Газета Спорт-Экспресс от 14 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ФОРМУЛА-1 |
ТРИУМФ "МААКЛАРЕНА" НИКОГО НЕ ОСТАВИЛ РАВНОДУШНЫМ
Когда на старте чемпионата мира одна из команд демонстрирует столь подавляющее преимущество над остальными, как это сделал в Мельбурне "Макларен" в лице Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда, соперники, естественно, не могут оставаться равнодушными.
Сильнее всех тем, что Хаккинен и Култхард обогнали всех соперников на круг, причислив, таким образом, к аутсайдерам даже третьего призера "Гран-при Австралии" Хаинца-Харальда Френтцена на "Уильямсе", были уязвлены, естественно, "Уильямс" и "Феррари". Кстати, одна деталь: самым скучным чемпионатом последнего десятилетия почти единогласно считается чемпионат-92, прошедший при подавляющем преимуществе Найджела Мэнселла и Риккардо Патрезе на "Уильямсе", но ни в одной гонке сезона шестилетней давности им не удавалось обгонять на круг третьего призера "Гран-при"; а вот десять лет назад, в легендарном чемпионате 1988 года (15 побед Алена Проста и Айртона Сенны в 16 гонках) дуэт "Макларена" дважды демонстрировал подобное преимущество!
А теперь - комментарии.
Фрэнк УИЛЬЯМС: "Это была лишь первая гонка сезона, и все, что можно сказать после нее, это что для "Макларена" все сложилось в высшей степени удачно, а мы далеко не полностью использовали имеющийся потенциал. Хотя пока - подчеркиваю, пока - "Макларены" в самом деле быстрее. Но вспомните, как складывались дела год назад. В начале сезона всем казалось, что для моей команды чемпионат станет пустой формальностью, однако мы едва унесли ноги! Почему бы и "Макларену" не испытать нечто подобное? Тем более что по опыту прошлых лет известно: начав сезон на полном галопе, они в лучшем случае способны поддерживать темп - в отличие от нас, умеющих форсировать скорость. Обещаю, что уже в Бразилии "Уильямсы" будут выглядеть иначе. Жизнь приучила меня оставаться оптимистом при любых обстоятельствах".
Корреспондент Daily Mail, бравший это интервью, естественно, поинтересовался, что, с точки зрения мистера Уильямса, является ключом к успеху "Макларена".
- Пожалуйста, не упрощайте ситуацию - секрет преимущества команды Рона Денниса - это отнюдь не диагональная тормозная система. Эту новинку уже испробовали и мы - в Мельбурне аналогичные тормоза стояли на машине Френтцена, но он тем не менее отстал на круг. Так что дело в других составляющих, или, что еще справедливее, в их суммарном эффекте.
Ален ПРОСТ: "Могу ошибаться, но складывается впечатление, что сейчас "Макларен" МР4/13 выглядит на порядок сильнее, чем в 1988 году был наш с Сенной МР4/4. Десять лет назад преимущество нашей команды складывалось не за счет каких-то фантастических характеристик автомобиля, а за счет нашего острейшего соперничества с Айртоном: мы подстегивали друг друга и постоянно выкладывались на 100 процентов. Сейчас же налицо колоссальное техническое преимущество: в Мельбурне Хаккинен и Култхард вполне могли во время гонки завернуть в боксы на чашечку чая! К сожалению для "Формулы-1" и болельщиков, мне кажется, что это продлится довольно долго. "Уильямс" и "Феррари"? Я даже представить себе не мог, что эти гиганты могут отстать так намного!"
Росс БРАУН: "Преимущество "Макларена" кажущееся. На самом деле, если "Феррари" и уступает в скорости, то от силы полсекунды на круге, а это гандикап преодолимый. В Мельбурне мы не сумели реализовать имеющийся потенциал по той простой причине, что, к примеру, Эдди Ирвина весь уик-энд мучили проблемы с двигателем - в гонке он вынужден был стартовать на запасном автомобиле. Тем не менее, если бы не сход Михаэля Шумахера, то мы бы выполнили программу - финишировали на подиуме. В Бразилии все будет выглядеть совсем иначе - мы постараемся разрешить мелкие возникшие проблемы со своей стороны, а наши партнеры из фирмы "Гудьир" предоставят нам резину, специально подготовленную к условиям Интерлагоса. Что касается тормозной системы "Макларена", - вызвавшей столько споров, то с ней еще предстоит разобраться, поскольку, откровенно говоря, техосмотр на "Гран-при", который проводит делегат FIA Чарли Уиттинг, делается на скорую руку.
Пино Аллеви из La Gazzetta dello Sport поинтересовался, не намерены ли в Скудерии воспроизвести идею маклареновцев на своих машинах.
- Нет. Мы работаем в ином направлении. Кстати, не стал бы называть диагональные тормоза определяющим фактором - МР4/13 в целом весьма хорош. Еще в прошлом году "Макларен" располагал неплохим шасси, так что Эдриану Ньюи было с чего начинать. По его требованию Марио Иллиен значительно изменил и доработал двигатель, оптимизировав его характеристики с характеристиками шасси, он стал легче, компактнее, но одновременно мощнее, что немедленно сказалось! Но все не так страшно, а мы не собираемся сидеть сложа руки.
Глава спортивной службы "Феррари" Жан Тодт поддержал своего технического директора, заверив, что в ближайшее время "Феррари" станет суперконкурентоспособной. На справедливый вопрос - когда? - от ответа ушел: "Может, быть, через две недели, а может, и через два месяца".
Как видите, все придерживаются мнения, что маленькая дополнительная педаль, расположенная в монококе "Макларена" слева от основной педали тормоза, отнюдь не панацея. Так же считает и знаменитый Мауро Форгьери, 63-летний экс-дизайнер "Феррари" (в Скудерии он проработал в общей сложности 25 лет и был автором четырех шасси, принесших команде четыре последних чемпионских титула - 158, 312Т, 312Т2 и 312Т4), "Лотуса"-78 и "Макларена"-84. "Ничего таинственного в доминировании "Макларена" в Мельбурне нет - команда из Уокинга поработала зимой больше и продуктивнее остальных, а этим подопечные Рона Денниса отличались всегда, - сказал он в интервью Андреа Кремонези из La Gazzetta dello Sport. - Высокое качество их шасси было заметно еще на финише минувшего сезона, а усилиями Ньюи оно стало еще лучше. Кроме того, "Макларен" вовремя сменил резину и, работая с "Бриджстоуном" на тестах, за зиму успел собрать необходимое количество телеметрических данных, поэтому первую гонку сезона проводил отнюдь не с листа. Не стоит сбрасывать со счетов и чисто психологический фактор - оба гонщика Рона находятся в комфортном для них окружении и работают спокойно, потому что никто не повторяет им 24 часа в сутки - вы должны выиграть, вы должны выиграть! А вот положение "Уильямса", с моей точки зрения, уязвимо, хотя они и пытаются выглядеть оптимистами. Они здорово поработали над тормозами и коробкой передач, но несколько упустили другие компоненты. Я нисколько не хочу умалять качеств чемпиона мира Жака Вильнева как призового гонщика, но отсутствие в команде тест-пилота такого уровня, как Дэмон Хилл, скажется и очень скоро. Что же касается "Феррари", то они работают много и напряженно, однако, на первый взгляд, по-прежнему отстают".
Ольга ЛИНДЕ