Газета Спорт-Экспресс от 4 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

4 февраля 1998

4 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СУПЕРМЕН ПО ИМЕНИ МАЙЕР

Лидия БОРОДИНА

из Вены

Австрию охватила предолимпийская лихорадка. В Нагано улетели 106 сильнейших австрийских спортсменов - самая большая команда за всю историю зимних Олимпийских игр. Перед отлетом президент страны Томас Клестиль напутствовал олимпийцев в Хофбургском дворце.

В центре внимания был, конечно же, Херманн Майер - новая суперзвезда горных лыж. "Вы готовы к невероятному давлению, которое обрушится на вас в Нагано?" - заботливо спросил его президент. "Кто не готов к этому, тому нечего делать на Олимпиаде", - улыбаясь, ответил Херманн. Хладнокровие и невозмутимость Майера поразили президента.

ЛУЧШИЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА?

Впрочем, этот 25-летний бывший каменщик из провинциального местечка Флахау под Зальцбургом нынешней зимой поразил, точнее, ошарашил весь горнолыжный мир. Он одержал уже девять побед на этапах Кубка мира, лидирует в общем зачете с суммой 1565 очков и практически недосягаем для соперников. Кстати, второе место занимает его соотечественник и близкий друг Андреас Шифферер: кочуя с "Белым цирком" по разным странам, они всегда живут в отелях в одном номере.

Вызывает удивление то, как Херманн Майер за последние несколько недель перевернул все представления о рангах в Кубке мира. Отрыв во времени, с которым он побеждает соперников, не имеет аналогов в горнолыжном спорте. Майер выигрывает у них не привычные сотые или десятые доли секунды. Он опережает их порой на две, а то и почти на три секунды! Неистовость Майера и его готовность проходить трассу на грани риска покоряет болельщиков. Так же, как и его непредсказуемые "выходки", от которых у австрийских тренеров порой мурашки бегут по коже.

Так, в Валь д'Изере после победного финиша в гигантском слаломе Майер был Дисквалифицирован за то, что от переполнявших его эмоций он слишком рано - не доехав до 50-метровой "нейтральной полосы" - снял одну лыжу и победно помахал ею. Весьма спорная дисквалификация! Но победу-то у него отняли! В Шладминге Херманн едва избежал новой дисквалификации. По привычке все делать обстоятельно он, по мнению судей, слишком долго перед стартом изучал расстановку ворот и чуть не поплатился за это. В Альта-Бадиа между первой и второй попытками в слаломе-гиганте фанаты украли у Майера его стартовый номер. Он не запаниковал. Хладнокровно снял с себя нижнюю белую майку, нацарапал на ней фломастером свой номер и надел поверх лыжного комбинезона.

Многие уже сейчас считают Майера лучшим горнолыжником мира всех времен. "Я не согласен с такой оценкой, - говорит сам Майер. - Так называть меня рановато. Для этого я еще мало выиграл. Честно говоря, вся эта шумиха вокруг меня начинает мне надоедать".

За ним охотятся корреспонденты Би-би-си, Си-эн-эн, его атакуют журналисты из Франции, Германии, Швейцарии. Все хотят разгадать "тайну Майера". Австрийские тренеры ее наконец-то разгадали. По мнению главного тренера австрийской мужской, сборной Вернера Марграйтера, "Майер прекрасный атлет. Он, как никто другой, может применять на практике самые новейшие достижения в лыжной технике".

Коронным видом Майера был супергигант. Но после того как нынешней зимой он стал выступать на совершенно новых по конструкции "революционных" лыжах фирмы "Атомик", Херманн стал побеждать и в гигантском слаломе. По мнению экспертов, "чудо-лыжи" очень подходят к мощному стилю Майера. В ситуациях, когда из-за высокой скорости гонщик теряет контроль над лыжами и вынужден притормаживать, Майер находит способ усиливать давление на лыжи и ускоряет их на каждом вираже. Сам Майер говорит: "Конечно, нужно уметь приспосабливаться к трассе, к лыжам, к тем техническим средствам, которыми ты пользуешься в данный момент. Но самое главное - надежная базовая техника, которую я освоил, работая горнолыжным инструктором. Это особенно помогает в экстремальных ситуациях, когда нет времени на раздумья и необходимо реагировать инстинктивно".

Как это ни парадоксально, но, по мнению авторитетного австрийского телекомментатора и горнолыжного эксперта Армина Ассингера, лыжный союз Австрии имеет мало какое отношение к феноменальным успехам Майера. Дорогу к званию "лучшего горнолыжника всех времен" он проложил себе сам.

