Газета Спорт-Экспресс от 23 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

23 октября 1997

23 октября 1997 | Олимпиада

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИИ И "КОКА-КОЛА" ОТКРЫЛИ СВОЙ ПРЕСС-ЦЕНТР

Недавно в Москве открылся "Олимпийский пресс-центр Кока-Кола", цель которого - обеспечение наилучших условий для работы журналистов, освещающих подготовку сборной России к XVIII зимним Олимпийским играм и ее выступление в Нагано. Первое время центр станет работать в Москве, где будут проходить пресс-конференции участников приближающихся Игр, тренеров и руководителей команд, а сразу же после выезда сборной в Японию "Олимпийский пресс-центр Кока-Кола" переберется в Нагано и превратится в своеобразный пресс-клуб, где российские журналисты смогут встречаться со спортсменами, а также коротать время между утренними и вечерними соревнованиями.

В начале октября прошла презентация центра, на которой присутствовали президент ОКР Виталий Смирнов и другие руководители Олимпийского комитета России, президент Федерации хоккея Александр Стеблин, президент Федерации фигурного катания Валентин Писеев, а также организаторы пресс-центра от фирмы "Кока-Кола" - руководитель департамента компании Джек Робинсон и директор по связям с общественностью Александр Чернов. А 16 октября состоялась пресс-конференция, гостями которой были президент Федерации лыжных гонок Анатолий Акентьев, старший тренер женской сборной Александр Грушин и гонщицы Елена Вяльбе, Ольга Данилова и Светлана Нагейкина.

На встречу лыжницы попали, что называется, с корабля на бал: в Москву команда заехала всего на пару дней по пути из Австрии в Финляндию. За этот короткий срок девушки успели пройти тестирование и отпраздновать годовщину новоселья Вяльбе. Сама же пятикратная чемпионка мира-97, решившая по окончании спортивной карьеры стать комментатором, выступила в тот вечер в роли ведущей одной из российских телекомпаний, проинтервьюировав своих подруг и тренеров.

А сразу после пресс-конференции пришло время поработать и корреспонденту "СЭ".

Александр ГРУШИН

НАША ЖИЗНЬ ДО ИГР РАСПИСАНА ПО МИНУТАМ

-Как будет проходить последний этап подготовки сборной?

- Вся наша жизнь до Нагано расписана чуть ли не по минутам. 26 октября мы вылетаем в Финляндию, где в городке Монио проведем сбор на искусственном снегу. 7 ноября сборная переедет в норвежский Трессилль, где второй год подряд состоятся тренировки с использованием метода так называемого "высотного дома", то есть будем работать в искусственно созданных условиях среднегорья. 19 ноября там же, в Норвегии, состоится первый этап Кубка мира. Следующие три предолимпийских этапа пройдут в ноябре-декабре в Италии, Швейцарии и Австрии. В конце декабря мы вернемся домой для участий в национальном отборе на Олимпиаду в подмосковном Раменском, а затем в первых числах января стартуем в российском этапе Кубка мира и чемпионате России в Кавголове. Кстати, решено, что чемпион России-98 автоматически получит место в олимпийской команде. Наконец, после сбора в австрийском Талплицале команда отправится в Японию.

-Вы уже представляете себе состав сборной на Играх?

- Полной ясности пока нет. По предварительным прикидкам, костяк команды составят ее признанные лидеры, уже выступавшие на чемпионате мира этого года - те же Вяльбе, Лазутина, Гаврылюк, Нагейкина и Корнеева.

-Изменилась ли как-то за последнее время экипировка членов сборной?

- В прошлом сезоне мы гонялись на лыжах известной фирмы Fischer новой конструкции. В этом году пытаемся перейти на новые ботинки совместного производства фирм Adidas и Solomon, a также на новые крепления. Пока в них есть недоделки, но я не исключаю, что к Играм эту обувь удастся довести до ума.

-Отразилась ли каким-то образом на подготовке команды дисквалификация Любови Егоровой?

- Вопрос не из простых. Тень от "дела Егоровой" легла не только на нее, но и на всех девочек сборной. Пошли даже разговоры, что, мол, и предыдущие победы российских лыжниц были одержаны с помощью стимуляторов. А ведь на самом деле то, что произошло с Егоровой, - единичный несчастный случай. Мы всегда боролись честно.

-А как вы относитесь к переезду Михаила Ботвинова в Австрию?

- Мы живем в демократическом обществе, где каждый волен уехать куда ему вздумается. В то же время существуют правила Международной федерации лыжного спорта, где черным по белому записано, что спортсмен может выступать за свою новую страну на международных соревнованиях только через три года после того, как получит ее гражданство. Навредить Ботвинову никто не хочет, иначе мы еще в прошлом году запретили бы ему гоняться за Австрию в международных марафонах и других гонках. Но если даже Федерация лыжных гонок России даст Мише "добро", в Нагано за Австрию он выступить не сможет.

-Останется ли Вяльбе в команде после этой Олимпиады?

- Действительно, Лена не раз заявляла, что Нагано будет ее последним стартом в спортивной карьере. Однако мне кажется, что в случае удачного выступления она еще погоняется.

Анатолий АКЕНТЬЕВ

ПРОГРАММА МИНИМУМ - ТРИ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ

-В каких условиях будут жить российские лыжники в Нагано?

