Газета Спорт-Экспресс от 12 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
ХОККЕЙ |
С ЛЕГКОЙ РУКИ Паши БУРЕ НАШУ СБОРНУЮ ОКРЕСТИЛИ "КОМАНДОЙ БРАТЬЕВ"
Все вчерашнее утро сборная России посвятила обживанию "Большой шляпы" - главной арены олимпийского хоккейного турнира. Сначала наша команда побывала в пресс-центре Big Hat - на 10.45 была назначена общекомандная пресс-конференция. А в 12.30 там же, в "Большой шляпе", начиналась вторая с момента приезда наших игроков в Нагано их тренировка.
Игорь РАБИНЕР |
из Нагано |
Форма проведения пресс-конференции несколько отличалась от той, что избрали для себя в предыдущий день канадцы и американцы и вообще от общепринятой в Северной Америке. За океаном, к примеру, во время All-Star Game в зале вывешиваются таблички с фамилиями игроков, под каждой из них располагается обладатель данной фамилии и на протяжении часа отвечает на вопросы журналистов. Здесь же вся наша команда - от главного тренера Владимира Юрзинова до третьего вратаря Олега Шевцова - села за стол с микрофонами, так что вопросы можно было задавать только кому-то одному. В конце зала скромно сидели Александр Стеблин, Алексей Касатонов и Зинэтула Билялетдинов. Прессы - как нашей, так и зарубежной - хватало, а основной ее огонь на себя приняли Владимир Юрзинов и капитан команды Павел Буре.
Буре, открывая пресс-конференцию, сказал: "Самое главное, что у нас - очень дружная команда и мы верим в свои силы. Думаю, что за последние лет пять более сильной сборной у нас не было. Да, у канадцев, американцев, шведов - отличные команды, но я не считаю, что мы в чем-либо слабее их".
Владимир ЮРЗИНОВ:
- Два слова о команде. Во-первых, на наш взгляд, это сбалансированный по опыту и возрасту коллектив. У нас есть игроки, которые имеют все звания, какие только существуют в хоккейном мире - олимпийских чемпионов, чемпионов мира, обладателей Кубка Стэнли. У нас, на мой взгляд, очень хорошее среднее поколение, которое сегодня должно о себе по-настоящему заявить - время этих ребят пришло. И у нас есть молодые игроки, которые, на мой взгляд, уже сегодня показывают хорошую игру и являются будущим нашего хоккея. Сбалансированы и наши атакующая с защитной линии. Мы должны вернуть победные традиции нашего хоккея. Его нынешние, далеко не самые лучшие позиции, нас не устраивают, поскольку мы знавали совсем другие времена.
Михаил Шталенков, отвечая на вопрос, не нервировали ли его постоянные слухи о возвращении в сборную Николая Хабибулина, сказал: "Я не читал газет и не ожидал с нетерпением каждое утро информации о том, какое решение принял Николай. Меня это не волновало. Наша главная задача - работать не на себя, а на команду, и мы должны принять ту роль, которую отводят нам тренеры".
Когда команду спросили, как она относится к тому, что Вячеслав Козлов отказался выступать за сборную, коллективный ответ был таким: "А кто сказал, что он наверняка попал бы в эту команду?".
Несколько раз в рядах сборной и в зале возникал дружный смех. Отличились оба голкипера. Шталенков, отвечая на вопрос о самых опасных для него нападающих соперников, сказал так: "Кария и Селянне - они всегда щелочку найдут". Трефилов же заявил: "Все опасны, все умеют бросать, все очень разные - в общем, как сыграет наша защита, так и будет". А Валерий Каменский, говоря по-русски, употребил английское слово "experience" ("опыт"), забыв, как это будет на его родном языке, и обратился к партнерам за помощью с переводом.
Но самую ударную фразу, особенно для западных журналистов, выдал в самом конце Павел Буре. Говоря о том, что, наконец, ему удастся сыграть в одной команде со своим братом, капитан сборной заметил: "Кроме меня и Валерия в сборной есть еще одна пара братьев - Дмитрий и Борис Мироновы. Однако у нас у всех очень близкие и дружные отношения друг с другом. Можно сказать, что мы все стали братьями на время этого турнира". После этого сборная России получила у прессы прозвище "Команда братьев". По окончании пресс-конференции большинство членов сборной направились в раздевалку, но некоторых - Павла Буре, Алексея Гусарова, Владимира Юрзинова и Алексея Касатонова - журналистам удалось еще минут на 15 - 20 задержать в пресс-центре.
Павел БУРЕ:
- В команде собрались те, кто по-настоящему хочет играть. Тех, кто отказался, осуждать нельзя, это их личное дело, но мы не жалеем о чьем-либо отсутствии. У нас достаточно сильные хоккеисты, есть из кого выбирать.
-То, что вы живете в Олимпийской деревне, вас, наверное, еще больше сближает?
- Конечно, вспоминаешь те времена, когда мы, 14-15-летние, ездили с юношескими командами на соревнования, жили по 5 человек в номере. Сейчас мы живем вообще всемером, много вспоминаем.
-Когда вы узнали, что назначены капитаном команды? Ответственность не испугала?
- Точную дату не помню. За несколько дней до вылета из Канады мне позвонил Владимир Владимирович и сказал об этом. А ответственность... Да тут все ребята ответственные собрались. Все профессионалы, все играют ведущие роли в своих клубах в НХЛ, поэтому ни за кого отвечать не надо. В такой команде быть капитаном легко.
Алексей ГУСАРОВ
-Вас считают одним из самых недооцениваемых защитников в НХЛ. Нет обиды, что в такой звездной команде, как "Колорадо", ваша роль меньше, чем была бы в любом другом клубе лиги?
