Газета Спорт-Экспресс от 9 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-98 |
Группа Е. МЕКСИКА |
В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА МЕКСИКАНЦЫ ИГРАЛИ ЧАЩЕ, ЧЕМ РОДОНАЧАЛЬНИКИ ФУТБОЛА
Продолжение. Начало - стр. 14 |
В стартовом матче против бельгийцев план Милутиновича сработал. Возможно, мексиканцы играли не очень зрелищно, зато практично. Два выверенных навеса капитана "ацтеков" Томаса Боя завершились двумя точными ударами головой. Сначала отличился подключившийся к атаке защитник Фернандо Кирарте, а затем 115 тысяч болельщиков увидели то, ради чего они пришли на стадион - знаменитый кульбит Уго Санчеса. После гола кумир мексиканской публики на радостях запустил мяч на верхний ярус стадиона "Ацтека", за что тут же получил от судьи желтую карточку.
Следующим соперником Санчеса и компании была крепкая и неуступчивая команда Парагвая. Матч "ацтеков" против "гуарани" стал одним из самых грубых на турнире. Жесткие стыки, подсечки, удары сзади по ногам следовали одни за другим. Для мексиканцев, которые в случае победы досрочно выходили в 1/8 финала, этот поединок сложился драматически. Хозяева чемпионата выигрывали на протяжении почти всего матча, упустив победу лишь за шесть минут до конца встречи - лидер парагвайцев Ромеро сравнял счет - 1:1. И все же английский судья Куртней предоставил Мексике шанс снова выйти вперед, назначив на 89-й минуте весьма сомнительный пенальти в ворота сборной Парагвая. Около двух минут гости протестовали против несправедливого, на их взгляд, решения арбитра, не позволяя ему установить мяч на одиннадцатиметровой отметке. (Чем не повторение истории 70-го года с Сальвадором!) Когда же англичанину наконец удалось навести порядок на поле, к "точке" подошел сам Уго Санчес. В тот момент он еще не знал, что лавры героя уготованы не ему, а парагвайскому вратарю Фернандесу, отразившему пенальти. В порыве безумной радости удачливый голкипер показал всей центральной трибуне, где в ложе почетных гостей находился президент Мексики Мигель де ла Мадрид Уртада, очень неприличный жест (похожий номер в 94-м году выкинул немец Штефан Эффенберг. - Прим. A.M.). В одно мгновение на 115-тысячном стадионе воцарилась гробoвая тишина. Люди, схватившись руками за лица, не могли поверить в случившееся. "Как? - вопрошали они. - Как могло случиться такое, что их кумир, их идол, великий Уго Санчес не забил победный мяч?". Многие на трибунах плакали.
Однако траур по поводу ничьей длился недолго. В последнем матче группового турнира подопечные Милутиновича не без труда, но все же одолели сборную Ирака - 1:0 и, заняв первое место, вышли в 1/8 финала. На этой стадии хозяевам досталась довольно безликая болгарская сборная, встречу против которой нельзя отнести к разряду памятных, если бы не супергол Мануэля Негрете. Впоследствии этот момент прокрутят по мексиканскому телевидению более тысячи раз: Негрете играет в стенку с Агирре и метров с 15 в высоком прыжке эффектно бьет боковыми "ножницами". Мяч влетает в дальний угол ворот Михайлова. Организаторы турнира признали гол Негрете лучшим голом Мехико-86.
В четвертьфинале, похожем больше на битву, нежели на футбол (2 красные и 8 желтых карточек) мексиканцы достойно сражались против немцев, которым они уступили лишь в серии послематчевых пенальти. Тем не менее пресса признала выступление сборной удачным, а Милутинович получил широкую международную известность.
Уго САНЧЕС ПОПАЛ ДАЖЕ В МЫЛЬНУЮ ОПЕРУ
Самым великим игроком за всю историю мексиканского футбола по праву считается Уго Санчес, по прозвищу Угол. Эта кличка - производная от имени Уго и слова "гол". (Похожее прозвище у аргентинца Батистуты, которого зовут Бати-гол. - Прим. A.M.). В 80-90-е годы Санчес пять раз становился лучшим снайпером испанского чемпионата, в котором по числу голов уступал только легендарному Тельмо Сарре. Впрочем, последний играл в 50-е годы, когда забивать мячи было гораздо проще.
