Польстер столь же изобретателен, как и в штрафной площадке, где ему нет равных. "Я надеюсь, - говорит он в свете прожекторов, - что наши соперники на чемпионате мира во Франции не будут есть столько же кефира Danone. Иначе они будут слишком сильны". Его партнеры подсчитали, что с января по апрель за счет подобных рекламных трюков они увеличили свой оборот на 15 процентов. Менеджер Danone Ренате Вердль: "Спорт своевременно пришел нам на помощь. Люди лучше помнят о нашей продукции, если о ней говорят великие, такие, как Польстер". Господин Фани убежден, что он так раскрутил имя своего подопечного, что и после завершения футбольной карьеры Польстер сможет зарабатывать деньги на рекламе. Ведь делает же то же самое давно ушедший на покой автогонщик Ники Лауда. На днях Фани провернул еще одно, как он говорит, беспроигрышное дело. Во время товарищеского матча сборных Австрии и США в Вене состоялась презентация книги "Дубль", на страницах которой за 20 долларов болельщики смогут проследить всю жизнь своего кумира. Целая глава посвящена только рекламным контрактам героя автобиографической повести. Выпущена и видеокассета. Только предварительные заявки на ее покупку получены от 10 тысяч человек.

РОНАЛДО, Бразилия

Зарплата: 4 миллиона долларов в год.

Реклама: 6 миллионов долларов (Pirelli, Nike, Parmalat, Brahma - ведущий пивной концерн Бразилии).

Владеет: апартаменты класса "люкс" в Рио, пиццерия в торговом центре. Дома, квартиры, автомобили для отца, матери, брата, сестры.

Роналдо вырос в бедной семье. Отец был служащим телефонной компании, но вскоре его уволили из нее за то, что часто отпрашивался с работы, чтобы водить сына на тренировки. Мать работала в пиццерии уборщицей. Теперь они в разводе, но сын, который в школе учился очень плохо, обеспечивает их всем необходимым и предметами роскоши. Первый профессиональный контракт Роналдо был равен ста долларам в месяц. На родине его пределом были 9 тысяч долларов за сезон, а в Европе он выбился в миллионеры. Состояние Зубастику делают два менеджера, которые были его первооткрывателями - Александре Мартине и Райналдо Питта. Это по их инициативе Роналдо рекламирует сейчас пиво, пьет молоко от Parmalat (при этом все знают, что из напитков он любит только Coca-Cola) и получает почти два миллиона долларов в год от Nike.

В его домашней фонотеке 3000 лазерных дисков. Первым автомобилем был VW Golf, который он купил в 17 лет. Сегодня "восьмое чудо света", как называет бразильца Тони Польстер, ездит на BMW МЗ, Mersedes Coupe и Golf GTI. Мечтает о Ferrari Testarossa, но пока проявляет осторожность: "В Рио я бы мог себе позволить ездить на такой роскошной машине, - говорит Роналдо, - там даже в бедном квартале мой автомобиль будут охранять добровольные помощники, но в Италии, боюсь, сами фанаты "Интера" способны на подлость. Они с удовольствием распотрошат мой автомобиль - хотя бы на сувениры".

Следует всегда быть начеку, замечает Роналдо, и ссылается на трагический случай, который произошел в одном из отдаленных районов Москвы с российским пловцом Поповым, когда хулиганы ему нанесли ножевые ранения.

Алан ШИРЕР, Англия

Зарплата: 2,1 миллиона долларов.

Реклама: 2,8 миллиона долларов (контракт с фирмами Umbro, Braun, Iso-Drink Lucozade).

Владеет: загородный дом, гараж с автомобилем Jaguar класса "люкс".

Габриэль БАТИСТУТА, Аргентина

Зарплата: 2,2 миллиона долларов.

Реклама: 700 тысяч долларов (Reebok, Nestle). Готовится контракт с Pepsi-Cola.

Владеет: Batistuta&Batistuta - животноводческая ферма, расположенная на территории 18 гектаров рядом с Санта-Фе. Во Флоренции имеет небольшую виллу и автомобиль Mersedes.

Ален БОКШИЧ, Хорватия

Зарплата: 2 миллиона долларов (в следующем сезоне - 2,5 миллиона).

Реклама: 150 тысяч долларов (Diadora).

Владеет: дом в предместье Рима, автомобиль Jaguar.

Марсело САЛАС, Чили

Зарплата: 2,5 миллиона долларов.

Реклама: 500 тысяч долларов (Parmalat, Nike).

