Газета Спорт-Экспресс от 31 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

31 января 1998

31 января 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

Вальдас МАРТИНКЕНАС

В ЧЕЛНАХ БЫЛ НАСТОЯЩИЙ АД

В "КАМАЗ" прошлогодней зимой Вальдас Мартинкенас сорвался с легкостью - оклад положили хороший, не то что в Финляндии, где прозябал перед этим. Да и ехал он не к кому-нибудь, а к Беньяминасу Зелькявичюсу, решившему в Челнах создать второй "Жальгирис". Однако ничего из этой затеи не вышло. "КАМАЗ" ждали бесславный сезон и первая лига, а Мартинкенас, как, впрочем, и большинство его одноклубников, не получив и половины обещанного, отбыл восвояси задолго до финиша чемпионата. Сейчас он в шяуляйской "Кареде" и приехал в Москву на Кубок Содружества.

-Значит, это ваш новый клуб?

- Вообще-то мне сейчас ищут команду за границей. Но если ничего не получится, наверное, останусь в "Кареде". Буду играть и заодно тренировать молодых вратарей.

-Раз уж решили вернуться на родину, то почему, позвольте спросить, не в "Жальгирис", который дал вам "путевку в жизнь"?

- У меня в Шяуляе много друзей, жена оттуда. А "Кареда" - солидный клуб. Кстати, никаких бумаг я пока не подписывал. Просто попросился туда на время Кубка Содружества. Форму-то надо поддерживать.

-А в другие российские клубы не звали?

- Нет. Да и еще вопрос, согласился ли бы я. Мне "КАМАЗа" хватило: амбиций выше крыши, но на чем они основываются? Стоит забуксовать в первые туров десять, как сразу перестают платить зарплату, не говоря уже о премиальных. Солидные клубы, естественно, не в счет, а в глубинке такое происходит сплошь и рядом.

-Выходит, жалеете, что отправились в "КАМАЗ"?

- Это был сущий ад. Полгода не получал ни копейки, семья жила в Литве. У нас родился ребенок, и в такой город, как Челны, я просто не рискнул его привезти. Там же в магазинах нормальные продукты невозможно купить! Да еще каждый матч превращался в пытку - 0:5, 2:6, 0:4. Такой защиты, как в "КАМАЗе", я нигде больше не встречал - понятия о дисциплине и подстраховке отсутствуют напрочь. Уж на что у меня железные нервы, и то срывался, начинал психовать.

-А собственную игру в прошлом сезоне как оцениваете?

- Да что тут оценивать - посредственно отстоял. И репутацию свою серьезно подмочил. Хотя рассчитывал как раз на обратное. Но "КАМАЗу" не помог бы даже самый великий вратарь. Я пропустил столько мячей (43), сколько у меня обычно сезона за три выходило. Морально во втором круге я уже был убит.

-Зелькявичюс часто вас критиковал?

- Только после двух матчей - с "Жемчужиной" и "Торпедо". Он не обиделся на меня за столь ранний отъезд. Мы по-прежнему иногда перезваниваемся.

-Контракт с "КАМАЗом" у вас был на два года?

- Да, но в один прекрасный день, я плюнул на все, подал заявление на КДК, стал свободным агентом и уехал домой в Литву. Я бы еще раньше это сделал, да камазовский президент уговорил немного подождать. Им надо было решить проблему с голкипером.

-Когда вы поняли, что судьба команды предрешена?

- После окончания первого крута. Главная наша беда в том, что уж в очень честный футбол мы играли, и нас попросту "задушили". Я подсчитал - 6 очков с нас сняли за неоплаченный трансфер Шуканова, 8 мы недобрали из-за судейских проделок и еще 8 могли бы взять, если бы были чуть поумнее. В высшей лиге остались бы тогда без вопросов.

-Вам не кажется, что в Челнах Зелькявичюс выглядел белой вороной?

- Возможно. В клубе многие вздыхали и говорили ему: "Поймите, с игроками нельзя обращаться так интеллигентно, как это делаете вы. Их надо держать в ежовых рукавицах. Будут бояться тренера - будут и играть. А иначе непременно запьют". Футболисты же Зелькявичюса обожали. Когда пошла полоса неудач, все жалели не столько команду, сколько подорванный авторитет тренера.

-Вам где сейчас больше хочется играть - в Литве, России или где-то еще?

- Непринципиально. Но если окажусь в России, уже наученный горьким опытом, все положенное по контракту буду просить сразу. Зачем два раза наступать на одни и те же грабли? В российском футболе крутятся огромные деньги - оттого и постоянные скандалы. Вот в Литве, например, зарплата у игроков в среднем 500 долларов, премиальные 100 - 200, и долгов, естественно, практически ни у кого нет. В России эти же показатели равны двум-трем тысячам долларов. Неудивительно, что многим не по карману содержать футбольный клуб.

- Зарубежная одиссея в свое время счастья вам не принесла?

- Два года был в Швейцарии в любительском клубе второго дивизиона, но неожиданно начались финансовые трудности, и все легионеры получили отставку. Затем пару месяцев провел в Финляндии. Была возможность заключить контракт, но на чересчур символических условиях, что меня, понятно, не устроило. Тут-то и возник вариант с "КАМАЗом".

-А о киевском "Динамо", где играли с 91-го по 94-й год, какие воспоминания остались?

- Самые теплые. Я с таким удовольствием встретился сейчас в Москве с Леоненко, Лужным. Громкие победы в Европе ни капельки не изменили ребят. Я очень рад за них.

-Почему вы покинули "Динамо"?

- По многим причинам. Жена не хотела жить в Киеве, я мечтал поиграть за границей. Да и слишком легкомысленно тогда к жизни относился. Конечно, быстро пожалел, что уехал из "Динамо".

-Некоторые ваши бывшие партнеры по "Жальгирису" образца 80-х годов на виду - Иванаускас и Нарбековас играют в Австрии, Сукристов - в Литве. Скажите, а где сейчас Юркус, Фридрикас, Якубаускас, Панкратьев, Янонис?

- Юркус в Литве занимается бизнесом, не имеющим отношения к футболу. Фридрикас женился в Австрии на литовской гандболистке и решил окончательно там обосноваться. Нашел хорошую работу, связанную с игрой на тотализаторе. У Фридрикаса была серьезная травма колена, но вроде бы где-то в низшей лиге он еще доигрывал. Якубаускас вместе с Расюкасом давно обжились в немецкой оберлиге. Панкратьев женился, пустил корни в Украине и сейчас играет в Луганске. Янонис - во втором австрийском дивизионе. Видел в Паневежисе Балтушникаса. После ухода из Нижнего Новгорода он пока сидит без клуба.

-С кем-то перезваниваетесь?

- В основном с друзьями - Иванаускасом и Панкратьевым, но и с остальными все-таки стараюсь связь держать. Мы ведь в "Жальгирисе" не один пуд соли вместе съели. Эх, золотое было времечко...

Александр КРУЖКОВ