САМЫЙ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫЙ КАМЕНЩИК

Майер не просто любит лыжи. Он их любит как одержимый. По словам матери Херманна, Гертруды, он уже в трехлетнем возрасте, когда малыши в лучшем случае ползают по склонам "в плуге", бесстрашно носился по горам. В то время родители Херманна (кстати, его отец - дипломированный горнолыжный инструктор) участвовали в лыжных гонках местного масштаба, и сын с раннего детства ощущал непередаваемую атмосферу спортивных состязаний. Уже тогда он решил для себя, что станет горнолыжником.

Херманна удручало одно: лет до шестнадцати он был ужасно тощим и хилым. Мать рассказывает, что, уже повзрослев и получив, как и отец, диплом инструктора горных лыж, сын решил в межсезонье работать на стройке каменщиком, чтобы набраться сил и когда-нибудь самому построить себе дом. Еще три года назад 22-летний Херманн летом с невероятным упорством по 12 (!) часов в день таскал на стройке многопудовые мешки с цементом и укладывал кирпичи. Зимой, отработав на лыжном склоне с группой, он шел тренироваться сам. Когда позволяло время, мотался по соревнованиям австрийских провинций и завоевывал кубок за кубком. Однако Австрийский лыжный союз не обращал на это никакого внимания. Правда, в Инсбрукском филиале Австрийского лыжного союза кто-то припомнил, что как-то им позвонил некто по фамилии Майер и поинтересовался, не может ли он стартовать в Кубке мира. Этот звонок там восприняли как если бы кто-то позвонил в приемную президента и спросил, не мог бы он сам стать президентом Австрии.

ДЖИНСЫ НА ПАМЯТЬ О ПЕРВОЙ ПОБЕДЕ

Майеру помог случай. Точнее - председатель Зальцбургского лыжного комитета Алекс Райнер. В январе 1996 года на родине Майера во Флахау проводился очередной этап Кубка мира. Райнер как один из организаторов этих гонок вопреки возражениям Австрийского лыжного союза буквально пропихнул своего земляка Херманна Майера в список открывающих трассу в гигантском слаломе. После гонки Райнер добыл неофициальный протокол. Время открывающего трассу Майера было 11-м в первой попытке и 7-м во второй. И это - среди всех сильнейших горнолыжников мира!

Но о стартах в Кубке мира не могло быть и речи: это не укладывалось в рамки существующих правил. Однако Райнер не унимался. С большим трудом он уговорил австрийских тренеров разрешить Майеру стартовать хотя бы в Кубке Европы. В виде исключения это ему разрешили. Херманну было 23 года, тренеры считали, что это "пустой номер". Они были убеждены, что парень на Кубке Европы провалится и злополучная "тема Майера" будет автоматически снята с повестки дня.

Но все обернулось иначе. Майер с колоссальным преимуществом выиграл Кубок Европы в общем зачете и завоевал прочную стартовую позицию в Кубке мира 1997 года.

На призовые деньги за свою первую победу на этапе Кубка мира Херманн купил джинсы - старые давно поизносились. Остаток он положил в банк. До этого у него никогда не было никаких сбережений.

Сейчас "штаб-квартира" легендарного лыжника ютится все в том же Флахау - в маленьком деревянном домике размером 3 на 3 метра, в котором располагается еще и лыжная школа Херманна Майера-отца (в тесноте, да не в обиде!). Сюда приходят горы писем. Сюда с трудом пробиваются по телефону корреспонденты солиднейших изданий со всего мира, чтобы связаться с "лыжной звездой".

Нынешней зимой почти каждую неделю его мать относит в банк чеки за победы, которых добивается сын. Теперь, чтобы осуществить мечту о доме, который хочет построить себе Майер, ему не надо экономить. Уже сейчас ясно, что в конце зимы он станет наиболее высокооплачиваемым членом австрийской горнолыжной команды. Его доход составит не меньше 12 миллионов австрийских шиллингов (1 миллион долларов США). Совсем немало для парня, которому еще три года назад приходилось с трудом выкраивать деньги, чтобы самому покупать себе дорогое горнолыжное обмундирование. В длинную очередь выстроились спонсоры - от солидных автомобильных фирм до не менее солидных мебельных и строительных. Все они хотят заманить Майера в рекламоносителя...

1 февраля на этапе Кубка мира в Гармиш-Партенкирхене Майер одержал очередную победу в супергиганте. На очереди - Олимпиада в Нагано, где он имеет реальные шансы победить в трех видах горных лыж. Сам Майер никогда не переоценивает своих возможностей: "Не буду скрывать - я мечтаю о золотой олимпийской медали и сделаю все, чтобы завоевать ее. Но мечтать и завоевать - далеко не одно и то же..."