Газета Спорт-Экспресс от 27 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

27 апреля 1998

27 апреля 1998 | Спортивная гимнастика

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

БОНДАРЕНКО! КАРБАНЕНКО! НЕМОВ!

Победой трех представителей отечественной школы гимнастики завершились в субботу в петербургском СКК соревнования многоборцев. Абсолютным чемпионом Европы-98 с результатом 56,898 балла стал россиянин Алексей Бондаренко. 0,386 балла уступил ему бывший товарищ по сборной Дмитрий Карбаненко, который ныне выступает за Францию. Все шансы на золото были и у олимпийского чемпиона Атланты россиянина Алексея Немова, но он, показав лучший результат на коне и в вольных упражнениях, сорвал на перекладине сальто Ковача и стал третьим - 56,473 балла.

Никита КИМ

из Санкт-Петербурга

БОНДАРЕНКО УМЕЕТ ЖДАТЬ

- Знаете, я только сегодня понял, что могу побеждать вопреки всему, - сказал мне Алексей Бондаренко. - Не только когда все получается само собой, но и когда обстоятельства складываются против меня. Я ведь после четвертого снаряда - коня - думал, что из зала меня придется уносить: еле дополз до массажиста - мышцы отказали, руки не поднимались, голова чугунная. Но я сумел заставить свое тело выложиться на брусьях и перекладине до конца.

Бондаренко обладает редким для нынешнего поколения спортсменов качеством. Он умеет ждать. В свое время Алексей мог попасть на Игры в Атланту в составе сборной Казахстана. Но вместо этого уехал в 1994 году в Москву без определенных перспектив, прекрасно зная, что даже при лучшем для него раскладе сможет выступать за Россию не раньше, чем через 3 года. Через полгода его заметил главный тренер сборной России Леонид Аркаев и пригласил тренироваться на базу "Озеро Круглое". И на прошлогоднем чемпионате страны Бондаренко предстал перед московской публикой уже одним из лидеров сборной.

-Не обидно было, что не попали на Игры-96?

- Еще как обидно! Впрочем, я тогда в гимнастике ничего особенного собой не представлял, и останься я в родном Кустанае, мне в Атланте все равно ничего бы не светило. Теперь же я выступаю за великую страну, тренируюсь с лучшими гимнастами мира.

-А не тяжело было после провинциального Кустаная осваиваться в огромной Москве?

- Поначалу пришлось трудновато. Я ведь первые полгода жил в общежитии в одной комнате вместе с сестрой, ее мужем и двумя их детьми. Сейчас стало попроще. Дома-то я почти не бываю, живу на "Круглом" или же катаюсь по миру.

-Деньги на квартиру накопить удалось?

- Нет, и, видимо, вряд ли в ближайшие годы удастся.

-А конкуренции за место в сборной вы тогда не боялись?

- Так я благодаря этой самой конкуренции как гимнаст и вырос. Спортсмен, который хочет прогрессировать, просто обязан работать с теми, кто сильнее его. А иначе ничему не научишься.

-Теперь ситуация изменилась. У сборной России сейчас два лидера - вы и Немов. Борьба за лидерство в команде на ваших отношениях не сказалась?

- Что вы! Мы даже живем здесь в одном номере. Я, кстати, после соревнований подошел к нему и извинился за то, что выиграл у него. "Ты что, с приветом? - удивился Леша. - Ведь так оно и должно было случиться".

-Что, на ваш взгляд, произошло вчера с нашей сборной на командном первенстве?

- Прав был Карбон (Дмитрий Карбаненко. - Н.К.), когда сказал на пресс-конференции, что первый день соревнований - сплошная нервотрепка. Я вообще, честно говоря, не очень понимаю, что такое сборная Франции без Димы. Они нас, конечно, не сильнее, но падали на снарядах почему-то только мы. Разумного объяснения этому у меня нет. Может, встали утром все не с той ноги?

-Что скажете о своей программе применительно к Играм в Сиднее?

- Ее придется изменить процентов на 50. Пока что близки к идеалу только упражнения на брусьях, которые я могу выполнить где-то на уровне 9,7-9,8 балла. После чемпионата мира я усложнил кольца и вольные. Вот, пожалуй, и все. Для того же, чтобы подготовить программу, достойную Олимпиады, надо запереться месяцев эдак на 7 на "Круглом" и спокойно довести уже сделанное до ума. Я же вместо этого только и делаю, что мотаюсь по свету на различные соревнования. Травмированный голеностоп даже залечить не могу. Смысла нет, все равно в июне ехать на самый престижный турнир года - финал Кубка мира, на который я попал по результатам выступлений на этапах "Гран-при" в вольных упражнениях, прыжке и кольцах.

