Газета Спорт-Экспресс от 2 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФУТБОЛ |
ФИФА: КОМУ ДОСТАНЕТСЯ КРЕСЛО ДИКТАТОРА?
Подготовка к чемпионату мира, который пройдет во Франции с 10 июня по 12 июля, идет полным ходом. Хозяева, как могут, прихорашивают свои стадионы, а один из сопредседателей оргкомитета первенства Мишель Платини с улыбкой взирает на прохожих с рекламных плакатов. Но на самом деле не все так просто, как представляется. Одни французы, как, например, Платини (ему предложено в будущем стать техническим директором ФИФА), выражают поддержку Йозефу Блаттеру, который метит на должность президента ФИФА, другие - в лице руководителя футбольной федерации страны Клода Симоне - сообщают, что не хотят видеть этого человека у руля мирового футбола. Нет мира и на самом футбольном Олимпе, где разгорелось сражение за освобождающееся кресло диктатора, как называют Жоао Авеланжа его оппоненты. Такого сильного кризиса властных структур в ФИФА не наблюдалось со дня основания этой организации. Речь идет о том, пишет Spiegel, будет ли ФИФА вновь управляться по принципу банановых республик, как это делал сын торговца оружием, или же дела в свои руки возьмет демократ Юханссон, который создаст современное государство.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Жоао Авеланж (82 года).
Бразилец стал президентом ФИФА в 1974-м, после чего регулярно переизбирался. Теперь он собирается уйти со своего поста, но не хочет, чтобы его сменил президент УЕФА Леннарт Юханссон.
Леннарт Юханссон (68). Швед возглавил УЕФА в 1990 году. Является также одним из вице-президентов ФИФА. Первым согласился принять участие в выборах на замещение освобождающейся должности. Один из пунктов его программы - демократизация ФИФА.
Йозеф Блаттер (62). Швейцарец работает генеральным секретарем ФИФА с 1981 года. Четыре года назад пытался конкурировать с Авеланжем, чтобы занять его место. Сегодня его босс сам горит желанием посадить Блаттера в свое кресло.
Исса Айяту (51). Камерунец с 1988 года - президент Африканской конфедерации футбола (CAF). Недавно отказался баллотироваться в президенты ФИФА, чтобы занять этот пост в будущем, на что получил уже благословение от Юханссона. В знак благодарности готов поддерживать шведа в его сегодняшней борьбе за власть.
КАК НАКАЛЯЛИСЬ СТРАСТИ
8 ноября 1995. Исполнительный комитет УЕФА выдвинул своего президента Леннарта Юханссона в качестве кандидата на высшую должность в ФИФА. Швед дал согласие.
7 декабря 1996. Жоао Авеланж заявил о своем намерении уйти в отставку с поста президента ФИФА: "Я принял решение, что 1998 год будет последним в моей карьере". Месяцем раньше он говорил, что готов править и в начале следующего века.
17 февраля 1997. Авеланж развенчивает слухи о том, что он собирается ввести переходный период на два года, чтобы продлить свое пребывание на посту президента ФИФА. Одновременно он заявляет, что не будет отдавать предпочтение кому-либо из кандидатов.
2 декабря 1997. В интервью цюрихской газете Sport генеральный секретарь ФИФА Йозеф Блаттер опровергает спекуляции по поводу того, что он метит на место Авеланжа: "Президентом можно стать, если выдвигать свою кандидатуру. Я же не собираюсь лезть в эти дела".
4 декабря 1997. В дни жеребьевки финальной стадии ЧМ-98 в Марселе Авеланж впервые говорит о Блаттере как своем возможном преемнике: "Если он победит, - заявил президент ФИФА, - я буду только рад".
17 января 1998. Перед жеребьевкой квалификационного турнира ЧЕ2000, которая проходила в Женеве, высокопоставленные чиновники УЕФА атакуют Блаттера, требуя от него сложить полномочия генерального секретаря ФИФА, если он собирается баллотироваться на пост президента ФИФА. Блаттер ультиматум отклоняет.
12 февраля 1998. Африканские страны, объединенные в CAF, заявляют, что будут поддерживать Юханссона.
13 марта 1998. Чрезвычайное заседание исполнительного комитета ФИФА обсуждает поведение Блаттера. Большинство его членов считают, что генеральный секретарь обязан подать в отставку, если он собирается изменить свое будущее. Авеланж препятствует принятию решения и срывает заседание.
30 марта 1998. Блаттер в Париже официально объявляет о своем участии в выборах президента ФИФА.
