Газета Спорт-Экспресс от 21 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

21 января 1998

21 января 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНАТАХ

Олег САЛЕНКО

ЖДУ ТУРЕЦКИХ ДЕНЕГ И ИСПАНСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В последнее время лучший бомбардир ЧМ-94 Олег Саленко занимается тем, что лечится и одновременно судится при посредничестве ФИФА с турецким "Истанбулспором". Чтобы узнать подробности в Киев, где сейчас находится Саленко, позвонил корреспондент "СЭ".

-Турецкий чемпионат в разгаре, а вы дома. В чем дело?

- А в том, что "Истанбулспору" я уже не принадлежу. Таково решение ФИФА.

-Неужели ваш конфликт с клубом зашел так далеко?

- Увы. В октябре и в ноябре я сыграл в двух матчах, вернее, дважды выходил на замену. В общем-то, был готов играть и дальше, несмотря даже на то, что президент задолжал мне зарплату за полгода. Но после игры в Анкаре ко мне подошел тренер Сушич и сказал: "Давай-ка лучше лечись и готовься ко второму кругу".

-Ваша игра, надо полагать, его разочаровала?

- А разве можно делать какие-то выводы из этих коротких эпизодов? Думаю, нет. Тем более что в первом из этих матчей у команды не было никаких проблем и она уверенно победила, а во втором уже начудил сам тренер. Под занавес в выездной игре с "Генчлербирлиги" при счете 0:0 он выпустил меня вместо... заднего защитника. Тут такое случается, поскольку есть незаменимые. А в нашей команде таковыми являются форварды. Поэтому замены происходят независимо от счета и характера встречи.

-И тогда "Истанбулспор" проиграл?

- Да, 0:1. Это был мой последний матч за турецкую команду. Больше уже никогда в нее не вернусь.

- Уверены?

- Никаких сомнений. Последние исчезли еще в ноябре.

-Почему именно в ноябре?

- Тогда на глазах игроков московского "Локомотива", которые готовились в Стамбуле к матчу Кубка кубков с "Коджаелиспором", я получил на тренировке травму. Несколько дней ее залечивал, после чего собирался продолжить занятия. И что здесь началось! Президент потребовал, чтобы я немедленно начал играть, тренер по-прежнему настаивал на отпуске, а менеджер клуба ни с того ни с сего заявил, что я, мол, тренируюсь только тогда, когда хочу. Я им спокойно сказал: "Сначала погасите задолженность по зарплате, которую я не получаю с июля".

-И что они вам в ответ?

- Дескать, раз я не играю, то и на деньги претендовать не могу. Типично турецкий вариант.

-И никого руководители турецких клубов не боятся?

- Получается, что так. Даже ФИФА им не указ. Факс из Женевы, касавшийся моего вопроса, они, наверное, в мусорную корзину выбросили.

-И платить вам не собирались вовсе?

- "Вот когда заиграешь", - примерно так они говорили. "Но я же в двух матчах сыграл", - отвечаю. А они свое: "Это не то. Будешь играть стабильно, за каждый выход по 50 тысяч получишь".

-Что, действительно обещали такое?

- Собирались вроде бы таким образом гасить задолженность. Но как? Сумму-то они должны мне нешуточную - больше полумиллиона долларов. Ну начну играть, будут мне выплачивать по 50 тысяч - разве это проблему решит? Зарплата ведь положена мне ежемесячная - так что появятся новые долги.

-Какова на этот счет позиция ФИФА?

- Она однозначна: я свободен теперь от обязательств перед "Истанбулспором".

-А что касается причитающихся вам денег?

- Окончательно этот вопрос будет решен 28 января на закрытом заседании. Хотя уже сейчас ФИФА убеждена в том, что зарплата мне должна быть выплачена.

-В противном случае...

- ...команду отправят во второй дивизион. Или придумают какое-нибудь другое наказание.

-Подействует?

- Думаю, что да. Голландец ван ден Бром тоже судился с "Истанбулспором" и получил все ему положенное до копейки.

