Газета Спорт-Экспресс от 4 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
БАСКЕТБОЛ |
Сергей БАЗАРЕВИЧ
НАДЕЮСЬ ПОБОЛЕТЬ ЗА ЦСКА В СТАМБУЛЕ
Вполне возможно, что уже в январе будущего года турнирные пути ЦСКА и Сергея Базаревича пересекутся - не исключено, что на втором этапе Евролиги армейцы попадут в одну группу с ПТТ, новым клубом своего бывшего разыгрывающего. Правда, для этого ЦСКА нужно еще обыграть 18 декабря в Стамбуле другую турецкую команду - "Эфес Пилсен". Так что, когда Базаревич на прошлой неделе приехал в Москву, воспользовавшись перерывом во внутренних и международных клубных турнирах, вопросов к нему у корреспондента "СЭ" было немало.
-Тяжело было сбежать из "турецкого плена"?
- Никаких проблем с отъездом не возникло, все было оговорено заранее. Не скрою, для меня возможность передохнуть пришлась очень кстати. Ведь, помимо сумасшедших тренировочных нагрузок, в последней игре с итальянским "Бенеттоном" я получил еще и достаточно болезненную травму - надорвал мышцу в паху. Поначалу думал, ничего страшного, но минут через семь почувствовал сильную боль и не смог продолжать матч (ПТТ проиграл 17 очков. - А.Ф.). А жаль. Вообще-то мне не очень нравится, как я играю в ПТТ, но именно в той встрече удалось поймать кураж. Помню, в перерыве еще подумал про себя: "Ну наконец-то!" Сглазил.
-Вы сказали, что не очень довольны своей игрой за ПТТ. Почему?
- ПТТ, как и большинство турецких клубов, исповедует систему "Эфес Пилсена": большие объемы тренировок, акцент на защиту и медленное позиционное нападение с контролем мяча почти по 30 секунд в каждой атаке. Ни о каких быстрых прорывах или "раннем" нападении речи практически нет, главная задача - поменьше пропустить. Нынешний наставник ПТТ Эргин Атаман в прошлом сезоне был вторым тренером "Эфес Пилсена" и свято верит в эту систему. Я, конечно, пытаюсь соблюдать установленные правила, но большой радости при этом не испытываю. Хотя, то, что в матчах Евролиги играю даже больше, чем в ЦСКА, не может не нравиться.
-Каковы ваши функции в ПТТ?
- Стучать подольше мячом в пол - идеалом разыгрывающего у турок считается Наумоски. И делать после проходов скидки на 3-очковую линию. Тренеры говорят: если есть хороший вариант быстрого прорыва - трое против одного или двоих - используй, но если нет... Ну и, конечно, как и от всех, требуют хорошей игры в защите - не дай Бог через тебя забьют. Впрочем, когда Миличевича, центрового ПТТ, упрекнули за то, что он плохо защищается, югослав ответил: "Если бы я умел еще и это, вы платили бы мне в два раза больше".
-В Евролиге вы особой результативностью не отличаетесь: 72 очка в восьми матчах. В чем причина?
- В стартовой пятерке ПТТ каждый игрок - снайпер. Естественно, кому-то приходится жертвовать своими очками. В основном это делаю я. Хотя, учитывая тактику клуба, те 9-10 очков, которые я набираю за матч, примерно соответствуют 18 очкам в ЦСКА. А вот на конкурсе 3-очковых я сейчас, наверное, провалюсь с треском - бросать с ходу в ПТТ почти разучился. Кроме того, очень сильно выбивают из ритма недельные перерывы между матчами Евролиги. Ведь в чемпионате Турции я не играю.
-Но о том, что будете играть только в еврокубках, вы знали еще тогда, когда подписывали контракт с ПТТ.
- Знать-то знал, но не предполагал, насколько это трудно. Я люблю играть, получать от баскетбола заряд эмоций, пусть и не всегда положительных. В прошлом сезоне "Эфес Пилсен" специально для Карасева, который тоже играл только в Евролиге, устраивал товарищеские матчи. В Анкаре такой возможности просто нет. Правда, у меня в контракте указано, что я могу участвовать во внутренних соревнованиях, но шансов на это очень мало. Защитников в ПТТ явный перебор, "больших" же, за исключением Миличевича, Уинслоу и Скотта, практически нет, а все эти три игрока считаются в Турции легионерами. Даже несмотря на то, что Уинслоу и Миличевич уже натурализовались. Вот перед началом сезона я наигрался как следует: 17 матчей меньше, чем за месяц, - такого у меня в жизни не было. Набрал неплохую форму, а на турнире в Тель-Авиве, где в финале ПТТ с разницей "+15" обыграл "Маккаби", вошел в пятерку лучших игроков. Но как только начался чемпионат...
-Кстати, как в нем обстоят дела у ПТТ?
- Поначалу было очень неплохо. Некоторое время они... то есть мы, лидировали, но затем скатились вниз. Две последние игры ПТТ проиграл, причем одну из них - дома "Эфес Пилсену" буквально на последних секундах.