ОН УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИЛ
Одно слово президент ФИФА употребляет чаще других - уважение. Уважения в последнее время и недостает Жоао Авеланжу, который в течение 24 лет правил железной рукой в международном футболе. 82-летний бразилец должен будет оставить свой пост после чемпионата мира во Франции, но он бы хотел, чтобы его жесткая политика была продолжена. Поэтому идет на конфронтацию со своими бывшими соратниками, переметнувшимися на сторону ставленника УЕФА, поэтому хлопает дверью, когда они ставят палки в колеса его протеже. Авеланж разочарован, он не может поверить, что его подопечные уже вышли из подчинения. Он работал в ФИФА 9000 дней, 7000 из которых при шлось находиться вдали от родины. За это время он посетил 192 страны из 198, входящих в ФИФА (не сумел познакомиться только с Намибией, Замбией и рядом стран, входивших ранее в Советский Союз). Он не смог быть рядом с женой, когда ей сделали операцию колена. "Единственное, чего бы я хотел, это уважение", - говорит патриарх. Но вместо этого, забывая о прежних заслугах, бывшие друзья обвиняют шефа в диктаторских замашках. На днях Авеланж пригласил к себе группу журналистов, перед которыми в течение двух часов держал речь. Приводим ее в сокращенном варианте.
О ПРОТИВНИКАХ
"Критика, конечно, необходима. Но разве это причина обливать меня грязью? У вас хорошая память? Жизнь - постоянная учеба. Помнится, четыре года назад меня уже хотели выставить за дверь. Тогда была вероятность того, что Блаттер мог прийти на мое место. И вдруг сегодня выясняется, что такой вариант исключается. Люди, которые четыре года назад делали ставку на генерального секретаря, теперь выступают против Блаттера. Как понимать подобную метаморфозу? Ведь это меня, а не его, вы, господа, тогда не хотели. Но отец научил меня хорошим манерам: выходить из той двери, куда зашел. Исчезать через окно не в моих правилах. Поэтому четыре года назад я вновь стал баллотироваться на пост президента ФИФА. Теперь намереваюсь покинуть организацию. Многие сомневаются в этом, но я могу их успокоить: отставка произойдет обязательно".
О БУДУЩЕМ ФИФА
"Во время выборов я буду поддерживать кандидатуру того человека, который намерен продолжать начатую нами программу по превращению футбола в могучую силу. Впрочем, нас и сегодня уже можно назвать самой большой и уважаемой организацией на свете. Я горжусь тем, что получаю приглашения от сильных мира сего. Только вчера довелось быть у Тони Блэйра. Мы беседовали с английским премьер-министром на Даунинг-стрит, 10 в течение одного часа. Но, конечно, больше всего я как католик рад, что трижды получал аудиенцию у папы римского.
Что касается Блаттера, он, можно сказать, женат на ФИФА. Мой помощник в любое время готов работать на благо нашего общего дела, за что его я очень уважаю и считаю достойным претендентом на пост президента. Пока единственным кандидатом является господин Юханссон, но может быть и второй, так как некоторые федерации хотят, чтобы генеральный секретарь вступил в борьбу".
О ЧЕМПИОНАТЕ МИРА-2006
"Было решено чемпионаты мира проводить поочередно на разных континентах. Не вижу причины, почему теперь ЧМ-2006 надо отдавать одной из стран Европы. С 1978 года мундиаль не проводился в Южной Америке. По моему разумению, ЧМ-2006 должен быть организован в Африке. На этом континенте финала мирового первенства еще не было. ЮАР имеет все возможности. Я был там. В этой стране есть большие и красивые города, хорошие аэропорты, роскошные отели и первоклассные дороги. И уже сегодня существуют отлично оборудованные стадионы.
Но если европейцы хотят заполучить этот чемпионат, тогда Англия и Германия должны провести его совместными силами. Кто выдвинул идею о проведении ЧМ-2002 в Японии и Корее? Члены ФИФА из Европы под эгидой господина Юханссона. Не понимаю, почему они соглашаются на подобные трудности в Азии, но не хотят иметь их в Европе?"
ОБ ЭМОЦИЯХ
"Меня спрашивают, какой матч мне доставил наибольшее удовольствие в жизни. Я же вам назову игру, которая больше всего меня огорчила. Это было в 1950-м, когда моя страна за две минуты до окончания встречи проиграла титул чемпиона мира (1:2 против Уругвая). Эту печаль я до сих пор сохранил в своем сердце. Тогда я сказал себе: если стану президентом бразильской федерации футбола, верну "Золотую богиню" обратно. Я очень счастлив, что мне удалось совершить задуманное. Финал 1970 года запал мне в душу. После неудачи в 1966-м в Бразилии меня много критиковали, сильно переживали случившееся. Зато в следующий раз мне таки удалось сделать бразильцев счастливыми. Матч против итальянцев прошел на высоком уровне. Он закончился так, как этого хотела моя страна".
О СВОЕМ БУДУЩЕМ
"12 июля будет моим последним днем в ФИФА. Если мой уход принесет радость многим, тогда они получат то, о чем мечтали.
