Газета Спорт-Экспресс от 1 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
ШУМАХЕР НЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ
Завершен 48-й чемпионат мира. Жак Вильнев стал 26-м чемпионом в 26 лет. Трагифарс под названием "Гран-при Европы" возвел на трон нового короля и сверг старого - Михаэля Шумахера. Перипетии суперфинала в Хересе сделали титул Вильнева - первого канадца в истории автогонок, ставшего лучшим в "Фомуле-1" - чем-то сродни нимбу святого или терновому венцу великомученика.
По-моему, лучшего сценария для эпилога 48-го чемпионата мира придумать было невозможно. Практически весь сезон за лидерство боролись Вильнев и Шумахер, но по странному стечению обстоятельств ни на одном из 16 этапов канадец и немец не сходились вот так - лицом к лицу. И лишь в последней, 17-й гонке, состоялась эта очная ставка - и завершилась столкновением, после которого Вильнев был возведен в ранг героя, а Шумахер оказался в роли злодея. После Хереса минула уже неделя, но и сегодня оба они в центре внимания.
Труднее всего в эти дни, безусловно, Шумахеру. Слишком много потерял в Хересе двукратный чемпион мира. И речь не только о третьем титуле и колоссальных деньгах, которые он мог принести (менеджер Шумахера Вилли Вебер поторопился заказать 100 000 бейсболок и 250 000 маек, украшенных логотипами "Шумахер - чемпион мира-97" и "Шумахер - трехкратный чемпион мира": теперь все это - исторический нонсенс, не более!). Шумахер потерял ореол героя и кумира - в том числе в Италии и Германии, двух странах, просто боготворивших Михаэля: первая - потому что он выступает за "Феррари", вторая - потому что он немец. Телевизионный канал RTL провел специальный опрос среди фанов "Формулы-1", после которого выяснилось, что 28 процентов - цитирую - "никогда больше не будут болеть за Шумахера". Это очень много. В Италии же проступок лидера "Феррари" вызвал реакцию даже на уровне правительства: его осудил премьер-министр страны Проди. А одна из ведущих газет, La Stampa, принадлежащая, к слову, семейству Аньелли, фактическим хозяевам "Феррари", пишет: "Шумахеровский имидж чемпиона разлетелся, как стекло, в которое запустили камень".
В результате всего этого руководство Скудерии вынуждено было созвать в штаб-квартире команды в Маранелло специальную пресс-конференцию с участием главного виновника скандала. Любопытно, но факт: Шумахер не сделал даже попытки спасти свою репутацию и не принес извинения за совершенное, чего от него ждали. Он всего лишь постарался оправдать свою работу. Удалось ли ему это, судите сами.
- Я совершил ошибку, - сказал Шумахер. - Я такой же человек, как и все, и так же, как все, делаю ошибки. К сожалению. Я делаю их не так уж часто, но в Хересе сделал одну, и очень большую. Я извлеку урок из нее...
Но я не вижу причин для того, чтобы перед кем-то за что-то извиняться, - подчеркнул двукратный чемпион мира. - В истории "Формулы-1" было немало гораздо более серьезных и опасных инцидентов, но они тем не менее не привлекали к себе столь пристального внимания. Я не понимаю, почему пресса обрушилась на меня с такой силой. Совершенно неверно утверждение, что я намеренно пытался выкинуть Вильнева с трассы. Я просто хотел сделать все для победы! Я и сейчас не думаю, что тот маневр Вильнева, который он предпринял в повороте "Драй Сэк", привел бы к обгону. Я был сильно, очень сильно удивлен! Да, я скорее всего принял неверное решение и совершил неверный маневр, который и вывел меня из гонки.
