Газета Спорт-Экспресс от 24 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 5
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
РЕВОЛЮЦИЯ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ |
ОТ ДЕРЕВА ДО ФИБЕРГЛАСА
Уровень результатов прыгунов с шестом, как никого другого в легкой атлетике, всегда находился в жесткой зависимости от свойств снарядов, которыми пользовались спортсмены. Более чем вековую историю этой дисциплины можно разделить на четыре эпохи, которые пережил в своей эволюции шест: "деревянную", "бамбуковую", "металлическую" и "фибергласовую".
Отсчет мировых рекордов ведется от прыжка англичанина Джона Уайлера на высоту 10 футов (3, 05 м), который он совершил 23 марта 1866 года. И Уайлер, и другие шестовики-первопроходцы держали в руках обработанные топором и рубанком обычные деревянные палки, на концах которых крепился груз в виде железного треножника весом с полпуда. После разбега спортсмен вонзал треножник в землю, и пока тяжелый и неуклюжий снаряд принимал вертикальное положение, прыгун успевал сделать несколько перехватов на шесте руками, как при лазании по канату, после чего, подтянув колени, перебрасывал тело через планку.
Наступившая затем "бамбуковая" эпоха продолжалась без малого полвека. Результаты пошли в гору, и в 1912 году Маркус Райт из США первым преодолел 4-метровую высоту. Легкость пустотелого бамбука позволила резко увеличить скорость разбега, а значит, поднять высоту полетов над планкой. "Королем" бамбука остался в истории американец Корнелиус Уормердам, сетовавший на отсутствие серьезной конкуренции. Только через 15 лет после ухода Уормердама из спорта его прыжок на 4,77 образца 1942 года был превышен на один сантиметр другим американцем - Робертом Гутовски.
Впрочем, столь длительная заминка объяснялась не только тем, что Уормердам поднял планку на недосягаемую для современников высоту, но и очередной технической революцией, пережитой шестовиками: с бамбуковых снарядов они перешли на металлические, точнее - на дюралюминиевые. Однако практически негнувшийся, хотя и прочный в отличие от ломкого бамбука, шест позволил прыгунам за полтора десятилетия прирастить к мировому рекорду всего 3 см. Прыжок олимпийского чемпиона Рима американца Дональда Брэгга на 4,80 оказался самым высоким взлетом над планкой с помощью металлического шеста.
А потом наступила эпоха шестов из стекловолокна - фибергласа. Изначально он был для его изобретателей - американцев - стратегическим материалом, из которого делали лопасти боевых вертолетов, элементы обшивки космических кораблей "Аполлон", а затем дело дошло и до "космических" полетов шестовиков.
В 1963 году американец Брайен Стернберг с помощью "фибры" первым покорил 5-метровую высоту. А мировой рекорд усилиями Стернберга и его соотечественника Джона Пеннела за один сезон вырос на 26 см!
Пользуясь приоритетом открывателей фибергласа, заокеанские шестовики вплоть до семидесятых годов не подпускали европейцев к рекордным высотам. Особенно впечатляли достижения Пеннела, который за шесть лет выступлений в секторе поднял потолок мирового рекорда на 36 см! Ни раньше, ни позже такое не удавалось никому - даже Сергею Бубке.
За те полтора десятилетия, что царствует в секторе выдающийся украинский прыгун, шест революционных изменений не претерпел. Если не считать неудачной, по мнению рекордсмена мира, попытки шведских производителей спортинвентаря перевооружить в 80-е годы прыжковое воинство шестами, в которых к фибергласу был добавлен графит. Шесты стали легче, но зато менее эластичными и гораздо более ломкими. Сломав на тренировках несколько таких снарядов, Бубка от них отказался в пользу американских шестов "Пейсер", на которых он установил свои первые мировые рекорды. Потом на смену "Пейсер" пришли шесты "Спирит", что, в сущности, одно и то же, поскольку производит их в штате Невада все тот же Стив Чепель, поставляющий Бубке "оружие" с 1984 года.
Бубка, который стал в уходящем году шестикратным чемпионом мира, считает, что в обозримом будущем появления шестов из принципиально новых материалов ждать не следует, и фиберглас еще послужит не одному поколению прыгунов.
Юрий ЮРИС