Газета Спорт-Экспресс от 20 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
ХОККЕЙ |
НХЛ |
БОГАЧЕ ЛИ САМСОНОВ СЕЙЧАС, ЧЕМ ТРЕТЬЯК ТОГДА?
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.
Читающим спортивные страницы американских газет уже давно примелькались заметки такого типа: хоккеист А заключил или продлил на новый срок с клубом Б контракт, сумму которого стороны назвать отказались. Все в таком сообщении мне бывает понятно, кроме одного: к чему эта скрытность, если все равно через полтора-два месяца после начала сезона годовая зарплата каждого, кто включен в состав команд НХЛ, будет опубликована со ссылкой на официальный источник информации - Ассоциацию игроков лиги? Получая ежегодно эту, по сути, платежную ведомость, я знакомлю читателей "СЭ" с теми ее графами, которые касаются выступающих в лиге хоккеистов из бывшего СССР.
На днях в своем почтовом ящике помимо списка на нынешний сезон я обнаружил также сообщение об общем фонде зарплаты игроков НХЛ и каждой команды в отдельности. Едва взглянув на цифры, сразу вспомнил фразу, кричавшую в свое время с плакатов, которые в праздники развешивали на домах и несли участники демонстраций: "Жить стало лучше, жить стало веселее, товарищи! И. Сталин".
Итак, в текущем сезоне 26 клубов лиги израсходуют на оплату труда игроков 692 миллиона долларов. Это на 26,6 миллиона, или на 16 процентов больше, чем год назад.
Тут, правда, следует кое-что уточнить. Есть в НХЛ два клуба, чья политика непосредственно повлияла на это увеличение. Один - "Колорадо Эвеланш", - чтобы удержать своего хоккеиста Джо Сакика от соблазна перейти в "Нью-Йорк Рейнджерс", выплатил ему аккордно 17 миллионов долларов. Другой - "Филадельфия Флайерз" - дабы соблазнить Криса Грэттона, отвалил тому сразу 10 миллионов. В следующем же чемпионате оба будут получать вполне нормальную зарплату - соответственно два и полтора миллиона.
И еще. Публикация эта появилась накануне возвращения Александра Могильного на свое рабочее место в "Ванкувер Кэнакс", то есть в ней не учтено его новое годовое жалованье - 4,6 миллиона. Ну а Сергей Федоров из "Детройт Ред Уингз", добивающийся контракта на сумму 5,5 миллиона, Пол Кария из "Анахайм Майти Дакс", которому предлагают 8, но он капризничает, Билл Герин из "Нью-Джерси Дэвилз" и Олег Твердовский из "Финикс Койотс", претендующие на миллион с лишним, по-прежнему не играют, и в списке их, естественно, нет. Не сомневаюсь, что рано или поздно хоккеисты с клубами договорятся, и тогда общий фонд годовой зарплаты возрастет еще миллионов на 20.
Самый щедрый клуб лиги - "Нью-Йорк Рейнджерс". В этом сезоне он заплатит своим хоккеистам 44,2 миллиона долларов. Исходя из его более чем скромных достижений в первой четверти чемпионата, приходишь к заключению, что бытие не всегда определяет сознание - точнее, сознательность: 13 из 25 хоккеистов, вошедших в список, - миллионеры и мультимиллионеры, команда же, если бы турнир закончился сейчас, не попала бы в розыгрыш Кубка Стэнли. Зато наименее состоятельный клуб - "Калгари Флэймз" - с фондом зарплаты 17,6 миллиона занимает соответствующее место - последнее.
Перечень включает в себя 630 игроков. Будь он обнародован сегодня, то пополнился бы, как я уже сказал, еще Могильным, который занял бы в списке 11-е место, пропустив вперед помимо Сакика и Грэттона группу корифеев: Уэйна Гретцки (6,5 миллиона) из "Рейнджерс", Марка Мессье (6) и Павла Буре (5,5) из "Кэнакс", Яромира Ягра (5,1) из "Питтсбург Пингвина", Стива Айзермана из "Ред Уингз" (5,079), Пэта Лафонтэна (4,8) из "Рейнджерс", Бретта Халла (4,7) из "Сент-Луис Блюз" и Патрика Руа (5,46) из "Эвеланш". 4 миллиона и более зарабатывают помимо Могильного еще трое: Скотт Стивене из "Дэвилз", Петер Форсберг из "Эвеланш" и Доминик Гашек из "Баффало Сэйбрз". Итого - 14. Если вспомнить Федорова, которого мы пока держим в уме, то окажется, что в этой привилегированной прослойке россияне представлены весьма достойно - полной тройкой.
Разделив, исходя из уровня зарплаты, игроков лиги на три группы и включив в первую уже названных хоккеистов, во вторую - прочих миллионеров, а в третью - всех остальных, мы увидим, что наиболее населена российскими представителями вторая. Всего в ней 202 человека, а россиян - 21.