Кроме того, Санчеса можно считать законодателем новой футбольной моды - еще в начале 80-х он показал всему миру, как нужно отмечать голы. В наше время экзотическое празднование голов уже никого не удивляет: игроки целуют бутсы, лезут на заградительную сетку, изображают диких животных. Но тогда... Тогда кульбит в исполнении Санчеса выглядел чем-то невероятным. Это был фирменный знак, который мексиканский форвард демонстрировал после каждого забитого мяча. Популярность Санчеса была настолько велика, что его имя даже упомянуто в одной из мексиканских мыльных опер - маленький парнишка гоняет на пустыре футбольный мяч и после забитого гола хвастается перед отцом: "Я могу сделать кульбит, как Уго Санчес!"
Как и большинство латиноамериканских мальчишек, Санчес начинал с уличного футбола. Родился в Мехико в спортивной семье и с утра до вечера гонял мяч в родном квартале Вальгена. Его отец в свое время был неплохим форвардом клуба "Атланте", а потому всячески поощрял увлечение маленького Уго. Два старших брата Санчеса - Эктор и Орасио тоже были профессиональными футболистами. Причем Эктор выступал за олимпийскую сборную на турнирах 1972 и 1976 годов. Сестра Уго - Хильда была известной волейболисткой. Другая сестра - Эрлинда также участвовала в монреальской Олимпиаде-76 - она входила в состав сборной страны по гимнастике. Таким образом, в Монреале семья Санчесов была представлена сразу тремя членами, поскольку сам Уго тоже поехал на Олимпиаду, попав в заявку футбольной сборной.
К тому времени Санчес уже успел стать лидером своего клуба "УНАМ". Под руководством Милутиновича его мастерство росло как на дрожжах. Одновременно талантливый форвард учился в медицинском институте, где вскоре получил диплом дантиста. Но забивать голы у Санчеса получалось лучше, чем выдергивать зубы. Когда ему исполнилось 19 лет, он уже поехал на свой первый чемпионат мира в Аргентину. Однако дебют оказался кошмарным. Мексиканская сборная уступила во всех трех матчах с общим счетом 2-12. "Мы не претендовали тогда на многое, - вспоминал позже Санчес. - Но такой катастрофы никто из нас предвидеть не мог".
В 1980 году на "золотого мальчика" мексиканского футбола положил глаз мадридский "Атлетико", и он переехал в Европу. После этого карьера Санчеса стремительно пошла вверх. Вот что писал о нем популярный английский журнал World Soccer в 1985 году: "Санчес очень напоминает нашу прежнюю звезду Кевина Кигана. Безусловно, это форвард от бога. Он быстр, хорошо владеет скоростным дриблингом и прекрасно бьет с обеих ног. Мексиканец отнюдь не гигант, но всегда опасен в борьбе за верховые мячи". Высокий прыжок и точный расчет не раз позволяли Санчесу переигрывать более рослых защитников. Пожалуй, ни один форвард мира не мог конкурировать с ним в таком техническом приеме, как удар "ножницами". В чемпионате Испании, особенно после перехода в мадридский "Реал", Санчес сотворил таким способом немало голов-шедевров. Мощный и решительный на футбольном поле, в повседневной жизни "охотник за голами" был скромным и даже застенчивым человеком, всячески избегавшим повышенного внимания к себе.
На ЧМ-86, проходивший в Мексике, Санчес приехал в зените славы. К тому времени он уже был чемпионом Испании, обладателем Кубка УЕФА и дважды подряд становился лучшим бомбардиром испанского первенства. Естественно, на родной земле от Санчеса ждали продолжения подвигов. Однако проявить себя в мексиканской сборной так же, как в "Реале", знаменитый Уго не смог. Спустя восемь лет на чемпионат мира в США Санчес отправился скорее в качестве живого талисмана, нежели действующего игрока. Свою футбольную карьеру он завершил сравнительно недавно - около года назад. Сейчас Уго перешел на тренерскую работу и на ЧМ-98 во Франции выступит в роли помощника главного тренера сборной Мексики Мануэля Лапуэнте.
