Газета Спорт-Экспресс от 24 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ |
НХЛ |
ЛИЛИПУТЫ В СТРАНЕ ГУЛИВЕРОВ
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
Трудно припомнить, чтобы еще о ком-нибудь из 16-летних хоккеистов кроме Эрика Линдроса писали здесь так много и часто, как о Сергее Самсонове, когда он впервые появился в Америке и даже раньше. Писавшие единогласно и безоговорочно вынесли резолюцию: Самсонов - будущая суперзвезда.
Стоит ли после этого удивляться, что в 18 лет (27 октября ему исполнится 19) Сергей успел стать игроком команды НХЛ "Бостон Брюинз"? Но вот что может показаться удивительным: при таких-то авансах и характеристиках он прошел в летнем драфте не первым, а только восьмым. Даже "Брюинз" свой первый выбор остановил не на Самсонове, а на Джо Торнтоне, его ровеснике, а потом назвал Сергея.
Однако специалисты отнеслись к этому факту как к само собой разумеющемуся. У Торнтона было перед Самсоновым преимущество - габариты. Он на 20 см выше и на 8 кг тяжелее Сергея, рост которого 173 см и вес 83 кг. И остальные опередившие Самсонова превосходят его по этим показателям.
Если мы всех хоккеистов лиги - а их шесть с половиной сотен, кто не только включен в командные списки и получает зарплату, но и постоянно участвует в матчах чемпионата, - мысленно выстроим по росту, то Самсонов окажется предпоследним. У него за спиной остался бы только замечательный нападающий команды "Калгари Флэймз" Тео Флери, постоянный участник "Матчей всех звезд".
Коль предметом нашего разговора стал рост хоккеиста, давайте условимся о терминах. За демаркационную линию, разделяющую человечество на две ростовые категории, я взял 180 см. Всех, кто эту линию перешагнул, я отношу к высоким. Так вот, по свидетельству хоккейного ежегодника, который рассылает своим подписчикам перед каждым сезоном журнал "Хокки Ньюс" и в котором есть данные обо всех игроках и командах НХЛ, среди хоккеистов, играющих постоянно, а не от случая к случаю, людей среднего и ниже среднего роста около полусотни. Остальные - гулливеры. А среди защитников до условной зарубки на высоте, 180 см не дотянул и вовсе только один - Дарюс Каспарайтис из "Питтсбург Пингвинз", но он исключение, лишь подтверждающее правило. Нехватку двух сантиметров ему возмещают такое сочетание бойцовских качеств и такая физическая мощь, что он выглядит на площадке великаном.
Гигантомания - недуг, который поразил североамериканский хоккей высшего уровня в начале десятилетия и который с каждым годом все глубже проникает в клетки его организма. Факт наличия гигантомании общепризнан. А вот недуг ли это, большой вопрос. Хоккей - зрелище для любителей острых ощущений. Чем жестче игра, чем насыщеннее она такими единоборствами, после которых их участники не могут устоять на ногах, тем чаще рукоплещут, кричат, вскакивают со своих мест зрители. Конечно же, для исполнения ролей в такой игре великаны предпочтительнее.
А можно посмотреть на хоккей под иным углом. Многие поклоняются ему как умной игре людей изобретательных, мыслящих нестандартно, умеющих не брать штурмом, а в обход построенных на их пути к воротам бастионов. Но богатырские стати, с одной стороны, и склонность к импровизации, осмысленность, изящество, с другой, - качества, практически не уживающиеся в одном человеке. Впрочем, бывает, что и уживаются. Например, в сошедшем уже, к сожалению, Марио Лемье, в Эрике Линдросе, Майке Модано, Валерии Каменском. Но их немного, сверхрослых виртуозов.
Словом, кому отдать предпочтение - дело вкуса. Однако нынешняя тенденция удовлетворяет одним вкусам и начисто игнорирует другие. Хотя исходит это предпочтение не из заботы о вкусах. Просто ориентация на рост и вес упрощает работу менеджеров, скаутов, тренеров. Рекомендуя в команду молодого парня на основании показателей таких измерительных приборов, как сантиметр и весы, селекционер не рискует быть уволенным за ошибку. Посредственную одаренность избранника ему простят, если у того внушительная фигура. Пусть парень звезд с неба не хватает, пользу он принесет: на льду такого ни обойти, ни объехать. И разведчики клубов круглый год рыщут по американским и европейским хоккейным центрам, охотясь на гулливеров и обращая минимум внимания на малышей.
Это стремление подбирать игроков по росту и весу будет продолжаться. Родился уже эталон тройки, на который равняется большинство клубов. Это звено форвардов "Филадельфии Флайерз" во главе с Линдросом, в котором все выше 190 см и которое преуспевало весь прошлый сезон.
Остальным создать подобные звенья пока не удается. Но тем не менее в командах Чикаго, Колорадо, Филадельфии, Северной Каролины игроков среднего роста и ниже нет совсем, Эдмонтона, Лос-Анджелеса, Оттавы, Питтсбурга, Сент-Луиса и Сан-Хосе - по одному.
Но наипростейший путь - далеко не всегда наилучший. Мы в этом убедимся, внимательно изучив списки ежегодника, о котором я уже упоминал. Команды в нем расположены в алфавитном порядке, но исходит этот порядок не из их названий, а из названий городов, где они прописаны. Чтобы выяснить, какое значение имеют в своих клубах малыши, двинемся вслед за буквами алфавита. Рост всех, кого я выделяю в каждой из команд, не превышает 180 см.
