Газета Спорт-Экспресс от 17 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

17 октября 1997

17 октября 1997 | Авто-мото

АВТО

АВТОМОБИЛЬ ПРЕОДОЛЕЛ ЗВУКОВОЙ БАРЬЕР! ТЕПЕРЬ - ОФИЦИАЛЬНО

"Леди и джентльмены! У вас теперь есть новый рекорд скорости. И первый, наземный, превышающий скорость звука!" - такими словами приветствовал зрителей и участников рекордного заезда в пустыне Блэк Рок организатор проекта и бывший рекордсмен 51-летний Ричард Нобль. И добавил: "Сегодня волшебное утро. Как будто благословленное небесами!"

Утро 15 октября в Неваде действительно выдалось удивительное, идеально подходившее для решения той невероятной задачи, что ставили перед собой создатели суперавтомобиля Thrust SuperSonic, - холодное и кристально ясное. Во многом благодаря таким погодным условиям лейтенанту английских ВВС Энди Грину за отведенный для двух зачетных попыток час удалось развить 1221,23 и 1232,49 км/ч. В обоих случаях был отчетливо слышен характерный хлопок, означавший, что звуковой барьер (расчеты показывали, что он в тех условиях составлял 1203,71 км/ч) преодолен.

Напомним, что группа Thrust SSC находится в Блэк Рок уже довольно продолжительное время, но все предыдущие попытки установить официальный мировой рекорд, который превышал бы скорость звука, были безуспешны. Нет, Грин и Нобль приехали в Неваду не зря - 25 сентября 35-летний пилот Thrust SSC уже продемонстрировал рекордную скорость - 1149,0522 км/ч (что было на добрую сотню километров лучше прежнего достижения того же Нобля - на машине Thrust 2 в 1983 году). Это достижение конгресс Международной автомобильной федерации уже даже успел ратифицировать в качестве рекорда. Горькая пилюля! Ведь сам Нобль уже давно стремился отнюдь не к рекордам (что за мелочь!). Он поставил перед собой доселе неразрешимую задачу - на земле преодолеть скорость звука.

Элементарное невезение: каждый раз на пути Thrust SSC возникали препятствия: то в назначенный для старта день все портила погода - сыпал дождь, мешал сильный ветер, то, как, например, 14 октября, от заветной цели из-за плохо сработавшего тормозного парашюта машину отделили всего 52 секунды. (По жестким правилам для официальной регистрации рекорда необходимо сделать два заезда в противоположных направлениях, причем уложиться ровно в час. Грин преодолел отрезки со скоростью 1222,669 и 1216,216 км/ч, но при этом - вот невезение - превысил время меньше чем на минуту!).

Столь бурная активность в Неваде, разумеется, была не случайной - ровно 50 лет назад, 14 октября 1947 года, звуковой барьер был впервые преодолен на самолете, и англичанам безумно хотелось отметить юбилей новым достижением. Но повторные заезды в тот день пришлось отменить - погода испортилась вновь.

В итоге же для создателей, владельцев и пилота реактивного авто все закончилось весьма счастливо - утром 15 октября цель была достигнута, причем до конца контрольного часа оставалось еще целых пять минут.

За рекордными попытками Энди Пэйна в числе других зрителей наблюдал Крэйг Бридлав - пятикратный рекордсмен и создатель Spirit of America, человек, которому в середине 60-х годов впервые в истории покорялись рубежи в 400, 500 и 600 миль в час (миля - 1609 м - более естественная для англоговорящих стран единица измерения). Этой осенью он тоже несколько раз, но безуспешно, пытался превысить рекорд-83 Ричарда Нобля. "У Грина сегодня была великолепная попытка. Можно было даже видеть ударную волну", - сказал 60-летний американец. - Хотя вообще-то наш с Ричардом спор, чья машина первой преодолеет звуковой барьер, был решен днем раньше. Пусть результат, показанный накануне, не мог быть официально зарегистрирован из-за каких-то лишних 52 секунд. Скорость-то была достигнута - и это главное". Уже через несколько часов Ричард Нобль и его команда паковали свои чемоданы - спешили домой, в Англию. "Мы достигли того, к чему стремились много лет. Мы победили!" - сказал он на прощание. Наверное, сейчас чувство удовлетворения настолько велико, что Нобль и не помышляет о новых достижениях. Но пройдет немного времени, и он наверняка вновь примется за работу. Скорости нет предела. Человеческой мечте - тоже.

Лина ХОЛИНА

P.S.Российский рекорд скорости на автомобиле - 311,49 км/ч - установлен в 1951 году Ильей Тихомировым на машине "Пионер". Улучшить это достижение с тех пор не пытался никто...