12 июля, когда завершится финальный матч, я передам господину Шираку, президенту Франции, Кубок мира, а он, в свою очередь, передаст его капитану победившей команды. На следующее утро я вылечу в Цюрих, где в тот же день примусь опорожнять все ящики и шкафы.
За 24 года я не закрывал ни одного своего письменного стола, все мой шкафы стояли открытыми. Любой, кто хотел приобщиться к моим "секретам", имел право распечатывать мои письма и знакомиться с их содержанием. У меня нет тайн. И я отвечал на все послания, которые доставлялись в мой кабинет. Вы можете в этом убедиться. Напишите мне, и вы получите ответ.
16 июля я вернусь на свою родину. 24 года я не имел возможности наблюдать, как растут мои внуки. Не забуду 4 мая 1975 года. Я не смог присутствовать при рождении моего внука, так как был занят миссией, которая была очень важна для футбола. В этот день в Пекине мы обсуждали возможность возвращения в наши ряды Китая.
Итак, я возвращаюсь домой, чтобы держать ответ перед моей семьей. Возможно, если будет угодно Богу, я проживу еще определенное количество лет. Чем заняться, у меня есть: 54 года я являюсь президентом автобусной фирмы в Бразилии и останусь им до самой смерти. Думаю, пока есть возможность, самому немного заняться спортом".
О ДЕМОКРАТИИ
"В юниорском возрасте я провел за свою страну на поле около ста официальных матчей. Сколько игр я видел за свою жизнь? Определить сложно. Возможно, 1000. Но, посмотрев все это, я не обнаружил одинаковых матчей. Футбол - это не только то, когда человек двигается. Стадион - самое демократическое место, какое бывает на этом свете. Люди разных рангов говорят друг с другом на одном уровне.
Я вспоминаю ЧМ 1994 года. В США была жуткая жара. Мы сидели на трибуне для почетных гостей Билл Клинтон, Гельмут Коль и я. Мы сняли пиджаки. В футболе все равны. Он уменьшает различия между социальными классами. Я буду опечален, если кто-нибудь захочет изменить достигнутое".
ЕСТЬ ЛИ ШАНСЫ У БЛАТТЕРА?
Явный фаворит в предвыборной гонке, конечно, Юханссон, но и позиции его возможного конкурента не так уж плохи. Его могут поддержать федерации многих южноамериканских и североамериканских государств, а также Азии. Правда, большинство стран Европы, Африки и Океании стоят на стороне Юхансссона, но при голосовании часть из них способна переметнуться к противнику, так как в последнее время их разочарование Юханссоном увеличивается.
Заседание, где обсуждалась судьба швейцарца, проходило в роскошной гостинице Grand Hotel Dolden, где все располагает к отдыху. Но делегаты были настроены решительно. 13 человек из 24 собравшихся потребовали от Блаттера дать ответ: собирается ли он бороться с Юханссоном? Ему было предложено в этом случае снять с себя обязанности генерального секретаря. После четырех часов обсуждения щекотливого вопроса Авеланж, не скрывая раздражения, закрыл собрание: "Нет никаких оснований считать, что Блаттер будет баллотироваться, - заявил президент, - если же это произойдет, тогда 8 апреля соберемся вновь".
Отвечая на вопросы журнала Spiegel, президент УЕФА Юханссон отметил, что его шокировало поведение Авеланжа во время заседания исполкома: "Ничего подобного мне раньше не приходилось испытывать". Он считает, что это нельзя оставлять без последствий. Впрочем, Юханссон также заявил, что в случае прихода к власти в ФИФА он не будет устраивать ревизию своему предшественнику, а сосредоточится на решении новых задач.
"В принципе, - отметил Блаттер, - я готов скрестить шпаги, однако если увижу, что борьба не имеет никакого смысла, откажусь от задуманного". Впрочем, сам он с оптимизмом смотрит в будущее. В интервью газете Saarbrucker Zeitung
Блаттер заявил, что есть много федераций, которые доверяют ему. Он основывается на данных журнала African Soccer, где говорится, что 27 из 45 организаций Черного континента готовы отдать свои голоса за человека, которому симпатизирует Авеланж. Африканцев устраивает позиция Блаттера, который считает, что чемпионат мира 2006 года, следуя ротационному принципу, следует отдать одной из африканских стран (пока на эту роль претендуют ЮАР, Египет, Нигерия и Марокко).
В случае же победы соперника у Блаттера нет никакого желания служить новому господину, хотя сам Юханссон не исключает такого варианта. Правда, при этом предупреждает, что его будущий подчиненный в .этом случае должен вести себя не как политик, а как секретарь. Поэтому ясно одно: генеральным секретарем Блаттер уже не будет. У него есть план: если идея с президентством провалится, он уйдет служить олимпийским идеалам, ведь Швейцария подумывает пригласить к себе Олимпийские игры 2006 года.
Борис ТОСУНЯН