-И все-таки, как думаете, вас можно уже сегодня причислить к фаворитам Сиднея?

- Не знаю. Больно серьезные ребята там будут выступать. Тот же Немов с Карбаненко, чемпион мира Иван Иванков, бронзовый призер мирового первенства японец Цукахара, несколько опасных китайцев с труднопроизносимыми фамилиями. Все они так просто не уступят. Поэтому победа на Олимпиаде остается для меня мечтой. Далекой мечтой.

Наш разговор прерывает телефонный звонок - примерно десятый за тот час, что мы беседуем.

- Григорий Мисютин звонил, с победой поздравлял, - говорит, положив трубку, Бондаренко. - Сегодня, кстати, у Виталия Рудницкого из Украины сын родился. Гостиница скоро ходуном ходить будет: все бывшие советские гимнасты будут гулять.

-Букет цветов, полученный на пьедестале, вы подарили девушке, которая сидела на трибуне. Ваша любимая?

- Не совсем. Это была серебряный призер Атланты Елена Грошева, которая совсем недавно завершила гимнастическую карьеру и теперь готовится к чемпионату мира по аэробике. Ей сейчас без гимнастики скучно. Вот я и помогаю по мере сил.

-А как у вас складываются дела в личной жизни?

- Главное, что они неплохо идут в гимнастике. А девушки... Я в конце концов знал, на что иду: большой спорт и личная жизнь - вещи, увы, мало совместимые.

КАРБАНЕНКО НЕ ЖАЛЕЕТ, ЧТО ПЕРЕЕХАЛ ВО ФРАНЦИЮ

- Проходите, пожалуйста, - дверь в номере Карбаненко открыла симпатичная брюнетка. - Только вам придется немного подождать. Дима сейчас в душе - отходит после сеанса массажа.

Пока я, сидя перед телевизором, гадал, кто же эта девушка, говорящая с легким акцентом, из ванны вышел вице-чемпион Европы-98.

- Познакомьтесь, - представил он ее. - Моя жена и ваша коллега из французской телекомпании "Канал-1" Астрид.

-Теперь я понимаю, почему вы сменили гражданство!

- Спасибо, - Карбаненко улыбнулся. - Если серьезно, то жена действительно стала одной из причин моей эмиграции. В начале 1996 года у Астрид закончился контракт в России, и мы уехали, как я тогда думал на время, пожить к ней. Довольно быстро выяснилось, что жить в одной стране, а выступать за другую почти нереально. Я ведь не футболист или хоккеист, которые ездят на сборы за счет федерации, поэтому вояжи из Франции на базу "Озеро Круглое" довольно сильно сказывались на семейном бюджете. А ближе к Играм выяснилось, что я в команде никому не нужен - Аркаев решил обойтись в Атланте без меня. Было очень обидно. Вернулся во Францию и подал документы на гражданство, о чем ни капельки не жалею.

-Не тяжело было начинать новую жизнь в чужой стране?

- Словами это не описать - через эмиграцию надо пройти. Сначала мытарства с гражданством - больших ведь бюрократов, чем французы, не сыщешь. А потом выяснилось, что неучастие в Играх в Атланте сильно отразилось на моей гимнастической репутации. С первых же дней пошли разговоры, что Карбаненко - не тот гимнаст, который нужен стране. И место в сборной мне пришлось просто завоевывать. Прибавьте к этому языковые проблемы - я, когда уезжал, по-французски почти не говорил. В общем, все это привело к тому, что через некоторое время я оказался на грани нервного срыва. А потом все как-то вдруг начало нормализовываться. Постепенно я привык к Франции, к ее культуре, к людям. Выучил язык, благодаря чему сразу появился какой-то круг знакомых. А когда выиграл несколько турниров, меня признали за своего и в сборной. Теперь почти все ребята в команде стали моими друзьями и сильно поддерживают меня во время соревнований.

-А как сложилась ваша французская жизнь с финансовой точки зрения?

- Во Франции у меня появилось то, чего так не хватало в России: уверенность в завтрашнем дне. Материальное благополучие - это ведь не только деньги, но и целая система государственной поддержки вроде медицинской и пенсионной страховок. Что же касается денег, то можно зарабатывать миллион и жить хорошо, а можно и 15 тысяч франков, как я, и тоже чувствовать себя неплохо. Мы с женой обосновались в Каннах, где у нас собственный дом. Есть машина - БМВ. Тренируюсь же я в 10 км от дома в небольшом городке Антиб, где находится национальный гимнастический центр по подготовке членов сборной. Аренду зала мне оплачивает федерация.