- В прошлом году мы с Леной Вяльбе побывали там на предолимпийской неделе. Уже тогда стало ясно, что одной из главных проблем на Олимпиаде станет транспортная. Дело в том, что дорога из Олимпийской деревни в Нагано до Хакубы, где находится лыжный стадион, и обратно занимает около двух часов. Дабы облегчить жизнь спортсменам и не мотать их каждый день туда-обратно, мы арендовали домик в полутора километрах от места старта, в котором и разместятся наши лыжники. Другая проблема - непредсказуемые погодные условия Японии. Так что для акклиматизации мы приедем в Нагано за неделю до старта.

-Правда ли, что один из этапов Кубка мира в сезоне-1998/99 пройдет в Раменском?

- Трассы и стадион в Раменском идеально приспособлены для проведения гонок по системы Рундерсона и эстафет. Но все упирается в деньги, вернее, в их отсутствие. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными спонсорами, среди которых хорошо известные в России "Лукойл" и "Газпром". Надеюсь, что средства в конце концов будут найдены.

-А во что обойдется организация этапа Кубка мира-98 в Кавголове?

- Не слишком дорого. Сами соревнования стоят 450 миллионов рублей - это 60 тысяч швейцарских франков - плюс призовой фонд составит еще 30 тысяч франков.

-Спонсоры федерации помогают?

- Еще как помогают. У нас есть контракты с известными фирмами Adidas и Atomic, согласно которым по самым скромным подсчетам мы имеем около 700 тысяч долларов в год плюс 60 видов изделий фирмы Adidas - от тапочек до спортивных костюмов. Всю экипировку и лыжи, кстати, сборная - 10 членов команды и 3 резервных гонщика - получает бесплатно. Однако и расходы федерации весьма велики: участие в лыжные гонках на высоком уровне - дело не из дешевых. Приведу лишь несколько цифр. Первичная обработка лыж обходится в 2000 долларов. Баночка смазки стоит 300 долларов, а хватает ее всего на один раз на одну пару, каждому же лыжнику готовят к крупным соревнованиям по 5-6 пар. Недавно федерация закупила 12 раций, которые крайне необходимы для информирования спортсменов во время гонок. Это обошлось нам приблизительно в 12 тысяч немецких марок. А вообще для полного счастья нашей федерации нужно около миллиона долларов. Тогда и контракты заключим со всеми спортсменами, и на резерв хватать будет. Сумма в масштабах России не такая уж большая.

-Теперь вопрос к вам, как к одному из руководителей Международной федерации лыжного спорта. Возможно ли как-то ускорить возвращение на лыжню Любови Егоровой?

- Никаких изменений до конгресса в Праге весной будущего года в ее деле произойти не может. На нем мы подадим апелляцию, и, думаю, шансы сократить срок дисквалификации Егоровой велики. Тем более что в последнее время допинговые законы несколько изменились: если раньше наказание за применение стимуляторов национальные федерации и арбитражный международный суд трактовали как хотели, то теперь все приведено к единым нормам. Все виды допинга разделены на две группы, а максимальный срок дисквалификации спортсмена стал не более двух лет. Лично я считаю, что Егорова не заслуживает ни такого сурового наказания, ни такого отношения к себе со стороны отдельных средств массовой информации. К сожалению, бороться за Любу мне приходится почти в одиночку.

-Какие задачи поставлены перед командой на Олимпийских играх?

- Нас просто не поймут, если мы выступим хуже, чем на предыдущих зимних Играх в Лиллехаммере, где были завоеваны три золотые, серебряная и бронзовая медали.

-Насколько известно, Сергей Чепиков и Лариса Лазутина тренируются сейчас по индивидуальному плану?

- Действительно, в конце прошлого сезона эти спортсмены обратились к нам с просьбой разрешить им тренироваться самостоятельно, и мы, хоть и без особого восторга, пошли навстречу. Отвечает за подготовку главный тренер сборной, однако в основном с ними работают их собственные наставники.

Должен сказать, что новшество себя оправдало и, возможно, мы продолжим эту практику и в следующем году. Так, Лена Вяльбе уже давно грозится начать журналистскую карьеру. Думаю, мы отпустим ее на вольные хлеба, и она сможет выступать в национальной команде в роли играющего тренера.

Елена ВЯЛЬБЕ

ТРАССА В НАГАНО - ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ

-Вы - 14-кратная чемпионка мира, пять раз выигрывали Кубок мира в общем зачете и рекордные 44 раза - его отдельные этапы, дважды становились чемпионкой Игр в эстафете. А вот самой престижной медали за победу в индивидуальной олимпийской гонке у вас нет...

- В последнее время мне слишком часто напоминают об этом. Конечно, свою личную олимпийскую золотую награду выиграть очень хочется. Подождем зимы, а там посмотрим. Выше головы все равно ведь не прыгнешь - может, я такой человек, что не суждено мне выигрывать на Играх. И если опять не удастся это сделать, особо расстраиваться не буду: в конце концов, почти всего, что можно, в спорте я уже достигла.

-Вы вместе с Акентьевым уже были в Нагано на предолимпийской неделе и даже опробовали трассу. Каковы ваши впечатления?

- В Нагано - одна из самых сложных трасс, на которых мне приходилось выступать. Там полно крутых спусков, подъемов и неприятных поворотов. Если же потеплеет, что вполне реально, то трасса обледенеет и победить на ней сможет только камикадзе

Никита КИМ