Эта группа, впрочем, тоже неоднородна. Выделяются в ней двое - Алексей Жамнов из "Чикаго Блэкхокс" и Алексей Яшин из "Оттава Сенатора", которые расположились на 35-м и 36-м местах. Первый получает в год 3 миллиона, второй - 2,9. Остальные - менее двух миллионов. Вот они: Игорь Ларионов ("Детройт") - 1,9 миллиона, Сергей Зубов ("Даллас") - 1,825, Вячеслав Козлов ("Детройт"), Сергей Немчинов ("Айлендерс") и Владимир Малахов ("Монреаль") - по 1,6, Алексей Ковалев ("Рейнджерс"), Сандис Озолиньш ("Эвеланш"), Алексей Житник ("Баффало"), Дмитрий Миронов ("Анахайм") - по 1,5. Александр Карповцев ("Рейнджерс") - 1,450, Сергей Гончар ("Вашингтон") - 1,150, Дарюс Каспарайтис ("Питтсбург"), Николай Хабибулин ("Финикс"), Борис Миронов и Андрей Коваленко (оба - "Эдмонтон") - по 1,1, Игорь Кравчук ("Оттава") - 1,05. Вячеслав Фетисов ("Детройт") и Дмитрий Христич ("Бостон") - по миллиону.
Представляя остальных, пойдем по восходящей. Наименее обеспеченным среди наших является Сергей Жолток ("Оттава") - 243 750 долларов. Далее идут Сергей Брылин ("НьюДжерси") - 325 000, Сергей Гусев ("Даллас"), Андрей Николишин ("Вашингтон") - 440 000, Сергей Кривокрасов ("Чикаго") - 450 000, Игорь Королев ("Торонто") - 475 000, Михаил Шталенков ("Анахайм") и Владимир Цыплаков ("Лос-Анджелес") - по 500 000, Андрей Назаров ("Сан-Хосе") - 600 000, Валерий Буре ("Монреаль") - 725 000, Валерий Зелепукин ("Нью-Джерси") - 740 814, Герман Титов ("Калгари") и Руслан Салей ("Анахайм") - по 750 000, Артур Ирбе ("Ванкувер") - 775 000, Дайнюс Зубрус ("Филадельфия") и Сергей Березин ("Торонто") - по 800 000, Александр Селиванов ("Тампа-Бэй"), Алексей Гусаров ("Колорадо") и Алексей Морозов ("Питтсбург") - по 850 000, Игорь Уланов ("Тампа-Бэй") - 875 000, Сергей Самсонов ("Бостон") и Дмитрий Юшкевич ("Торонто") - 925 000, Виктор Козлов ("Флорида") - 950 000.
Да, не повезло прошлым поколениям хоккеистов, не раз слышал я сетования старых болельщиков. Рано ребята родились, не застали время золотое, за копейки горбатились. На эти слова сострадания обычно отвечаю так: хоккейные современники Третьяка и Харламова казались богачами в сравнении с теми, кто играл во времена братьев Майоровых и Фирсова. А на них, в свою очередь, с похожими чувствами глядели первые из великих мастеров этой игры в России - Бобров, Гурышев и их сверстники.
Лев Яшин, когда я помогал ему писать книгу "Записки вратаря", рассказывал о существовавшем в его годы незыблемом правиле: за поездку в одну зарубежную страну футболист получал не более 80 долларов, сыграй он там хоть десять раз. И мечтой всех было попасть в такое турне, которое охватывало бы несколько стран.
На вырученные 3-3 с половиной сотни практичный человек привозил товар, который спекулянты брали у него оптом за 5-6 тысяч. А это - "Волга", на приобретение которой начальство всегда давало знаменитому спортсмену добро. Ее прямо из магазина отгоняли в Ташкент или Тбилиси. Завершив эту многоходовую комбинацию и положив - нет, не в карман, а под подушку - 20 - 25 тысяч рублей, игрок чувствовал себя Рокфеллером.
Когда Владислав Третьяк, признанный лучшим вратарем первого розыгрыша Кубка Канады, получил в качестве приза желтенькую "Тойоту", в глазах соотечественников он выглядел Ротшильдом.
А сколько "волг" или "тойот" может купить на свое годовое жалование после вычетов всех налогов 19-летний Сергей Самсонов? Или какую прибыль он будет получать, положив свои деньги - нет, не под подушку, а в банк под 5 процентов годовых?
Пробежит десяток лет, и болельщики будут сокрушаться: не вовремя родились их нынешние кумиры. И напрасно: формы и размеры оплаты труда, в том числе и спортивного, имеют тенденцию соответствовать своей эпохе.