ЗА ЧТО УВОЛИЛИ МИЛУТИНОВИЧА?
Все последние успехи мексиканского футбола неразрывно связаны с именем Боры Милутиновича. Именно он блистательно выступил в 86-м, году, и именно он вывел команду в финальную часть чемпионата мира-98, после чего неожиданно был отправлен в отставку. За что же так жестоко мексиканская федерация поступила с югославским тренером? На этот счет существует несколько версий. По одной из них Милутиновичу поставили в вину невыразительную игру сборной в двух последних матчах отборочного турнира. Однако подобное обвинение выглядит по меньшей степени странным - к тому времени мексиканцы уже обеспечили себе путевку во Францию и, расслабившись, позволили себе пару ничьих. Однако руководство федерации посчитало это достаточным поводом для увольнения. Милутиновичу даже припомнили гол, пропущенный в выигранном матче против сборной Сент-Винсента и Гренадин. По другой версии, которая выглядит более убедительно, именитого тренера убрали из-за его конфликта с федерацией. Последняя часто вмешивалась в сугубо тренерские вопросы, постоянно навязывая Милутиновичу тех или иных (в основном, молодых) игроков. Югославу, который при комплектовании команды опирался на ветеранов, это не нравилось, но до поры до времени он сдерживал себя. Когда же терпению пришел конец, Милутинович откровенно заявил, что руководство федерации зашло слишком далеко. Вскоре после этого нашелся повод и последовала отставка.
На смену Милутиновичу пришел 53-летний Мануэль Лапуэнте, возглавлявший до этого "Некаксу". Он по праву считается одним из лучших клубных тренеров Мексики. Лапуэнте четырежды выигрывал чемпионат страны (дважды - с "Некаксой" и дважды - с "Пуэблой"). Однако в национальной команде, в которой он успел поработать в 1992 и 1993 годах, Лапуэнте ничего особенного не добился, и его заменили в ходе отборочного цикла к ЧМ-94 на Мигеля Мехию Барона.
В декабре прошлого года под руководством нового тренера мексиканцы приняли участие в Кубке конфедераций, куда они отправились в полуэкспериментальном составе. После сенсационной победы над хозяевами турнира футболистами Саудовской Аравии - 5:0, последовали поражения от австралийцев 1:3 и бразильцев - 2:3. Вслед за этими неудачами мексиканцев шокировала еще одна новость: ФИФА распространила сообщение о начале расследования по так называемому делу Суареса - игрока сборной, в анализах которого обнаружили запрещенный препарат нандролон. За шесть месяцев до чемпионата мира Мексика вполне могла остаться без своего ведущего защитника и капитана. Однако проблема вскоре разрешилась. Повторный тест, взятый по инициативе самого Клаудио Суареса, дал отрицательный результат, и ФИФА вынуждена была признать свою ошибку.
Сейчас перед Лапуэнте стоит дилемма: пойти ни. омоложение состава или сделать ставку на ветеранов, которые, собственно говоря, и выиграли отборочный цикл. Лучшему бомбардиру сборной Карлосу Эрмосильо сейчас 33 года, вратарю Хорхе Кампосу - 31, ведущим полузащитникам Бенхамину Галиндо - 37, Марселино Берналу - 36, нападающему Альвесу Заге - 31. Иными словами, лидеры команды находятся уже в критическом футбольном возрасте, но они по-прежнему лучшие. За их могучими спинами новых дарований пока не видно. Исключение лишь одно - форвард Луис Эрнандес, прекрасно зарекомендовавший себя на Кубке Америки-97. Однако и ему уже 29 лет. Сейчас Эрнандес выступает за аргентинский "Бока Хуниорс", где его называют "мексиканским Каниджей" - за внешнее сходство с известным аргентинским форвардом.
Что касается шансов на выход в 1/8 финала во Франции, то здесь прогнозы мексиканцев выглядят оптимистичными. "Если мы вышли из такой сложной группы, какая была у нас в Америке, - говорит капитан команды Клаудио Суарес, - то почему бы нам не повторить это сейчас, когда все соперники, включая голландцев, нам вполне по силам".
Алексей МАТВЕЕВ