Газета Спорт-Экспресс от 6 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4
ХОККЕЙ |
Евгений МИШАКОВ: "КРАСНАЯ АРМИЯ" ЗАНЯЛА СТЭЙТЕН-АЙЛЕНД"
"Русские идут"... Эта фраза, ставшая названием некогда популярного сатирического романа, неожиданно обрела для американцев реальный смысл. Русские не просто идут - они уже пришли. "Красная армия" оккупировала входящий в черту Большого Нью-Йорка городок Стэйтен-Айленд. И знаете, кто ее главнокомандующий? Наш выдающийся хоккеист, обладатель двух золотых олимпийских медалей, четырехкратный чемпион мира Евгений Мишаков! Он-то и стал собеседником корреспондента "СЭ".
- Дело было так, - начал Мишаков. - Помните такого хоккеиста Игоря Грачева? Когда я работал в Липецке, он там играл, потом перешел в молодежную команду ЦСКА. Ему б кого-нибудь попроще, а он американку полюбил. Женился, уехал за океан. И открыл в Стэйтен-Айленде хоккейную академию под названием "Красная армия".
-Как же так? У нас ведь Красная армия давно переименована.
- Это идет от ЦСКА. Привычная нам аббревиатура для американцев является непонятной и неудобоваримой. Они по-прежнему, во всяком случае в Стэйтен-Айленде, называют армейцев клубом Красной армии. Потому мы и решили именоваться красноармейской академией.
-А Мишаков-то здесь при чем?
- А я имею честь быть ее президентом. В последний мой приезд в Америку, мне доверили право руководить этим хоккейным учебным заведением, громко именуемым академией. По существу же, она что-то вроде нашей детской спортивной школы.
-Евгений, можно подумать, что вы завсегдатай Соединенных Штатов.
- Вот уже 6-й год туда езжу. Помогаю проводить предсезонные сборы в летних лагерях.
-Господин президент, как же вы намерены исполнять свои обязанности, сидя в Москве?
- А я не намерен сидеть здесь. Беда в том, что "Красная армия" не имеет своего катка, приходится лед арендовать. Так что я пока генерал, у которого тылы не обеспечены. Вот появится свой каток, и я снова махну в Америку.
-А когда он появится?
- В сентябре.
-И что собой будет представлять эта арена?
- Стэйтен-Айленд - не Нью-Йорк и не Монреаль. Здесь нет не то что НХЛовской, а даже команды какой-нибудь заштатной лиги. Разве что есть лига пожарных, которые соперничают с представителями других профессий. Все внимание - детям. Для них же и дворец, который по нашим меркам считается роскошным. В том смысле, что в нем есть все необходимое: раздевалки, тренажерный зал, небольшая трибуна примерно на 1000 мест. Во дворце найдут приют и фигуристы, для которых оборудуется зал хореографии. В общем, не "Мэдисон Сквер Гарден", но вполне приличное и добротное сооружение. После ввода его в строй я постараюсь развернуться.
-И как же готовят хоккейную смену в Стэйтен-Айленде?
- В академии занимаются мальчики и девочки от 7 до 18 лет. В каждую возрастную группу входят по две команды: в одной собраны те, кто поспособнее, в другой - те, кто послабее. В соответствии с раскладом сил проходят занятия и соревнования. Вундеркинды соперничают между собой, у дублеров - своя компания. Разумеется, не исключен взаимообмен.
-И какова конечная цель?
- Попасть в команду какого-нибудь колледжа, потому как спортсмен освобождается от платы за обучение.
-А может ли, к примеру, на небосклоне Стэйтен-Айленда засиять новая звезда НХЛ?
- Может. Ведь с легкой руки Игоря Грачева в академии работают в основном наши специалисты. А уж мы-то готовить игроков умеем. К тому же большинство наших подопечных - русские ребята. Точнее, русскоязычные. Наша эмиграция в Америке многонациональна. Кстати, в Стэйтен-Айленде действует еще и школа Сергея Немчинова. Оттуда тоже можно ждать пополнения.
-Два хоккейных центра в небольшом, как я понял, городке?
- Что вы хотите - американский размах.
-Вот вы уедете в райские края, и, может, Евгения Мишакова я больше и не увижу?
- Ну нет. Будь там трижды рай, но оставаться в нем до конца дней своих не собираюсь. Москву ни на что не променяю. Как у нас говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. Поработаю годик-другой, глядишь, удастся что-нибудь на черный день скопить. Срок рабочей визы, позволяющей трудиться в США, - 3 года. Из этого срока я и исхожу.
