Газета Спорт-Экспресс от 16 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

16 апреля 1998

16 апреля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ от "СЭ"

ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

МЕКСИКА - 1970

Окончание. Начало - стр. 10

ПОРКУЯН ОПРЕДЕЛИЛ НАШИМИ СОПЕРНИКАМИ УРУГВАЙЦЕВ

Оптимизм, который внушили наши своей великолепной игрой с Бельгией, сошел на нет в последнем туре. Сальвадор был слишком слаб, чтоб поставить под сомнение победу сборной СССР. Но то ли наши игроки стали жертвой самоуверенности, то ли наступили "критические дни" (по части акклиматизации), только все шло как-то натужно. На высоте были только Мунтян и Бышовец. Первый дважды выверенными передачами бросал в прорыв второго - 2:0.

В результате СССР и Мексика закончили турнир с одинаковым числом очков (5) и одинаковой разницей мячей (плюс 5). Победителя группы предстояло определить жребием, церемония которого была назначена в отеле "Мария Исабель". В лагере нашей команды считали, что выгодно было занять именно первое место, потому что оно в четвертьфинале выводило на уругвайцев, тогда как соперником второй команды становилась Италия. Дальнейший ход событий показал, что итальянцев действительно стоило опасаться больше.

В сборной СССР был человек, в котором никто не сомневался. Валерий Поркуян считался "счастливчиком", хотя в Мексику приехал только в качестве запасного игрока. Ему и поручили тянуть жребий. Поркуян, как и положено, вытянул бумажку с номером 1. Это значило, что наши стали победителем группы.

ГРУППА 2

ПОБЕДИТЕЛЕМ ГРУППЫ МОЖНО СТАТЬ И С ОДНИМ ЗАБИТЫМ ГОЛОМ

Во второй группе события развивались очень странным образом. Достаточно сказать, что Италия заняла первое место, забив... один-единственный мяч! Она выиграла 1:0 у Швеции и сделала нулевые ничьи с Уругваем и Израилем. Правда, руку к установлению этого уникального достижения приложил бразильский судья Мораес, который не засчитал два чистых гола Луиджи Ривы в матче с Израилем. В результате этот выдающийся голеадор (и поныне рекордсмен "Скуадры адзурры" - 35 голов), находившийся тогда в расцвете сил, закончил чемпионат со скромным активом - три мяча, что по сравнению с достижением Герда Мюллера (10) смотрелось жалко.

Итальянцы перед самым отбытием в Мексику лишились другого основного форварда - Анастази, которому срочно пришлось делать операцию аппендицита. В срочном порядке были вызваны Бонинсенья и Прати, и число игроков увеличилось с 21 до 23. Одного лишнего отсеяли уже после прибытия. Несчастливым оказался Лодетти. А с Бонинсеньей итальянцы попали в точку: взятый в команду в последний момент, он сыграл в ее взлете одну из главных ролей.

ГРУППА 3

САЛДАНЬЯ ЧУТЬ НЕ ЗАСТРЕЛИЛ ЖУРНАЛИСТА

Третья группа оказалась по составу гораздо сильнее всех остальных. Сюда попали чемпион мира Англия, главный претендент на золото Бразилия, а также две крепкие европейские сборные - Чехословакии и Румынии, которые в любой другой группе были бы вправе рассчитывать на попадание в четвертьфинал.

В стане бразильцев перед чемпионатом, как это нередко бывали и в прошлом, произошел крупный скандал. Тренер Жоао Салданья, который блестяще провел сборную через отборочное сито, затем стал все чаще проявлять взбалмошный характер и серьезно беспокоить руководство своими неуравновешенными выходками. Он и до этого в беседах с журналистами часто терял самообладание. А теперь стал пускать в ход кулаки. Однажды, накинувшись на какого-то клеветника, даже выхватил пистолет. К счастью, он дал осечку, и находившиеся рядом люди успели выхватить оружие у горе-тренера.

Салданью можно было понять: слишком много представителей желтой прессы вертелось вокруг футболистов, стремясь придумать какую-нибудь сенсацию, в которой часто не было ни йоты правды. Обычно любая беседа Салданьи с журналистом, независимо от его ранга, заканчивалась дракой.

