Газета Спорт-Экспресс от 19 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
Татьяна ТАРАСОВА
ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ ШАГ В ИСТОРИЮ
На заключительном этапе розыгрыша "Гран-при" в Японии обе золотые медали для России выиграли ученики Татьяны Тарасовой: Илья Кулик победил в одиночном катании, а Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов - в танцах. Шансы своих учеников выступить в олимпийском Нагано Татьяна Анатольевна уже тогда считала отличными. Наш разговор состоялся за несколько дней до первенства страны, на котором Кулик стал чемпионом и, соответственно, членом олимпийской сборной.
-Почему вы с Куликом поменяли обе программы к этому сезону?
- Чтобы человек рос, он должен постоянно искать и пробовать что-то новое. Илюша - очень творческая личность, и ему всегда было неинтересно долго катать одну и ту же программу. А я терпеть не могу, когда у меня на тренировках скучают.
-Что, на ваш взгляд, помешало Илье в прошлом сезоне добиться успеха на чемпионатах Европы и мира?
- Мы рановато рванули вперед, программы были очень сложными. К тому же Кулик вырос на несколько сантиметров, что обернулось дополнительными проблемами. Хотя начало сезона мы провели хорошо: Илья одержал ряд блестящих побед, над чемпионами мира Тоддом Элдриджем и Элвисом Стойко, выиграл чемпионат России у Алексея Урманова. Но в разгар сезона Илья заболел - и все пошло наперекосяк. Что касается чемпионата мира в Лозанне, то я не снимаю с себя ответственности за постигшую нас там неудачу. Перед турниром Илья чувствовал себя хорошо, удачно прошел квалификацию и потрясающе откатал короткую программу. Но перед произвольной он на тренировке перепрыгал четверной прыжок, и тот разладился. Если бы руководители команды нас заблаговременно предупредили о том, что с соревнований снимается Алексей Урманов, я бы посоветовала Илье не прыгать четверной - шестерка лидеров, за исключением Стойко, прекрасно обошлась без него.
-Знаю, что у вас немало претензий к квалификационным соревнованиям?
- Я уверена, что систему, при которой одиночники должны на соревнованиях дважды катать произвольную программу, скоро отменят. Мужское одиночное катание - самый сложный вид: спортсмены всегда работают на пределе своих физических возможностей, переносят тяжелейшие нагрузки, выполняют уникальные элементы, которых нет ни в танцах на льду, ни в парном катании. Так почему же они должны выкладываться на соревнованиях в полтора-два раза больше остальных? Это несправедливо по отношению к самим фигуристам, потому что в итоге побеждает не тот, кто лучшее а тот, кто выносливее. То есть борец, а не творец. И это страшно обидно.
-Вы довольны выступлением Кулика в чемпионской серии в этом году?
- Делать какие-то выводы на основании двух-трех стартов вряд ли стоит, но мне нравится, как Илья входит в соревнования в этом сезоне.
-Почему он перестал экспериментировать с четверным прыжком на соревнованиях?
- В прошлом году он исполнял его на турнирах достаточно регулярно. К сожалению, в начале этого сезона Илья травмировал правую ногу и не тренировался почти 6 недель. Мы не отказались от четверного - этот прыжок по-прежнему есть в арсенале Кулика, и, если вы обратили внимание, на тренировках он делает его регулярно.
-Как вы относитесь к тому, что, за исключением Кулика, все лучшие одиночники России - воспитанники Мишина?
- Этому можно только позавидовать. Кстати, работая с Ильей, я начала подумывать о том, чтобы набрать целую группу фигуристов.
-В США?
- Нет, здесь, в России.
- ?!
- Речь ведь не идет о том, чтобы сделать это в ближайшее время. Пока у меня есть конкретная цель - выиграть с Куликом Олимпийские игры, показать там всем того Илью, которого я вижу на тренировках.
-Почему вы согласились тренировать Кулика?
- Мне всегда везло на талантливых учеников, а я считаю, что Кулик очень талантлив. С ним безумно сложно, но и очень увлекательно работать. Он отличается потрясающей техникой, замечательным артистизмом, красотой линий. Илья многое умеет и многое предлагает - он вообще очень разносторонний человек. Когда работаешь с парой или с танцевальным дуэтом, что я большей частью и делала, команда всегда состоит из трех человек, в ней бывает легче найти компромисс. Двое - тренер и ученик - это куда более тонкая связь.
-С приходом в вашу группу олимпийских чемпионов Грищук и Платова вам не стало сложнее работать?
- Стало интереснее. Все последние программы ребят построены на абсолютно новом материале. Возьмите оригинальный танец - джайв. Виртуозная техника позволяет Паше и Жене проделывать на льду Бог знает что, да еще на бешеной скорости. А их произвольная программа на музыку Майкла Ноймана "Мемориал" посвящена тем, кто прошел очень тяжелый, но настоящий путь в спорте. Для Грищук и Платова Игры в Нагано станут третьими. За всю историю фигурного катания вы вряд ли насчитаете хотя бы 30 человек, которым довелось трижды пройти Олимпиаду. На этом пути много поломанных судеб - кто-то не дожил, потерял здоровье... И наша программа - память об этих людях. О невероятно тяжелых, но счастливых днях, которые они провели на катках, аренах, помостах, отдавая себя без остатка.
-Чем вы руководствовались, выбирая такую тему для Паши и Евгения?
- Хотелось сделать нечто принципиально новое. Любой повтор - это всегда бег на месте.
-А программа Грищук и Платова - это шаг вперед?
- Надеюсь, это будет шаг в историю.
Мария САВЧЕНКО