-Турецкие газеты во всей этой истории на чьей стороне?

- В Турции пресса особенная. Никто из журналистов не вправе бросить тень на репутацию клуба, тем более такого, как "Истанбулспор". Любой президент команды - персона неприкасаемая. Даже великие турецкие игроки боятся рот открыть.

-Что, совсем ничего о вашем конфликте не пишут?

- Привели как-то слова президента: не хочу, мол, платить и объяснять тоже ничего не хочу.

-И в "Галатасарае" или "Бешикташе" то же самое?

- Не совсем, наверное. Кто играет в еврокубках, вынужден вести себя более цивилизованно. А какой-нибудь провинциальный клуб может по году не платить денег игроку - и ничего. Частенько бывает, что после поражения всех футболистов штрафуют на 10 - 15 тысяч долларов.

-Так сейчас руководители клуба с вами даже разговаривать не хотят?

- Напротив, в покое не оставляют. Наверное, поняли, что не отвертятся, и звонят каждый день. В конце декабря просто замучили: приезжай, да приезжай. Никак не хотят понимать, что Саленко уже не имеет к "Истанбулспору" никакого отношения. Потом у них начались сборы - и снова звонки: "Почему не с командой?" Пригрозили даже, что за каждый пропущенный день будут штрафовать на 20 тысяч долларов. Я в ответ только рассмеялся. А когда пятого, кажется, января я прилетел в Стамбул, чтобы забрать кое-какие вещи, ко мне целая делегация нагрянула: "К президенту, к президенту!". "Зачем?" - спрашиваю. "По поводу расчета". "Хорошо, - говорю, - поехали". И тут же на телестудию отправились.

-На какую еще телестудию?

- Президент владеет сетью каналов, поэтому и офис у него на телевидении. Ни до чего так мы и не договорились. Они мне с этим вариантом "по 50 тысяч за матч" все уши прожужжали. Я им - встречное предложение: половину долга - сейчас, а когда начну играть - остальное. Не согласились. Тогда я решил разорвать контракт, тем более что варианты с Испанией наклевывались, а свободным игроком устроиться легче. Но времени для заключения нового договора было очень мало, и в итоге к 15 января я сделать это не успел.

-А кто вами интересовался?

- Три галисийских клуба - "Депортиво", "Сельта" и "Компостела".

-И почему же не успели?

- У каждого варианта - своя история. Трудоустройством моим тоже разные люди занимались. С "Депортиво" и "Компостелой" связь держал Дмитрий Галямин, а с "Сельтой" - один живущий в Испании турок.

-Какой вариант был самым реальным?

- С "Депортиво". Правда, потом уже выяснилось, что этот клуб на короткий срок ни с кем вроде бы договоров не подписывает - минимум года на три. А сейчас там неразбериха, тренера могут снять, так что решать мой вопрос оказалось некому.

-А что помешало вам оказаться в "Компостеле" или "Сельте"?

- "Компостеле" не так уж нужен форвард - ее тренер предпочитает игру с одним нападающим. С "Сельтой" же что-то агент-турок перемудрил. Звонил по нескольку раз на дню, а потом пропал. Сейчас, правда, объявился снова, сказал, что еще не все потеряно.

-Как же так, ведь срок дозаявок истек?

- В "Сельте" серьезно травмирован Гудель, а в таких случаях предусмотрены исключения.

-И все же будем реалистами: вряд ли вы попадете в Виго.

- Согласен. Поэтому собираюсь пока тренироваться в Киеве с ЦСКА-"Борисфеном". А где-нибудь в начале марта поеду в Испанию, чтобы продолжить подготовку в составе "Валенсии", моего бывшего клуба. На этот счет есть уже предварительная договоренность с ее президентом.

-Можно надеяться, что скоро мы увидим прежнего Саленко?

- А почему нет? Главное, чтобы в Испании поняли: Саленко еще может бегать, да и играть в футбол он не разучился.

Михаил ПУКШАНСКИЙ