-Не по нутру американский образ жизни?
- А что такое американский образ жизни? Он теперь такой же, как и российский. Кто работает и получает приличные деньги, тот и живет нормально. В Штатах, как, впрочем, и у нас, за все нужно платить. В этом не было бы ничего плохого, если бы было только хорошее.
-Витиевато и весьма туманно.
- Поясню на конкретном примере. Вернемся к вопросу о том, могут ли в Стэйтен-Айленде появиться хоккейные мастера высокого класса. Могут, конечно. Но это в известной мере проблематично. Допустим, сажаю я парнишку на скамейку запасных. Ну не тянет он в каком-либо конкретном матче. Тут же подскакивают родители: "Мы вам платим деньги не за то, чтобы наш сын на скамье отдыхал, а чтобы играл". Разве с ними поспоришь? Против денег, как против лома, приема нет. Разумеется, есть мальчишки, которые серьезно относятся к делу, стремятся чего-то добиться. Но таких очень мало. Большинство же воспринимают хоккей как необременительную и необязательную забаву. Хочу - приду на тренировку, хочу - не приду. За все уплачено. У парня лишний вес, но повышенные нагрузки ему, естественно, не по нраву. Я этих ребят называю пингвинами - такие же неповоротливые, неуклюжие.
-Тем не менее в североамериканском хоккее с завидным постоянством появляются мастера высокого класса.
- Из числа тех, кто решил связать с хоккеем свою жизнь. Если бы наши ребята имели такие условия и возможности, у нас было бы не два Буре, а гораздо больше.
-Вы видели матчи НХЛ?
- Разумеется. С участием "Эдмонтона", "Монреаля", "Детройта". По телевизору смотрел немало трансляций.
-И каково впечатление?
- Кажется, я сейчас крамолу выскажу. "Детройт", где выступают наши, - это команда. Она исповедует коллективный, умный, с фантазией, выдумкой хоккей. Сдается мне, что наши соотечественники и Айзермана с Шэнахэном научили играть. Потому те и терзают соперников, как хотят. Остальные же, коих большинство, действуют на уровне примитива. Канадо-американский хоккей достаточно бестолков: вброс шайбы в зону - выброс, вброс - выброс, туда-сюда... Мне такой хоккей не по душе. Ей-богу, в свои преклонные по спортивным меркам годы при такой игре и я бы смог выйти на лед. Сил швырнуть шайбу в борт у меня хватит. А потом пусть за ней бегут молодые. В НХЛ можно играть лет до 60.
-Но зрители-то валом валят в ледовые дворцы.
- Врезать, вмазать, припечатать - на это заокеанские хоккеисты большие мастера. А публике только того и надо.
-Не слишком ли вы строги в оценках?
- Пусть я ошибаюсь, пусть сказанное останется моим сугубо личным мнением. Но ведь итоги Олимпиады его подтверждают. Где были в Нагано канадцы, где американцы? Европейцы, и мы в том числе, убедительно подтвердили свое превосходство.
-С товарищами по хоккейному цеху за рубежом доводилось встречаться?
- Конечно. Виделся с Фетисовым, Ларионовым, Малаховым, Немчиновым, по чьему, кстати, приглашению я и ездил. А Миронова и Коваленко напутствовал перед Нагано: вы уж, мол, нас, ветеранов, не подведите. Пообещали и в общем-то не подвели. Разумеется, первое место лучше второго. Но по ходу финальной встречи было ясно, что игра идет до гола. Повезло чехам.
-Однако пора вернуться в матушку Россию. Пока вы колесили по заморским странам, у нас появился новый лидер - "Ак Барс" из Казани. Как вы к этому относитесь?
- Как к закономерности. Хорошая, симпатичная команда. Она бы проявила себя и раньше, да превратности плей-офф помешали. А на длинной дистанции "Ак Барс" показал все, на что способен. И Юрий Моисеев раскрыл свой талант.
-Вы ведь еще и команду ветеранов "Звезды России" тренируете.
- Вот тут говорить действительно не о чем. Денег нет, поездок тоже. Правда, без меня в ЮАР съездили. По приглашению. Но это так, эпизод.
...Наш разговор прервал телефонный звонок. Мишакову напомнили, что вечером тренировка команды. Той самой, ветеранской. Значит, светят еще "Звезды России". И будем надеяться, что вскоре зажгутся новые.
Алексей ПАТРИКЕЕВ