Чиновникам приходилось все чаще приносить извинения за выходки наставника. В один прекрасный день им это делать надоело, и глава технической комиссии (этот орган отвечал за подготовку сборной) Антонио до Пассо обратился к человеку номер один в бразильском спорте Жоао Авеланжу с ультиматумом: или я или Салданья. Авеланж встал на сторону до Пассо. Салданья же, почувствовав, что почва ускользает у него из-под ног, но обладая болезненным самолюбием, которое не позволяло ему уйти со сцены столь бесславно, принялся лихорадочно искать пути к спасению.

Сначала стал доказывать журналистам, что его сняли только из-за того, что он хотел вывести из сборной Пеле. Салданья уверял, что Король футбола кончен как футболист, поскольку страдает близорукостью. Сам Пеле расценил это как полнейший бред. В начале его карьеры в "Сантосе" медицинское обследование действительно обнаружило у него небольшую близорукость, но в дальнейшем она не прогрессировала. Более того, ученые установили, что феноменальные успехи Пеле напрямую связаны с его более широким, чем у обычных людей, углом зрения. Словом, менее убедительный повод, чем тот, что придумал Салданья, изобрести было трудно.

Реакция прессы была соответствующей - никто не принял выдумку Салданьи за чистую монету. Тогда тот пустился на дальнейшие фантазии. Его вторая версия состояла в том, что он хотел исключить из команды Пеле якобы в связи с его плохим физическим состоянием, а согласно третьей - у Пеле и вовсе было обнаружено серьезное заболевание, о котором он будто бы не вправе рассказывать. Услышав это, заволновался сам Король. Он предположил, что Салданья ознакомился с содержанием его медицинской книжки. Но до Пассо, к которому он обратился за разъяснением, утешил его, сказав, что это всего лишь очередная ложь.

ЗАГАЛЛО БЫЛ ПОЛНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ САЛДАНЬЕ

С уходом Салданьи встал вопрос, кем его заменить. Вначале комиссия предложила на пост тренера известного в недавнем прошлом игрока Дино Сани. Но тот отказался. Отверг предложение и Отто Глория, который привел в 1966 году Португалию к третьему месту. И только третий кандидат - Марио Загалло - ответил согласием.

Игрокам лучшего тренера и пожелать было нельзя. Во-первых, его знали как отличного игрока. Во-вторых, он был чем-то вроде счастливого талисмана: дважды ездил на чемпионаты мира, и оба раза Бразилия завоевывала титул (эту репутацию он сохранил за собой и в будущем). Наконец, Загалло обладал очень покладистым характером, ни с кем не ссорился и с футболистами общался всегда в уважительном тоне. В Бразилии ходила легенда, что он воспитывал в себе выносливость, плавая в водах океана, причем не обращая внимания на погоду. Он отлично знал, какие напряженные тренировки нужно перенести, чтобы в полную силу отыграть 90, а если потребуется, то и 120 минут, чего теоретик Салданья на своей шкуре не испытывал.

БРАЗИЛЬЦЫ ДОЖИМАЛИ СОПЕРНИКОВ НА ФИНИШЕ

Загалло выбрал себе в помощники тренера по физической подготовке Карлоса Алберто Паррейру. Так сложился дуэт, который действовал рука об руку на протяжении почти четверти века. Работу Карлоса Алберто можно оценить, если посмотреть на статистику выступлений бразильцев в Мексике.

Посудите сами. Стартовый матч с Чехословакией. Без малого час игры держится, ничейный счет - 1:1, затем бразильцы забивают три мяча и побеждают - 4:1. Следующий матч с Англией: равная игра, бразильцы выигрывают благодаря голу Жаирзиньо во втором тайме. Четвертьфинал с Перу: до 75-й минуты держится шаткий счет - 3:2, но тот же Жаирзиньо забивает успокаивающий четвертый гол. Полуфинал с Уругваем: вновь до финиша держится ничейный счет - 1:1, Жаирзиньо на той же 75-й минуте выводит свою команду вперед, а на предпоследней Клодоалдо ставит точку - 3:1. Наконец, финал с Италией: и здесь - 1:1 было до середины второго тайма, а затем "Скуадра адзурра" рухнула под напором бразильцев - 1:4. В пяти матчах из шести они дожимали соперников в заключительной стадии игры!