Но в "Формуле-1", - продолжил свой спич Шумахер, - вы должны принимать решения в сотые, а то и тысячные доли секунды. И я перестарался, потому что был сосредоточен на том, чтобы защитить свои позиции. Если вы попытаетесь выкинуть кого-то из гонки, то никогда не добьетесь того, к чему стремились. Вы не станете чемпионом! Вы станете глупцом. Я ошибся. Я не отдавал себе отчета, что Жак настолько близко, - и повернул. Если бы я знал, что он уже в повороте, возможно, я не сделал бы этого.
-Но сразу после гонки в Хересе вы сказали, что не ощущаете за собой никакой вины и готовы повторить свой маневр снова, если потребуется.
- В тот момент я еще весь был под впечатлением от случившегося и, честно говоря, не контролировал, что говорю. В будущем буду реагировать иначе. И я не думаю, что справедливо судить меня только за один этот эпизод.
-Но он - не первый такого рода в вашей карьере. В Аделаиде три года назад вы точно так же поступили с Дэмоном Хиллом.
- Между двумя этими гонками нет ничего общего, уверяю вас! Три года назад в Аделаиде Дэмон не был внутри поворота, как Жак. И он не был на позиции, которая дает возможность выиграть поворот. Это давало мне право защищать свою позицию. Я уверен, что Дэмон понимает это.
На пресс-конференции в Маранелло Шумахер был не один. Вместе с ним за столом с микрофонами сидели глава спортивной службы "Феррари" Жан Тодт и партнер Шумахера по команде Эдди Ирвин. Тем самым Скудерия демонстрировала солидарность со своим угодившим из огня да в полымя лидером. В Маранелло был также распространен специальный пресс-релиз президента "Феррари" Луки ди Монтеземоло, в котором, в частности, говорится: "Мне жаль, что мы не достигли конечной цели, но я всегда говорил, что последняя гонка будет лотереей. Шумахер - человек, совершивший ошибку, которую мог сделать любой. Но давайте не будем забывать, что тем самым он уже наказал сам себя, потеряв в этой гонке свой третий титул чемпиона мира". А Тодт выразил негодование по поводу, как он выразился, неоправданной травли Шумахера в прессе, особенно в немецкой и итальянской: "Меня весьма удивили такая реакция на банальный гоночный инцидент и то, что Михаэль как гонщик и как человек подвергнут столь жестокой травле. Обвинять намного проще, чем пилотировать машину "Формулы-1". Михаэль провел более 100 "Гран-при" за карьеру, выиграл два титула чемпиона мира, и эти достижения не может перечеркнуть или хотя бы умалить одна случайная ошибка".
Любопытно, признает ли Всемирный конгресс FIA "случайной ошибкой" действия Шумахера в Хересе? Ведь несмотря на оправдательный вердикт, вынесенный директоратом "Гран-при Европы" после просмотра видеозаписи гонки и бесед с Михаэлем Шумахером, Жаном Тодтом, Жаком Вильневом и менеджером "Уильямса" Дики Стэнфордом (в Хересе столкновение было признано неумышленным и квалифицировано как "гоночный инцидент"), 11 ноября в штаб-квартире FIA в Париже должно состояться специальное разбирательство. Большинство специалистов "Формулы-1" сходятся во мнении, что Шумахеру грозит дисквалификация. Скажем, на одну гонку сезона-98. Но что может изменить такое, с позволения сказать, наказание? Да ничего. Ведь Шумахер не считал и не считает себя ни в чем виновным. Как он заявил в Маранелло, не считают его таковым и в "Уильямсе".
- На следующий день мы разговаривали с Фрэнком (Уильямсом. - О.Л.) по телефону, и он сказал, что сожалеет о случившемся и весьма удивлен тем маневром, который предпринял в Хересе Вильнев, - сказал Шумахер.
Правда, от самого мистера Уильямса ни подтверждения, ни опровержения этих слов пока добиться не удалось: в эти дни глава "Уильямс Гран-при инжиниринг" присутствует в Имоле на очередном слушании дела Айртона Сенны, разбившегося 1 мая 1994 года в Имоле за рулем "Уильямса".
Ольга ЛИНДЕ