СКАНДАЛЬНЫЕ И НОРМАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Скандальный Пол Гаскойн, как всегда, отличился. Англичанин рекламирует видеофильм о футбольном судье, с которым игрок расправляется приемами кун фу, а вмешавшегося полицейского нейтрализует ударом по голове стойкой ворот. На кассете саркастический комментарий Газзы, который одет в судейскую "мантию".

Другой известный хулиган Штефан Эффенберг согласился сниматься в туалете. Ролик с его участием воспевает одну из ведущих спортивных германских программ, способную следить за звездами не только на поле, но даже в таких интимных местах.

Известно также, чем занимается в свободное от работы время и тренер сборной Германии Берти Фогтс. Ему пришлась по вкусу продукция Danone. Особенно йогурт под названием "Фруктовый сад", который наставник с ложечки уплетает перед зрителями.

Тренер "Баварии" Джованни Трапаттони: "Некоторые люди говорят, что "Бавария" может играть более эффектно". Затем показывает новую футболку команды и замечает: "Может, в ней будет лучше?"

Нападающий "Баварии" Элбер: "Мой тренер Трапаттони говорит, что в нашей команде редко кто выглядит элегантно. Не знаю, почему он так решил". При этом бразилец показывает свою новую форму от Adidas с номером 9. Итого: в сувенирных лавках футболка Элбера разошлась тиражом в 100 тысяч экземпляров.

В последнее время рекламным местом стала и кожа спортсменов. Reebok, Nike и другие уговаривают знаменитостей рисовать на теле фирменные знаки, но эта мода на татуировки до футболистов пока не дошла.

У кого в германской бундеслиге самая дорогая грудь? Исследования показали, что у игроков "Боруссии" - 12 миллионов марок. Старый партнер дортмундцев страховая компания Continentale за свои нашивки на футболках выплачивает клубу 4,2 миллиона. С этого сезона подключилась и фирма по пошиву одежды S. Oliver, предложившая "Боруссии" дополнительный заработок в виде 7,8 миллиона марок. Почти в два раза меньше получают от спонсоров "Бавария" 6 миллионов от автомобильного концерна Opel), "Байер" (7 миллионов от фармацевтической фабрики по производству аспирина), "Штутгарт" (6,7 миллиона от страховой группы Gottinger), "Вольфсбург" (8 миллионов от автогиганта Volkswagen). В общей сложности предприниматели "украсили" бундеслигистов своими эмблемами на сумму более 80 миллионов марок.

МАТТЕУС НА СЛУЖБЕ У "ПУМЫ"

Весной 1993-го на выставке спортивных товаров в Мюнхене мне довелось встретиться с самым знаменитым в ту пору германским футболистом Лотаром Маттеусом. Мы беседовали с тогда еще капитаном "Баварии" и сборной Германии у стенда Puma, где в этот момент на телеэкране проходил показательный матч уличных футболистов, поэтому и разговор пошел в этом направлении. Выяснилось, что фирма, работавшая в тот момент с убытками, воспользовалась давним знакомством с семьей Маттеуса (отец работал на "Пуме"), и с его помощью разработала проект по выходу из кризиса. Согласно новой идее, предстояло вывести на улицы немецких мальчишек. И, сами понимаете, во что они должны были быть обуты. Отдадим должное способностям Маттеуса. За 15 минут он умудрился нарисовать такую блистательную перспективу развития уличной игры, что ему мог бы позавидовать любой профессиональный рекламный агент. "В Херцогенаурахе, где я рос, рассказывал он, и где, кстати, находится штаб-квартира "Пумы", есть уютная церковь святой Магдалены. Этот католический храм любил посещать и я. Каждое воскресенье шел туда со своим старшим братом Вольфгангом. Но на службу, как правило, не попадали, так как не могли удержаться от соблазна поиграть в футбол на территории, примыкающей к церкви. Доставали теннисный мяч и гоняли его до потери сознания. Когда же колокола возвещали о завершении мессы, мы обращались к богу, чтобы он не гневался, и шли покупать на те деньги, которые мать выдавала нам на пожертвования, жевательные резинки. Мать вскоре стала догадываться, но нас невозможно было унять. Поняв всю бесперспективность своих замыслов, она даже стала нам помогать. Например, подносила нам мячи, ведь воротами нашими были деревья, расположенные порой метрах в пятнадцати друг от друга. Сегодня то же самое делают мои племянники Кристиан и Патрик, но у них, конечно, уже абсолютно другие условия. "Пума" создала для них специальные площадки, специальную обувь", - закончил свою рекламную речь Маттеус.

Борис ТОСУНЯН