- Я не могу сказать, что моя цель - играть главные роли в команде. И то, как меня оценивают, меня тоже в общем-то мало беспокоит. У меня замечательная семья, которая меня любит и уважает за мой тяжелый труд. Мне этого достаточно.
-Какие первые впечатления от Олимпиады?
- Я еще в Калгари 10 лет назад понял, что Игры - это прекрасные 15 дней, которые ты не забудешь никогда.
-С НХЛовцами из других сборных общаетесь?
- Приветствуем друг друга, обменяемся шутками. Но чтобы сесть вместе, что-то обсудить - такого нет.
-Не шокировали вас условия, в которых проходила вчерашняя тренировка?
- Мы приехали сюда выигрывать медали, а не нежиться. Здесь все организовано, все продумано. И назвать условия плохими я не могу. Да и то, что время тренировки лимитировано 45 минутами, - нормально. Этого достаточно, чтобы плодотворно поработать.
-Испытываете какие-то сложности из-за смены часовых поясов?
- Пока ничего не ощущаю. Ближе к 12 все, наконец, переместились в российскую раздевалку, а в половине первого началась тренировка, которую уже без всяких скидок можно было назвать серьезной. Достаточно сказать, что вместо первоначально запланированных трех четвертей часа она продолжалась в два раза дольше. Пока россияне переодевались, со льда уходили чехи. Удалось немного поговорить с голкипером Домиником ГАШЕКОМ - самым ценным хоккеистом НХЛ прошлого сезона.
-Что вы можете сказать как о вратаре о вашем бывшем дублере в "Баффало" Андрее Трефилове?
- Андрей - прекрасный голкипер. Просто ему не повезло, потому что, когда я пришел в "Баффало", мне сразу предоставили место первого вратаря, оно как бы предназначалось для меня. Но я абсолютно уверен: если Андрею предоставить шанс, он вполне может закрепиться на позиции первого вратаря в НХЛовском клубе.
-Как бы вы оценили соотношение сил в вашей группе?
- В ней есть три сильные команды - России, Финляндии и Чехии. Ваша - наиболее талантливая, но это не значит, что финны или мы не можем обыграть ее.
-Все говорят, что ваша игра и определит результат сборной Чехии в Нагано. Не страшно нести такую ответственность?
- На вратаре всегда лежит огромная ответственность. В любой команде, которая хочет выиграть Олимпиаду, голкипер должен показать себя во всем блеске. Но я не думаю, что только от него зависит победа на Играх. В нашей команде нет стольких звезд, как у Канады или США поэтому мы все должны играть с полной отдачей, а не надеяться лишь на одних лидеров. Два-три хоккеиста не выигрывают Олимпиаду.
-Испытываете ли вы особое чувство, выступая за свою сборную на Олимпиаде?
- Конечно. Ведь я не играл за нее уже 7 лет, с 1991 года.
А через минуту Гашек столкнулся в коридоре с направлявшимся на лед тренером вратарей сборной России Владиславом Третьяком. Оказалось, что недавний и нынешний лучшие голкиперы мира хорошо знакомы друг с другом: на фантастической смеси русского и английского они принялись обмениваться последними новостями, хлопали друг друга по плечам и желали успеха.
На площадке Третьяк вновь, как и накануне, индивидуально занимался с Олегом Шевцовым. Погонял Владислав голкипера "Северстали" изрядно, каждый раз перед тем, как сделать бросок в один угол ворот, заставляя его сместиться в противоположный.
Да и вся команда потрудилась основательно. Все опять делалось строго по звеньям, включая отработку действий в большинстве и меньшинстве. Когда играли пять на пять, то первое звено - Жамнова - противостояло второму - яшинскому, а пятерка Титова - звену Немчинова.
Между прочим, за тренировкой внимательнейшим образом следили разведчики из других сборных. А от команды Соединенных Штатов присутствовал лично ее генеральный менеджер Лу Ламорелло.
Занимающий такой же пост в сборной России Алексей Касатонов рассказал мне, что вечером должно состояться собрание команды, на котором будут обсуждены все важнейшие вопросы ее жизни. А на следующий день запланирована встреча с президентом НОК России Виталием Смирновым. По словам Касатонова, он и тренеры сборной, живущие в одном номере в Олимпийской деревне, спят сейчас не более 5-6 часов в сутки - дел невпроворот. Скажем, до начала турнира необходимо организовать встречу игроков с представителем ИИХФ, чтобы тот разъяснил некоторые нюансы судейства - ведь олимпийский турнир будет играться не по НХЛовским, а по международным хоккейным правилам, которые игроки уже успели подзабыть.
Выяснилось также, что НХЛовцы имели право взять на Олимпиаду одного гостя, и их жены, подруги или матери прилетят в Нагано в ближайшие два дня. Жить они будут, разумеется, не в деревне, более того - доступа туда для них не будет. То, как часто у хоккеистов будет возможность повидать своих близких, еще предстоит выяснить.
После окончания тренировки несколько хоккеистов сборной России вновь пришли в смешанную зону, чтобы поговорить с журналистами. С двумя игроками второй пятерки - центрфорвардом Алексеем Яшиным и защитником Борисом Мироновым - отдельные интервью. А вот что сказал мне Сергей ФЕДОРОВ:
- Даже немного удивлен тем, как хорошо сегодня себя чувствовал на льду. Впрочем, тренировки - это тренировки, а игры - совсем другое дело. Так что будем продолжать работать. Очень приятно, что быстро нахожу общий язык с партнерами по звену - Яшиным и Коваленко. На мой взгляд, мы возвращаемся к тому стилю, в каком играли до приезда в НХЛ.