Газета Спорт-Экспресс от 23 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

23 октября 1997

23 октября 1997 | Олимпиада

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

НЕ НАДО ПРОСИТЬ У ГОСУДАРСТВА ДЕНЬГИ, КОТОРЫХ У НЕГО НЕТ

Когда в редакцию "СЭ" поступило приглашение из Госдумы на "круглый стол", посвященный проблемам игровых видов спорта, мы вправе были почувствовать себя именинниками. Ведь именно наша газета подняла этот злободневный вопрос и большую часть июньского "Олимпийского обозрения" посвятила актуальной теме. Тогда многие спортивные руководители поделились своими соображениями, как российским игровикам выйти из затянувшегося кризиса.

Что же прозвучало на "встрече в верхах"? Были и страстные речи спортивных начальников разного уровня об упадке российского спорта, и выступления депутатов, подчас лишь косвенно касающиеся темы разговора. Было много красивых и правильных слов. Только меня не покидало ощущение, что все они произносятся впустую. Ведь за "круглым столом" не сидели те, от кого реально зависит принятие каких-либо конструктивных решений. А присутствуй на заседании представители министерств, так или иначе связанных с развитием спорта в стране, они бы камня на камне не оставили от аргументов спортивных бонз, продемонстрировавших полную неосведомленность в экономических вопросах.

Конечно, никто не требует от президентов федераций особых экономических знаний. Но наличие под рукой специалистов в данной области им бы не помешало. Ведь как ни крути, какую проблему ни поднимай, в конце концов все упирается в экономику.

Возможно, в этом и заключается главная беда российского спорта. Представители заинтересованных сторон говорят на разных языках. Наивно было бы полагать, что "круглый стол" разрешит все наболевшие вопросы. Однако он был необходим как первый шаг к сближению позиций.

Таково впечатление в целом. Теперь - о частностях. Статистика говорит о неуклонном снижении результатов российских команд в игровых видах спорта. Причин называется много. Одна из них - распад СССР, а вместе с ним - и хорошо налаженного спортивного хозяйства. Но ведь с момента подписания Беловежских соглашений прошло почти шесть лет - это вполне достаточный срок, чтобы создать уже что-то свое. Естественно, при нормальном финансировании. Есть даже отдельные примеры успешного решения этого вопроса. Но в целом по стране до выделения денег на развитие спортивной инфраструктуры дело доходит в последнюю очередь, если вообще доходит. К тому же любое мало-мальски удачное начинание гасится непомерными налогами. Причем все это происходит на совершенно законных основаниях!

Значит, все наши проблемы от того, что нет закона о спорте? Но даже если в обозримом будущем такой закон появится, он не отразит всего многообразия ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях спорта и общества. Те же ставки налогообложения нельзя будет изменить без внесения поправок в Налоговый кодекс, который еще неизвестно когда примет Госдума. И хотя комитет Госдумы по туризму и спорту решил "сыграть на опережение" и предложил проект поправок в будущий Налоговой кодекс, ни сегодня, ни завтра игровым видам спорта легче не станет. А промедление их развития может сказаться на престиже страны, команды которой и так уже утратили лидирующие позиции в мире.

Следовательно, такой путь для оперативного решения насущных проблем игровиков не годится, хотя закон, без сомнения, нужен. Пока же можно было бы принять какие-то подзаконные акты и инструкции, которые будут регламентировать отношения между спортом и государственными институтами. Такой шаг представляется наиболее эффективным на данном этапе. Впрочем, и в таком случае все упирается в вопрос о государственной поддержке спорта. О выделении денег на развитие и поддержку федераций, о чем даже мечтать не приходится сошлюсь на недавнее интервью с Леонидом Тягачевым, председателем Госкомитета по физкультуре и туризму. Первоначально было запланировано выделить в текущем году на развитие физкультуры и спорта 450 миллиардов рублей. Потом, после секвестирования бюджета, размер предполагаемых ассигнований сократился до 330 миллиардов. Реально же с января по октябрь из государственной казны на нужды спорта поступило менее 10 процентов от этой суммы. И можно после этого сколько угодно твердить, что физкультура и спорт неразрывно связаны с проблемой здоровья нации - все это понимают, но денег на спорт не дадут.

Результатом же "круглого стола" стало решение о создании инициативной группы из числа депутатов Госдумы и спортивных руководителей во главе с Леонидом Тягачевым. Этой группе предстоит выработать программу выхода российского спорта из кризиса и представить ее президенту России. Как в этой связи ни вспомнить некрасовского "доброго барина", с которым русские люди испокон веку связывают свои надежды на лучшее будущее?

Осмелюсь предложить иной выход из возникшей тупиковой ситуации. Мне кажется, что за деньгами нужно идти не к Ельцину, а к "купцу Калашникову". Вот где можно найти необходимые источники финансирования. Во всем мире частный капитал активно поддерживает развитие спорта, так как это выгодно, ведь в области спорта лежат неограниченные рекламные возможности, повышающие престиж той или иной фирмы, увеличивающие объем продаж и т.п. Но отечественным капиталистам эти выгоды еще нужно разъяснять. Вот тут-то и понадобится помощь всех заинтересованных сторон. Журналистам нужно в своих изданиях создавать выгодный имидж игровых видов. Не помешает и подключение к этому делу крупных рекламных агентств. Дума, в свою очередь, должна обеспечить некоторые налоговые льготы для предпринимателей, вкладывающих средства в развитие спорта. Ну а спортивным руководителям останется просто заниматься своим делом, не отвлекаясь на посторонние проблемы.

Остается один вопрос: а как же связать все это в единое целое? Вот для этого и нужны "круглые столы" или какие-то иные варианты контактов между представителями спортивных, государственных, коммерческих и других организаций, так или иначе болеющих за судьбу спорта в нашей стране. Главное, чтобы эти встречи не превращались в пустую говорильню, а завершались конкретными действиями. Во всяком случае, начало этому, кажется, положено.

Владимир ПЕСНЯ