Газета Спорт-Экспресс от 22 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-97. Высшая лига |
ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА |
РОСТСЕЛЬМАШ. 13-е место |
Сергей АНДРЕЕВ
К ЧИСЛУ 13 ОТНОШУСЬ РАВНОДУШНО
После седьмого тура чемпионата-97 "Ростсельмаш" неожиданно для всех возглавил турнирную таблицу. Пусть совсем ненадолго, но все равно и донской клуб внес свою лепту в интригу минувшего сезона.
-В прошлом году "Ростсельмаш" финишировал 11-м, а теперь - 13-м. Напрашивается мысль о "потерянном сезоне".
- Давайте сразу договоримся: мои доводы и аргументы не будем рассматривать как оправдание или попытку уйти от ответственности. После тщательного анализа чемпионата я пришел к выводу, что мы вправе вести речь не о "потерянном сезоне", а о "сезоне неиспользованных возможностей", что совсем не одно и то же.
-Но есть факт, от которого отмахнуться невозможно: сделаны два шага вниз по турнирной лестнице.
- Формально - да. Но разберемся объективно. В этом сезоне у нас было 41 очко. Столько же, сколько и в прошлом. Топчемся на месте? Как сказать. "Балтика", например, набрала на три очка больше, чем в 96-м, и поменяла седьмую позицию на... девятую. Весь фокус в том, что нынче три аутсайдера определились слишком рано, недобрали много очков, три лидера тоже задолго до финиша дали понять, что никого к себе не подпустят. После чего закипела отчаянная борьба в середине таблицы. Где многое решал даже крошечный неверный шаг, малейший просчет, непредвиденная потеря даже одного игрока. Так что я не спешил бы причислять нас к неудачникам. Это скорее, на мой взгляд, "Алания" и "Торпедо" с их потенциалом, а не "Ростсельмаш".
-Хорошо, допустим. И все же посмотрим на график вашего турнирного пути. Пять побед из девяти в сезоне пришлись на март - апрель, в том числе громкие 2:0 в Волгограде над "Ротором". Май - июль - ни одного выигрыша. Август - две победы над соперниками средней руки. Наконец, сентябрь - ноябрь - две тоже скромные удачи. Ваш комментарий.
- В марте - апреле, как я полагаю, сработали разом три фактора. Это добротная подготовка в межсезонье, мастерство игроков и... везение. С "Тюменью" в Сочи на жутком поле, где игру как таковую показать было вообще нельзя, Александр Маслов ухитрился найти победный шанс. В Волгограде уже в первом тайме "Ротор" остался вдесятером - хозяева сфолили против Алексея Герасименко. Тогда наша пара форвардов выглядела как никогда мощно. Но у нас болит голова при анализе вот такой детали: у донских команд, в том числе у СКА лучших времен, из десятилетия в десятилетие при любом тренере наблюдается спад именно с конца весны до финиша лета. Какое-то наваждение. К маю "Ростсельмаш" оказался в лучах внимания, и не исключаю, что кое у кого закружилась от успеха голова. К тому же на ходу шла тактическая перестройка.
-Сейчас вы скажете о потере Дмитрия Лоськова - не так ли? Помнится, в интервью "СЭ" вы говорили, что упоминание о нем - навсегда законченная тема. Тем более "Ростсельмаш" получил достаточную компенсацию в лице целой группы опытных новобранцев.
- Так-то оно так, и другие теряли мастеров - допустим, "Зенит", ЦСКА. Но каждая команда - случай особый. С уходом Лоськова, в частности, развалилась наигранная диспетчерская связка с Андреем Коваленко. Последний теперь должен был в одиночку осуществлять тактическое руководство в центре. На беду, он "сломался" еще в межсезонье. Отдадим ему должное - при незалеченной травме Андрей мужественно помогал, как мог. Что касается "компенсации", то мы получили в распоряжение двух новых защитников - Михаила Куприянова и Алексея Гущина, позже к ним присоединился Владислав Тернавский, хороших крайних полузащитников - Игоря Ханкеева и Олега Пестрякова, но при остром дефиците центральных (в середине сезона пришлось найти и Юрия Дудника). Еще нападающего - Романа Орещука. Как конкурента Маслову и Герасименко. Что вышло в итоге? Защиту мы в самом деле укрепили. Полузащита из лучшей линии в сезоне-96 стала посредственной - приходилось сдвигать в середину и Ханкеева, и Пестрякова, "с листа" ставить Дудника. Но без особого успеха - чем дальше, тем острее ощущалась потеря Лоськова с его тактическим кругозором. Наконец, Орещук, мощно начав в матче второго тура с московским "Локомотивом" (тогда нам впервые удалось отобрать у Юрия Семина очко, гол как раз и забил Роман), затем потерялся. Маслова и Герасименко теперь никто не подпирал. Вряд ли это пошло на пользу делу.
-Вы перестраивали командную игру с акцентом на оборону, хотя сами - форвард по профессии и призванию. Не парадокс ли?
- В сезоне-96 наше соотношение забитых и пропущенных мячей - 58-60. Через год - 34-38. Болельщики в сезоне-96 были в восторге, когда мы лихо мчались забивать - и забивали. Зато не уставали и пропускать. Когда восторг утихал, начинался подсчет очков. С соответствующими выводами. Как видите, нам удалось построить нынче более прочные оборонительные рубежи. Если бы преуспели в атаке, как хотелось, у нас вышел бы иной разговор.