Не секрет, что команда Загалло превосходила всех в техническом мастерстве игроков. Но совсем не факт, что этого ей хватило бы, не окажись она на высоте еще и по атлетическим параметрам. Все видели, как жестоко соперники поиздевались над желто-зелеными в 1966 году в Англии, когда те пренебрегли аспектом физподготовки, хотя индивидуально сильных игроков и в той команде хватало с избытком. Бразилия образца 1970 года поражала своей гармонией: она сочетала в себе все необходимые качества в нужных пропорциях. Считается, что это самая сильная команда, когда-либо появлявшаяся в мировом футболе. Возможно, так оно и есть.

ГРУППА 4

ДИДИ СДЕЛАЛ ИЗ ПЕРУ МИНИ-БРАЗИЛИЮ

Если во второй группе с забитыми голами было "пусто" - всего шесть, или по голу в среднем за игру, то в четвертой, напротив, "густо" - 24 (в среднем по четыре). И это еще при том, что наименее результативным (1:1) выдался матч аутсайдеров - Болгария - Марокко, в котором было создано такое количество голевых моментов (в основном у ворот марокканцев), что их хватило бы на десяток игр. Честно говоря, собираясь смотреть его видеозапись, никак не ожидал, что он окажется настолько потрясающим. Для болгар, как и для бельгийцев, несмотря на присутствие в их рядах игрока по фамилии Жечев, самым непосильным соперником оказалось жгучее мексиканское солнце. Во всех трех своих матчах они вели в счете (а против перуанцев даже в два мяча), но наскребли в итоге одно-единственное очко.

Очень благоприятное впечатление оставила сборная ФРГ, у которой на вершине расцвета находились уникальный Герд Мюллер (сделавший хет-трик в двух матчах подряд - с Болгарией и Перу) и Франц Беккенбауэр, которого за не очень свойственную для немца мягкую и техничную манеру игры называли южноамериканцем. Не сдавался своим годам Уве Зеелер, который на своем четвертом чемпионате мира превысил свою норму результативности: на каждом из предыдущих трех мундиалей он забивал два мяча, а тут отличился трижды. Периодически выстреливали и фигуры рангом пониже. Например, крупную победу в игре с Болгарией (5:2) "сделал" правый край Стэн Либуда: гол плюс три голевые передачи.

Очень импонировала всем сборная Перу. Возглавлявший ее знаменитый Диди создал сильнейшую команду в истории перуанского футбола, которая действовала с ярко выраженным акцентом на атаку, причем не изменила себе, даже играя против бразильцев.

ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЫ

КУБИЛЬЯ И ЭСПАРРАГО НАКАЗАЛИ СБОРНУЮ СССР ЗА ДЕТСКУЮ ОПЛОШНОСТЬ

Перуанцы приехали в Мексику вскоре после того, как их страна пережила разрушительное землетрясение, число жертв которого измерялось тысячами. Отчасти еще и поэтому симпатии местных зрителей были отданы им.

Загалло, который варьировал тактику в зависимости от соперника (против Англии, например, он предпочитал делать ставку на контратаки), во встрече с Перу выбрал открытый вариант. Диди с этим согласился - и в результате получился великолепный футбол, от которого все пришли в восторг.

На 10-й минуте перуанский защитник Кампос, пытаясь принять мяч на грудь, поскользнулся. Мяч оказался легкой добычей Тостао, который откинул его под удар Ривелино - 1:0. Прошло пять минут, и тот же Тостао обманным движением обыграл защитника и вратаря Рубиньоса и забил второй мяч. До перерыва бразильский голкипер Феликс ответил своей ошибкой, не рассчитав траекторию навесной передачи, сделанной Гальярдо, - 2:1. Такой же счет принес и второй тайм. Бразильцы победили 4:2. Когда они направлялись в раздевалку, матч СССР - Уругвай, в котором должен был определиться их соперник по полуфиналу, еще продолжался: там было назначено дополнительное время. Игроки не стали принимать душ и переодеваться - а вместо этого уселись у приемники и стали слушать репортаж! За три минуты до конца Эспарраго забил победный мяч, который обрадовал бразильцев: встречи с уругвайцами они ждали 20 лет - наконец-то представлялась возможность расквитаться за знаменитое поражение 1950 года.