Итак, "Анахайм Майти Дакс". Капитан и лидер этой команды Пол Кария, который на 5 см выше Самсонова, из-за травмы сыграл в прошлом чемпионате не все, а 69 матчей, однако набрал в них 99 баллов за результативность и занял по этому показателю общее 7-е место в лиге. Не играет он и сейчас, ожидая разрешения конфликта с клубом: тот предлагает Карий по новому контракту меньше миллионов долларов, чем хочет получить игрок.
Будем надеяться, что превращение Самсонова в звезду первой величины не за горами. Пока же в "Брюинз" таковых нет. А лучший результат в предыдущем сезоне у "малыша" Теда Донато. В "Баффало Сэйбрз" самым продуктивным оказался Дональд Одетт, игрок того же роста. О Тео Флери из следующей по принятому нами порядку команды - "Калгари Флэймз" - уже говорилось. Уступает ему числом заброшенных шайб только Марти Макиннис (179 см).
Далее следуют "Каролина Харрикейнз", "Чикаго Блэкхокс" и "Колорадо Эвеланш", где малышей не держат, и "Даллас Старз", где они есть, но на скромных ролях в тени великолепного Майка Модано.
В прошлогоднем "Детройт Ред Уингз" наиболее видными были хоккеисты высокого роста. Не столь заметной, но важнейшей фигурой являлся выдающийся разыгрывающий Игорь Ларионов, по любым меркам человек среднего роста и ниже среднего веса. Эта роль сохранилась за ним и в этом сезоне. А наиболее продуктивный пока форвард команды - обладательницы Кубка Стэнли Вячеслав Козлов, самый маленький из ее игроков.
В "Эдмонтон Ойлерз" игрок № 1 - Дуг Уэйт, чуть-чуть переросший установленный нами 180-сантиметровый рубеж. А рядом - занимающий видное положение в команде Андрей Коваленко, чуть-чуть до этой отметки не доросший. И во "Флорида Пантерз" форвард нормальный габаритов Дэйв Ганье пришел к финишу чемпионата вторым. В "Лос-Анджелес Кингз" есть один хоккеист средних размеров - Виталий Ячменев, форвард многообещающий, но и только. Да он и не играл до 20-х чисел октября, пока не уладил свой конфликт в связи с новым контрактом.
Во главе монреальских бомбардиров - "малыш" Марк Рекки, но лучшим из нападающих считается Саку Койву, принадлежащий к той же ростовой категории. На его прошлогодних достижениях сказался долгий перерыв, вызванный тяжелой травмой. Теперь он снова играет превосходно. Не последний человек в "Канадиенс" и Валерий Буре.
Из трех клубов, которые Нью-Йорк считает своими, нет маленьких в "Нью-Джерси Дэвилз". В двух остальных они занимают ведущее положение. В "Нью-Йорк Айлендерс" - это старые друзья Зигмунд Палффи и Роберт Райхел, уже в нынешнем октябре забившие больше половины всех голов своей команды. В "Рейнджерс" - Пэт Лафонтэн, перенесший несколько тяжелых сотрясений мозга. В этом сезоне он успел стать самым продуктивным игроком команды, где играет сам Уэйн Гретцки.
Ни "Оттава Сенаторс", ни "Филадельфия Флайерз", ни "Финикс Койотс" своими малышами похвастаться не могут. У "Питтсбургских Пингвинов" есть один, да и тот защитник. Это Каспарайтис, о котором мы уже говорили.
Если бы у меня не было иных аргументов в пользу игроков среднего роста, хватило бы одного - Бретт Халл из "Сент-Луис Блюз", великий сын великого отца, хоккеист, в самые неудачные свои годы забивающий по 40 с лишним голов. Еще более убедительными стали бы мои доводы, если бы пример Халла я подкрепил еще двумя именами: Тони Грэнато, единственный хоккеист "Сан-Хосе Шаркс", который выступал в последнем "Матче всех звезд", и Дино Сиссарелли из "Тампа-Бэй Лайтнинг", входящий в шестерку самых продуктивных бомбардиров за всю историю НХЛ.
Мы - у финиша. Вот малыши трех оставшихся команд: Сергей Березин из "Торонто Мэйпл Ливз", претендовавший на приз лучшему новичку лиги минувшего года, Павел Буре из "Ванкувер Кэнакс", в рекомендациях не нуждающийся, и Дейл Хантер - железный капитан "Вашингтон Капиталз", который в свои 37 лет остается надежнейшим нападающим защитного плана в команде.
И вот что получается. Всего тех, кого мы назвали "малышами", в НХЛ полсотни. И почти две дюжины из них - в авангарде своих команд. А Кария, Лафонтэн, Халл, Флери, Ларионов, Сиссарелли, Палффи, Буре - гордость лиги, ее золотой фонд.
Подозреваю, однако, что гулливеры вряд ли ринутся со всех ног принимать брошенный им вызов - незачем. Бытие определяет сознание. Хоккейному Геркулесу нет особой нужды изнурять себя тренировочным трудом и бесконечно заботиться о самосовершенствовании. Жизнь позволяет ему рассуждать, что, мол, и так сойдет. Геркулес еще в юниорском возрасте знает: дорога в НХЛ ему открыта.
"Малышу" ни это рассуждение, ни этот принцип не подходят. Ему, когда он готовится предстать перед селекционером, приходится думать о том, как бы и чем бы выделиться на общем фоне, а потом постоянно вести борьбу за существование. Борьбу, которая и превращает довольно большое их число в корифеев.
Евгений РУБИН |