-В Ростове до сих пор вспоминают лучший, по общему мнению, ваш поединок со "Спартаком" во втором круге. Пусть и проигранный - 3:5, зато какие овации обрушились тогда и на победителей, и на побежденных! Тогда вы отошли от прагматизма, рискнули побиться с чемпионом в открытую?
- Только не надо красивых слов о романтичном футболе, об эстетике! В открытую со "Спартаком" - это чистое самоубийство. Планировался закрытый вариант. Нам на контратаке удалось повести в счете. Потом нас сгубили два спартаковских "стандарта" и рикошет. При счете 4:1 "Спартак" успокоился, а у наших ребят, похоже, взыграло самолюбие. И пошла яростная дуэль, которая публике так понравилась. Но когда утром болельщики газеты открыли, глянули на таблицу - а мы уже на ступеньку-другую ниже скатились. Тут уж не до романтики - проза жизни: очки давайте, результат!
-Пока у нас складывается разговор как бы через призму неудач. А для оптимизма повод найдем?
- Знаете, нам уже многие все косточки перемыли. И Андрееву в бесконечных пересудах замену давно подыскали. Но меня не может не радовать то обстоятельство, что при всех потрясениях сезона зритель к нам не охладел. Народ, наверное, в команду верит.
-Народ, кстати, и на звезд ходит. А вы после Лоськова и Александра Маслова потеряли. Почему он к тому злополучному маю перестал забивать, и зачем его продали в Испанию в малозаметный клуб?
- От Лоськова и Маслова мы не избавлялись. Они сами ушли. С Масловым была джентльменская договоренность: если он найдет зарубежную команду по душе, ему никто не будет чинить препятствий. Что и произошло. Почему он не забивал? Снайпер от Бога, три сезона на бомбардирских вершинах, наверное, он где-то снизил требовательность к себе. Попытался выехать только на классе, да не вышло. Тогда пришла неуверенность. Саша не забивал восемь туров подряд, и когда, наконец, в Челнах попал в цель, в раздевалке у него слезы в глазах стояли.
-Лично с вами подобное случалось?
- В союзном чемпионате однажды туров пять не удавалось забить. Очень трудно из такого пике выходить.
-В интервью "СЭ" после первого круга вы говорили о реальности попадания "Ростсельмаша" в первую шестерку команд. Не вышло. Почему?
- При той плотности борьбы, о которой мы уже говорили, для нас многое решила потеря одного за другим ключевых игроков. Имеем не тот (надеюсь, пока) резерв, чтобы безболезненно подобное переносить. На протяжении сезона наш "лазарет" не пустовал. Дима Градиленко, к примеру, провел всего 19 матчей, долго лечились Юрий Дядюк, Коваленко. В концовке мы лишились Куприянова. А ведь стратегия сезона строилась на том, что они будут в строю.
-К достоинствам "Ростсельмаша" следует отнести то, что он до ноябрьской игры в Самаре оставался, не считая квартета лидеров, единственной командой, не уступавшей никому с крупным счетом. С другой стороны, вас критиковали за безволие - рекордное число матчей, когда вы по ходу встречи вели в счете, а в итоге проигрывали.
- В Самаре при счете 0:0 после первого тайма арбитр Иванов изобрел пенальти. Вот как раз тогда мы и попытались единственный раз в сезоне сыграть в открытую, пошли большими силами вперед, за что поплатились еще двумя голами. А "безволие", оно не всегда от недостатка духа. Скажем, самый кошмарный для нас матч в Челнах в первом круге. Ведем 2:0, соперник остался вдесятером. Как мы потеряли и осмотрительность, и хладнокровие - ума не приложу. Ухитрились проиграть 2:3. Те три потерянных очка могли нам крепко помочь в итоговом раскладе.
-Лично у вас в тренерских дуэлях получилось так: уступили Романцеву (с Кубком - трижды), Голодцу (дважды), Семину, Садырину, Бышовцу, Аверьянову, Полосину с Шубиным, Найденову (ничья и поражение), взяли верх над Газзаевым и Прокопенко (впервые), Тархановым (ничья и победа), Овчинниковым, Ирхиным с Игнатенко (по две победы). Ваш комментарий к этой раскладке.
- С Романцевым, конечно, трудно тягаться - разные весовые категории. Победы над командами Прокопенко и Газзаева, конечно же, принесли удовлетворение. Явные провалы, как я считаю, случились дважды - с "Шинником" и "Динамо", оба раза - дома. В актив себе могу занести, что трижды угадывал с голевыми заменами (Прудиус - два раза, Орещук) - больше, чем в сезоне-96. Ну и еще одно, для меня принципиальное. "Ростсельмаш" второй сезон подряд не стоит, как прежде, на вылет. Наоборот, нас отчаянно критикуют теперь за то, что мы, скажем, не пробились в шестерку, на что после первого круга нацеливались.
-Что вы чувствовали, когда после седьмого тура "Ростсельмаш" вышел на первое место?
- Меня недавно успели поддеть в местной прессе: мол, надо было тогда раскручивать командный победный кураж. Полноте, мы еще организационно не готовы к борьбе за первенство. Это нужно правильно понимать.
-Итоговое 13-е место вас не смущает?
- К чертовой дюжине всегда относился равнодушно. О "Ростсельмаше" сегодня плохо не говорят, а завтра, уверен, свою репутацию мы упрочим, коль мне доверили продолжать работу в следующем сезоне.
Евгений СЕРОВ |
Ростов-на-Дону |