Кто бы мог подумать, что нападающий уругвайцев Луис Кубилья, поражавший своей, мягко говоря, упитанной комплекцией, когда нужно, может уподобиться угрю и выцарапать мяч из-под ног защитника с необычайной ловкостью! Матч СССР - Уругвай был совершенно беспросветным. Иного исхода, кроме как 0:0 с последующей серией пенальти, представить по этой совершенно мертвой игре было трудно. И тут грянула эта 117-я минута, ставшая притчей во языцех: нашим игрокам показалось, что мяч от уругвайца ушел за линию. Они вскинули руки, в том числе и Афонин (чего стоило ему выбить мяч для верности на угловой!). Кубилья же был иного мнения - забрал мяч и сделал навес на Эспарраго: гол! Сейчас трудно сказать, насколько правы были наши игроки: ни один ракурс, с которого был зафиксирован эпизод, не дает однозначного представления о том, ушел или нет мяч за линию ворот. Но все равно останавливаться ни в коем случае было нельзя. Жаль, упустили прекрасный шанс выйти в полуфинал и повторить достижение 1966 года.

Игра наших с Уругваем резко отличалась от остальных четвертьфиналов, которые все как на подбор получились очень яркими. Итальянцы во втором тайме попросту смели с поля хозяев-мексиканцев (4:1), которые получили то, чего объективно заслуживали. Счет должен был даже быть гораздо крупнее. Ну, а сборная ФРГ взяла реванш у англичан за поражение в финале 1966 года, причем этот матч не уступал по драматизму тому: снова немцы сумели в тяжелой ситуации свести основное время к ничьей - 2:2, но в добавочное теперь уже они склонили преимущество в свою пользу - 3:2.

ПОЛУФИНАЛЫ

МЕСТЬ ЗА 1950 ГОД

Бразильцам тоже удался желанный реванш - 3:1. Да и как могло быть иначе, если у Уругвая было одно только славное прошлое. Пеле и компания еще долго возились с ним, словно кошка с мышкой, продлевая удовольствие. Король футбола позволил себе попижонить: перехитрив вратаря Мазуркевича, он оказался один против пустых ворот, но перемудрил. Этот эпизод любят смаковать в разных хрониках - так же, как и тот, что произошел в групповом матче с Чехословакией. Тогда Пеле внезапно пробил по воротам Иво Виктора с центральной линии. В своей книге он пишет, что мяч ушел за линию ворот рикошетом от штанги. Понятно, что ему очень хотелось воплотить в жизнь свою мечту забить с центра, но в данном случае Пеле ошибся где-то на метр.

Что касается второго полуфинала ФРГ - Италия, то это тот случай, когда он заслуживает не одного абзаца, а пространного повествования, к которому мы постараемся вернуться.

На удивление содержательным получился матч за 3-е место - и, с точки зрения немцев, которые, казалось, до дна исчерпали силы в игре с итальянцами, и с точки зрения уругвайцев, у которых совершенно неожиданно прорезался атакующий комбинационный стиль (почему нельзя было так играть и раньше?). Это был единственный матч, в котором не забил Мюллер. Вместо него это сделал Оверат - 1:0.

ФИНАЛ

СЛУЧАЙНОСТИ БРАЗИЛЬЦАМ БЫЛИ НЕ ПОМЕХА

Бразильцы довольно быстро подтвердили свой статус фаворитов. На 19-й минуте Ривелино навесил мяч на Пеле. Тот выпрыгнул выше защитников, сделал кивок головой, и мяч, скользнув по кончикам пальцев вратаря Альбертози, влетел в сетку - 1:0. Но затем последовала необъяснимая халатность обороны: Брито зачем-то на своей половине поля сыграл пяткой, причем безадресно. Мяч подхватил Бонинсенья, обвел Феликса. Рядом с ним мчался Рива, который изготовился было пробить по пустым воротам сам. Но Бонинсенья оставил это право за собой - 1:1.

Если бы этот гол стал результатом итальянского прессинга, у бразильцев были бы основания беспокоиться. Но он возник на ровном месте. "Скуадра адзурра" даже не попыталась воспользоваться коротким замешательством соперника и перейти к активным действиям. Бразильцы продолжали хозяйничать на поле и после перерыва утвердили свою победу, в которой никто не сомневался.

Игорь ГОЛЬДЕС