-Наверное, это поражение было воспринято как катастрофа?
- Нет, трагедии из него не делали. А вот когда после победы в Евролиге над "Эстудиантесом" мы проиграли в Бурсе аутсайдеру "Аякрено", команду по возвращении в Анкару поселили... в гостинице, хотя мы не были дома уже неделю. Сказали: до матча с "Бенеттоном" будете жить здесь! Правда, на следующий день руководство клуба опомнилось и отменило наказание.
-Скажите откровенно: не жалеете, что вернулись в Турцию?
- В какой-то момент после очередного поражения ПТТ уже собирался позвонить агенту, чтобы тот подыскал мне другую команду. Ведь турецкий баскетбол - настоящая война. Когда твой клуб проигрывает, начинаются изнурительные, сумасшедшие тренировки, после которых уже ничего не хочется. А однажды после такого "занятия" меня еще попросили сделать за 45 минут 500 точных бросков со средней и дальней дистанции. Пришлось бросать - все-таки деньги в Турции платят хорошие.
-Представляю, какие санкции были применены к игрокам, когда на старте Евролиги ПТТ потерпел три поражения подряд!
- Единственный матч, за который мы заслуживали резких слов, - самый первый, дома с "Эстудиантесом". Практически всю игру ПТТ спокойно вел очков десять, и вдруг испанцы, поймав нас на самоуспокоенности, взвинтили темп и просто украли победу. Придя домой, я некоторое время пребывал в шоке. Зато во втором матче мы едва не победили "Бенеттон", который в первом тайме играл не хуже иного клуба НБА. Только очень неудачная игра под щитами, наша главная проблема вначале сезона, не позволила ПТТ увезти из Италии два очка. Впрочем, постепенно команда вылезла из "ямы" и одержала четыре победы подряд. Теперь даже я иногда делаю за игру по 4-5 подборов.
-Очень важной для ПТТ стала победа в гостях над "Эстудиантесом", когда вы на последних секундах забросили решающие штрафные.
- Во-первых, не штрафные, а только один штрафной. А во-вторых, в Мадриде мы не должны были доводить дело до последних секунд. Минуты за полторы до конца ПТТ вел шесть очков, я прошел и скинул мяч под кольцо, где в одиночестве стоял американец Ричард Скотт. Попади он - и все, матч окончен, однако Скотт промахнулся. После игры он подошел ко мне и извинился - сказал, что слишком долго выбирал, как лучше забить: сверху или от щита.
-Как вы оцениваете перспективы ПТТ в Евролиге?
- Руководство клуба считает, что нам лучше остаться в группе четвертыми, и я с этим согласен. Тогда и на втором этапе нашими соседями будут "Кроация" и "Порту", над которыми ПТТ имеет преимущество и по набранным очкам, и по личным встречам. Ведь в скрестной с нами группе А легких соперников не выберешь. Какая разница - "Олимпиакос", ЦСКА, "Маккаби", "Эфес Пилсен" или "Реал"? Кроме того, я точно знаю, что в последнем матче первого этапа с ПАОКом наша команда даже не надеется на успех. По-моему, ПТТ вообще не хочет ехать в Салоники. (Смеется). Представляю, что там будет твориться! (Имеются в виду, мягко говоря, натянутые отношения между греками и турками. - А.Ф.).
-А хотелось бы встретиться на втором этапе с ЦСКА?
- Было бы неплохо опять приехать в Москву. (Смеется.) Ну а если серьезно, думаю, такой вариант устроил бы прежде всего ЦСКА.
-Судьба ЦСКА во многом будет зависеть от исхода матча с "Эфес Пилсеном" в Стамбуле. Каковы шансы армейцев на победу?
- Уверен, шансы у ЦСКА есть. Главный тренер "Эфес Пилсена" Айдын Орс сам говорит, что его команде тяжелее всего играть против русских и югославов - у них никогда не знаешь, от кого ждать подвоха. Очень надеюсь, что посмотрю этот матч "живьем". 17 декабря мы играем с ПАОКом в Салониках и обратно летим через Стамбул, где собираюсь задержаться с разрешения руководства. Пусть некоторая обида на ЦСКА у меня осталась, все равно буду болеть за свою бывшую команду. Страшно не люблю "Эфес Пилсен", от их антибаскетбола меня тошнит! Перед московской игрой ЦСКА с "Эфесом" даже позвонил Сергею Панову и сказал, что перестану с ним разговаривать, если они проиграют.
-Ваша семья уже переехала в Анкару?
- Еще в начале сентября. Жена сидит дома с маленьким сыном, а 10-летняя дочка ходит в школу при английском посольстве.
-Насколько высока репутация Базаревича в Турции?
- В Анкаре фанаты не такие оголтелые, как в Бурсе, где я раньше играл за "Тофаж", но меня здесь все-таки не забыли, узнают на улицах. В начале сезона газеты писали, что вернулся "профессор" - так меня прозвали в Турции.
Александр ФЕДОТОВ