Газета Спорт-Экспресс от 24 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

24 декабря 1997

24 декабря 1997 | Велоспорт

ВЕЛОСПОРТ

РЕВОЛЮЦИЯ В ВЕЛОСПОРТЕ

ЧЕТЫРЕ СПИЦЫ - ИЛИ НИ ОДНОЙ?

Машины, на которых велосипедисты выступают сейчас, напоминают свои прообразы прошлого лишь наличием педалей и количеством колес. Но на фоне спокойного многолетнего эволюционирования велоспорта все же произошло несколько всплесков, которые. привели к значительному росту возможностей спортсменов. Об этом корреспонденту "СЭ" рассказал исполнительный директор Союза велосипедистов России Сергей Ердаков:

- Первым в ряду революционных изменений в велоспорте следует признать замену спицевых колес на дисковые. Если произвести рапидную киносьемку спицевого колеса велосипеда во время движения, а потом воспроизвести ее на нормальной скорости, то будут заметны значительные прогибы спиц и обода. Эти деформации становятся причиной потери энергии. Дисковое же колесо значительно прочнее спицевого. Поэтому при одинаковом усилии на педали и с одинаковым числом передач велосипед, оснащенный дисковыми колесами, развивает большую скорость.

Советские инженеры предлагали использовать этот эффект еще в 20-30-х годах. Но широко применяться дисковые колеса стали лишь перед Олимпийскими играми 1984 года в Лос-Анджелесе. А в 1996 году история дисковых колес получила свое продолжение. В соревнованиях по велокроссу стали применяться четырехспицевые колеса. Это своего рода симбиоз спиц и диска. Жесткость колеса достигается за счет увеличения ширины спиц и особенностей композитных материалов, из которых они сделаны.

Применение композитов при изготовлении велосипедов тоже способствовало увеличению скорости. Конструкции из материалов, изготовляемых по так называемому бутербродному принципу в несколько слоев, значительно легче, чем равные им по прочности металлические. К тому же композитные материалы позволяют улучшить и аэродинамические качества велосипеда. Основные технические новинки, применяемые в велоспорте, как раз и направлены на развитие аэродинамики машин. К ним относятся и практически горизонтальная посадка спортсмена в седле, и изменение формы руля, и применение колес различного диаметра.

Кстати, то, что переднее колесо было меньше, помогало спортсменам в командных трековых видах держаться более плотной группой. Это тоже облегчало задачу набора и поддержания высокой скорости. Прошедшее время здесь использовано потому, что пункт 1.3.018-бис нового технического регламента Международного союза велосипедистов недвусмысленно гласит: "Колеса велосипеда должны быть одинакового размера".

Самым лучшим показателем воздействия технических новинок на результаты спортсменов служит график изменения мирового рекорда в часовой гонке на треке. Двенадцать лет продержалось достижение великого бельгийца Эдди Меркса - 49,431 км, пока его сразу на 1377 (!) метров не превысил итальянский гонщик Франческо Мозер. И случилось это именно в 1984 году, когда стали широко применяться дисковые колеса. Дальнейшие даты рекордов практически соответствуют времени появления очередных новшеств. Это нисколько не умаляет достижений самих спортсменов, но нельзя не согласиться, что вклад различных изобретений в развитие велоспорта достаточно велик.

Владимир ПЕСНЯ

РЕКОРДЫ МИРА В ЧАСОВОЙ ГОНКЕ НА ТРЕКЕ

49,431 км

Эдди МЕРКС Бельгия

25.10.72

50,808 км

Франческо МОЗЕР Италия

19.01.84

51,151 км

Франческо МОЗЕР

23.01.84

51,596 км

Грэм ОБРИ Великобр.

17.07.93

52,270 км

Крис БОРДМЭН Великобр.

23.07.93

52,713 км

Грэм ОБРИ

27.04.94

53,040 км

Мигель ИНДУРАЙН Испания

02.09.94

53,832 км

Тони РОМИНГЕР Швейцария

22.10.94

55,291 км

Тони РОМИНГЕР

05.11.94

56,379 км

Крис БОРДМЭН

06.09.96