Газета Спорт-Экспресс от 12 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-98. Отборочный турнир. Ответный стыковой матч |
ИТАЛИЯ - РОССИЯ |
15 ноября. Неаполь. Стадион "Сан-Паоло". 22.30 (время московское).
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК И ПОЧЕМУ НЕ ПРИЕХАЛИ ИГРОКИ В СБОРНУЮ, КАЖЕТСЯ ЧУДОВИЩНЫМ РОЗЫГРЫШЕМ
Михаил ПУКШАНСКИЙ |
из Неаполя |
Вчера я сообщил о том, что российская сборная прибыла из Москвы в неполном составе - без Олега Веретенникова, Валерия Есипова, Игоря Яновского, Егора Титова и вызывавшегося на подмогу Евгения Бушманова. Разумеется, такие конфузы не поднимают настроения: на тренеров нашей команды тяжело было смотреть. И шутки - для поднятия настроения - давались Борису Игнатьеву с трудом. Даже когда он говорил Андрею Соломатину: "Да есть ли нам дело до травм Вьери и Казираги, если у нас такой игрок, как Соломатин!" - чувствовалось, что главный тренер не в своей тарелке. А шутки Юрия Семина и вовсе были из разряда черного юмора: "Ты, оказывается, не только под "Ротор" "копал", но еще и под сборную, - обратился он к Андрею Тихонову. - Зачем Есипова травмировал? Он на тебя сильно обижается".
Когда самолет Аэрофлота совершил посадку в римском аэропорту и наша делегация потянулась к стойке паспортного контроля, ее ожидал маленький, но приятный сюрприз: представитель итальянской федерации обеспечил проход через границу без проверки паспортов. Если бы не это обстоятельство, думаю, что встречающие российскую сборную итальянские журналисты вряд ли обратили бы на нас внимание. Все футболисты были одеты кто во что и не производили впечатление команды, прилетевшей в чужую страну на главный матч двухлетнего цикла. Интересно все же, куда подевались сшитые на заказ черные фирменные костюмы с эмблемой "РФС"?
Пока встречавший команду Геннадий Логофет давал распоряжения каким-то итальянцам, я взял интервью у главного тренера сборной России Бориса ИГНАТЬЕВА.
-Насколько я понимаю, план подготовки команды уже нарушен?
- Именно так. Очевидно, что планируемое нами теперь вряд ли осуществится в полной мере. На мой взгляд, кто-то не заинтересован в успехах российской сборной, то есть команды, которая является лицом нашего футбола. Но эти люди заблуждаются, если думают, что поддерживают таким образом собственный профессиональный имидж.
-Поясните, о чем вы?
- Руководители ПФЛ не пошли нам навстречу и не перенесли матчи последнего тура с 9 ноября на 8-е. И видите, что теперь получилось, в каком составе мы приехали? Даже представить трудно такое отношение Лиги к сборной в Италии или, скажем, на Украине. В других странах все делается в интересах главной команды, у нас она в положении изгоя. ПФЛ оказалось безразлично, в каком состоянии - физическом и моральном - подойдет сборная к предстоящей игре.
-Я бы сказал даже суперигре.
- Именно. Так вот нам отказали только потому, что "Локомотив" играл в четверг против "Коджаелиспора" и, естественно, не мог завершить чемпионат в субботу. Что ж в том страшного? Разве нельзя было провести в субботу восемь матчей, а в воскресенье один с участием "Локомотива"?
-Возможно, ПФЛ просто придерживалась своей жесткой позиции, например, она обязала команды играть не только в один день, но и в одно время.
- Да? А как же насчет матчей в Воронеже, в Сочи и в Москве, на "Динамо", которые начинались в два, в три и в шесть часов, а вовсе не в пять, как было предусмотрено? Кстати, когда мы поняли, что сыграть тур днем раньше не удастся, то попросили начать в воскресенье хотя бы в два часа дня. Но и здесь получили отказ.
-А более раннее начало игр спасало?
- Конечно. Пусть футболисты не успели бы восстановиться, так хоть приехали бы к сроку. Я уже не говорю о том, что болельщиков заставили выбирать между матчем любимой команды и волгоградской игрой сезона. Разве это пошло кому-то на пользу?
-В прежние времена сборная действительно была командой номер один, для которой делалось все. Сейчас, похоже, другая крайность?
- Сборная перестала быть государственной командой. Это просто коллектив людей, которые хотят сделать что-то полезное, не более того. Зато стоит проиграть, как появляется множество ценителей и критиков, которые наделяют себя правом спрашивать с игроков и тренеров. Происходящее считаю вопиющим пренебрежением к интересам огромной массы людей. И все наши беды, не только финансовые, исходят от безразличия. Случись такое противоречие с Лигой в прежние времена - такому человеку пришлось бы несладко.
-А разве Вячеслав Колосков не мог воспользоваться своими полномочиями? Лига в конце концов лишь субъект его федерации.
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Однажды, уезжая, он сказал, что надо подготовить для ПФЛ соответствующие предложения, и был уверен, что там непременно пойдут нам навстречу. Мы все так и сделали не помогло.
-Кто будет спрашивать с вас в случае неудачи?
- Люди из федерации - в первую очередь. Но знаю, что, когда проиграли болгарам, возмущались и некоторые государственные мужи.
-Я слышал и другое: например, вице-премьер Олег Сысуев обещал вам реальную поддержку.
- Да, он приезжал к нам на базу, очень интересно поговорили, видно было, что человек заинтересован. Была названа даже сумма премиальных за победу над болгарами.