-За счет чего, на ваш взгляд, французам удалось добиться в Санкт-Петербурге своего самого крупного успеха в командном чемпионате Европы?

- Если вы помните, по окончании юношеских соревнований наш главный тренер сказал, что надеется завтра сделать дубль. Так вот, его слова были во многом блефом: и третье место было бы для нас праздником. Выиграли же мы потому, что русские ребята вдруг начали падать. А это, учитывая новые правила, согласно которым в зачет идут оценки всех участников, - роскошь непозволительная. На Играх же или чемпионате мира, где будут учитываться оценки 3 из 6 членов команды, нам придется гораздо сложнее. С другой стороны, во Франции, где сейчас гимнастика безумно популярна, подобралась очень неплохая команда. Если в многоборье пока выступаю один я, то в отдельных видах на золото могут претендовать сразу несколько ребят.

-Два года назад вы не попали в шестерку лучших в России, а сейчас стали вторым на чемпионате Европе. Чем объяснить такой прогресс?

- А я вовсе не думаю, что сильно вырос как гимнаст. Считаю, что место в той олимпийской команде я заслужил. Состав сборной не должен был определять один человек, который принимал решение, исходя из собственных симпатий и антипатий. Впрочем, это дело прошлое, а у меня теперь новая жизнь.

-С бывшими товарищами по сборной, которые работают во Франции, встречаться приходится?

- Незадолго до отлета в Санкт-Петербург виделся с Олей Бичеровой и Валей Могильным. Жизнью они довольны и возвращаться пока не собираются.

НЕМОВА ПОДВЕЛА ПЕРЕКЛАДИНА

- Отношения у меня с перекладиной в последнее время не складываются, - грустно улыбнулся Алексей в ответ на мой вопрос о том, что помешало ему стать сегодня чемпионом Европы. - Черт его знает, что творится! Всего за неделю до чемпионата Европы дважды идеально выполнил упражнения на ней на канадском "Гран-при". А здесь дважды за два дня срываюсь на одном и том же элементе. Сказывается, наверное, старая травма. Другие-то виды для моего больного плеча почти не опасны. А вот о перекладине этого не скажешь. Так что сегодня мог сказаться подсознательный страх перед ней.

-Как в целом расцениваете свое выступление в Питере?

- С одной стороны, обидно: сделал бы я перекладину - стал бы чемпионом. Но ведь задача перед началом соревнований у меня стояла совсем другая: понять, смогу ли я впредь выступать на высоком уровне. Я ведь впервые после Атланты прошел все 6 снарядов, раньше травма не позволяла. И сегодня я понял, что снова могу выигрывать.

-Эти 2 года были для вас довольно тяжелыми. Вы почти не вылезали из больниц. Мысли уйти из спорта не было?

- А чем бы я занимался? Тренировать детей у меня способностей нет. В палатку идти торговать?

-Многие ваши коллеги уезжают на Запад и весьма неплохо там обустраиваются.

- Было бы желание, я бы уже давно это сделал. Только Россия - моя страна, и уезжать из нее навсегда меня не тянет. Можно, конечно, поработать годик-другой на Западе и вернуться, но на носу - Игры в Сиднее. На "Круглом" я постоянно нахожусь в условиях строгого режима: расслабиться никто не дает. За границей же мне наверняка захочется побездельничать и повалять дурака, что на данный момент недопустимо, ведь олимпийские намерения у меня самые серьезные.

Чемпионат Европы по спортивной гимнастике. Санкт-Петербург. 24 - 25 апреля. Мужчины. Командное первенство. 1 . Франция - 164,823. 2. Россия - 164,809. 3. Германия - 164,033. 4. Болгария - 163,160. 5. Украина - 163,133. 6. Испания - 162,689. 7. Венгрия - 162,533. 8. Румыния - 161,597. 9. Италия - 159,598. 10. Греция - 159,234.

Абсолютное первенство. 1. Алексей Бондаренко (Россия) - 56,898. 2. Дмитрий Карбаненко (Франция) - 56,512. 3. Алексей Немов (Россия) - 56,473. 4. Роман Зозуля (Украина) - 55,224. 5. Александр Береш (Украина) - 54,886. 6. Хесус Карбальо (Испания) - 54,586. 7. Флемминг Сольберг (Норвегия) - 53,899. 8. Дорин Петку (Румыния) - 53,575. 9. Яани Тансканен (Финляндия) - 53,148. 10. Иордан Йовчев (Болгария) - 52,961... Сергей Харьков (Германия) - сошел после первого вида.