-Сохранится ли это обещание теперь, в случае выигрыша у итальянцев?
- Не знаю.
-То есть футболисты играют за те деньги, которые были оговорены изначально?
- Да, в контрактах указано, какая сумма полагается за выход на чемпионат мира.
-Давайте теперь о том, почему нет целой группы приглашенных вами футболистов. Что с Веретенниковым?
- Он мне звонил еще перед матчем со "Спартаком" и сказал, что у него болит пах. Мы договорились созвониться после игры, и тогда он еще раз подтвердил, что помочь вряд ли сможет. "Ну что ж, - сказал я, - можешь не приезжать".
-Неудивительно ли тогда, что Веретенников отыграл со "Спартаком" полный матч?
- Может быть. Веретенников это объяснил так: "Я иначе не мог, для меня это была игра века".
-А Есипов?
- С вице-президентом "Спартака" Григорием Есауленко мы договорились, что спартаковский чартер заберет из Волгограда всех сборников. Отправили во Внуково автобус специально для Есипова, однако он не прилетел. Я набрал его номер и услышал в ответ: "Не знаю, когда приеду..."
-Что это значит?
- Я сам не понял. Вроде бы у "Ротора" было какое-то собрание, из-за которого Есипов задержался в Волгограде. Сказал ему, чтобы он прилетал на следующий день вместе с Яновским. Потом, уже ночью, пытался дозвониться до Есипова еще раз, однако информации не получил.
-Его не было дома?
- Да .
-А Яновский?
- Он сам позвонил мне вечером в воскресенье и сказал, что плохо себя чувствует, что отыграл на уколах. Пообещал приехать на следующее утро. Президент Северной Осетии должен был предоставить Яновскому свой самолет, но ничего из этой затеи не вышло.
- Откуда же взялась информация, будто он летит с "Черноморцем" в Краснодар, откуда собирается успеть к нашему рейсу?
- Сам был очень удивлен, прочитав об этом в "СЭ". (В "СЭ" эта информация появилась в связи с тем, что на место не явившегося в аэропорт Яновского на рейс Краснодар - Москва был взят корреспондент нашей газеты Андрей Анфиногентов, - Прим. ред.)
-А вы не просили Газзаева отпустить Яновского раньше, пожертвовав встречей с "Черноморцем"?
- Просил. Как просил Тарханова не брать Хохлова в Сочи. Но если Тарханов внял моей просьбе, то Газзаев сказал, что у него и так некому играть.
-Садырин тоже отказал вам?
- Нет, Семаку взяли в Воронеже билет на самолет, хотя вся команда добиралась поездом.
-Что с Титовым?
- Haш водитель, встречавший Есипова, услышал от Романцева, что Титов не приедет в сборную из-за травмы. Олег Иванович пообещал, что Титов непременно со мной свяжется.
-Связался?
- Нет. Я сам звонил ему на мобильный всю ночь, но телефон не отвечал.
-И тогда вы решили вызвать Бушманова?
- К Бушманову я обратился после того, как узнал о травме Яновского. Владикавказца мы планировали как опорного полузащитника, и ему требовалась подмена.
-И что?
- Бушманов звонил мне сам, ночью, едва прилетев из Сочи. Обещал...
-Не кажется ли вам все это каким-то чудовищным розыгрышем?
- Я в шоковом состоянии.
-Когда-нибудь, будучи тренером юношеских или молодежной сборной, вы сталкивались с подобным?
- Никогда. Даже не мог предполагать, что такое возможно на самом высоком уровне и в самый ответственный момент. Теперь я думаю, что, не дай Бог, группа легионеров прилетит в ущербном составе. Тогда собирать команду придется по крохам.
-Круг кандидатов сузился?
- Похоже. С 22 игроков до 20. А может быть, и до 19.
-Даже "двусторонку", выходит, не проведешь?
- Если будет двадцать, то сможем.
-Несколько слов о планах сбора в Терма ди Телез.
- Сейчас спартаковцы передохнут и со среды начнут работать вместе с остальными.
-Планируете по одной тренировке в день?
- Да, и только в среду будет две.
После этого я попросил прокомментировать загадочную ситуацию руководителя делегации Александра ТУКМАНОВА.
- Случившееся, конечно, тревожит, - сказал вице-президент РФС. - Будем разбираться, почему игроки не приехали в сборную. К сожалению, Профессиональная лига не сумела перенести матчи на более раннее время, и футболисты не успели к рейсу. Страна большая, а рейсов не так много.
-Разве в данном случае РФС не мог отдать ПФЛ соответствующий приказ?
- Я разговаривал с Толстых, но тот ответил: "Это ваши проблемы, и решайте их сами".
Дмитрия АЛЕНИЧЕВА я спросил, сильно ли он устал.
- Если честно, то да, - ответил спартаковец.
-Восстановиться - проблема?
- Отнюдь. Через день после игры я всегда в полном порядке.
-Мнение об итальянцах не изменилось?
- Да нет, в общем-то. Состав у них наверняка будет таким же, максимум один-два новичка.
-Новости из стана соперников интересуют?
- Нет.
-Почему вместе с вами не приехал Титов?
- В самолете, когда мы летели из Волгограда, подошел Олег Иванович и сказал, что Титов в Италию не едет.
-На базу в Тарасовку ездили?
- Да, но разъезжались порознь и ни о чем с Титовым не договаривались.
В римском аэропорту встретил Омари Тетрадзе. Он так мечтал сыграть за сборную в этих матчах!..