РЕКОРД СКОРОСТИ: 1163 КИЛОМЕТРА В ЧАС ЗА 100 ЛЕТ

25 сентября 1997

Thrust SSC

Энди ГРИН

Блэк РОК

1149,053

4 октября 1983

Thrust 2

Ричард НОБЛЬ

Блэк РОК

1019,250

23 октября 1970

Blue Flame

Гэри ГЕБЕЛИЧ

БОННВИЛЬ

1001,453

15 ноября 1965

Spirit of America Sonic 1

Крейг БРИДЛАВ

БОННВИЛЬ

966,367

13 ноября 1965

Goldenrod

Боб САММЕРС

БОННВИЛЬ

658,527

7 ноября 1965

Green Monster

Арт АРФОНС

БОННВИЛЬ

927,674

2 ноября 1965

Spirit of America Sonic 1

БРИДЛАВ

БОННВИЛЬ

893,199

27 октября 1964

Green Monster

АРФОНС

БОННВИЛЬ

863,566

15 октября 1964

Spirit of America

БРИЛАВ

БОННВИЛЬ

846,785

13 октября 1964

Spirit of America

БРИДЛАВ

БОННВИЛЬ

754,170

5 октября 1964

Green Monster

АРФОНС

БОННВИЛЬ

698,338

5 октября 1964

Wingfoot Express

Том ГРИН

БОННВИЛЬ

664,839

17 июля 1964

Bluebird

Дональд КЭМПБЕЛЛ

Лэйк ЭЙР

648,588

5 августа 1963

Spirit of America

БРИДЛАВ

БОННВИЛЬ

655,587

16 сентября 1947

Railton Mobil Special

Джон КОББ

БОННВИЛЬ

634,268

23 августа 1939

Railton

Джон КОББ

БОННВИЛЬ

594,847

16 сентября 1938

Thunderbolt

Джордж ИСТОН

БОННВИЛЬ

555,909

19 ноября 1937

Thunderbolt

Джорж ИСТОН

БОННВИЛЬ

502,008

3 сентября 1935

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

БОННВИЛЬ

484,517

7 марта 1935

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ДАЙТОНА

445,403

22ферваля 1933

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ДАЙТОНА

438,388

24 февраля 1932

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ДАЙТОНА

408,638

5 февраля 1931

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ДАЙТОНА

395,959

11 марта 1929

Golden Arrow

Генри СЕГРЭЙВ

ДАЙТОНА

372,403

22 апреля 1928

Triplex Special

Рэй КИЧ

ДАЙТОНА

333,951

19 февраля 1928

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ПЕНДАЙН

332,992

29 марта 1927

Sunbeam

СЕГРЕЙВ

ДАЙТОНА

327,901

4 февраля 1927

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ПЕНДАЙН

281,387

28 апреля 1926

Babs

Пэррн ТОМАС

ПЕНДАЙН

275,171

27 апреля 1926

Babs

Пэрри ТОМАС

ПЕНДАЙН

272,404

16 марта 1926

Sunbeam Tiger

Генри СЕГРЭЙВ

САУТПРОТ

245,099

21 июля 1925

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ПЕНДАЙН

242,573

25 сентября 1924

Bluebird

Малколм КЭМПБЕЛЛ

ПЕНДАЙН

235,171

12 июля 1924

Fiat

Эрнест ЭЛДРИДЖ

АРПАХОН

234,930

6 июля 1924

Delage

Рене ТОМАС

АРПАХОН

230,586

17 мая 1922

Sunbeam

Кенелм ЛИ ГИНЕСС

БРУКЛЭНДС

215,204

24 июня 1914

Benz

Эл. Джи. ХОРНСТЕД

БРУКЛЭНДС

199,677

8 ноября 1909

Benz

Виктор ЭМЕРИ

БРУКЛЭНДС

202,654

23 января 1906

Stanley

Фред МЭРРИОТТ

ДАЙТОНА

195,606

30 декабря 1905

Darracq

Виктор ЭМЕРИ

АРЛЬ-САЛОН

176,427

25 января 1905

Napier

Артур МАКДОНАЛД

ДАЙТОНА

168,382

13 ноября 1904

Darracq

Пол БАРАС

ОСТЕНД

168,173

21 июля 1904

Gobron-Brillie

Луис РИГОЛЛИ

ОСТЕНД

166,660

25 мая 1904

Mercedes

Пьер де КАТАРС

ОСТЕНД

156,475

31 марта 1904

Gobron-Brillie

РИГОЛЛИ

НИЦЦА

152,501

27 января 1904

Mercedes

Уильям ВАНДЕРБИЛЬТ

ДАЙТОНА

148,510

12 января 1904

Ford

Генри ФОРД

Лэйк СЕН КЛЭР

147,014

5 ноября 1903

Gobron-Brillie

Артур ДЮРЕЙ

ДУРДАН

136,331

17 июля 1903

Gobron-Brillie

ДЮРЕЙ

ОСТЕНД

134,303

17 ноября 1902

Mora

Луис ОЖИРЕ

ДУРДАН

124,102

5 ноября 1902

Mors

Анри ФУРНЬЕ

ДУРДАН

123,249

5 августа 1902

Mors

ВАНДЕРБИЛЬТ

АБЛИС

122,413

13 апреля 1902

Serpollet

Леон СЕРПОЛЛЕ

НИЦА

120,772

29 апреля 1899

Jenatzy

Камиль ЖЕНАТЗИ

АШЕР

105,856

4 марта 1899

Jeantaud

Гастон ШАССЛУ-ЛОБА

АШЕР

92,678

27 января 1899

Jenatzy

Камиль ЖЕНАТЗИ

АШЕР

80,321

17 января 1899

Jeantaud

ШАССЛУ-ЛОБА

ДЩЕР

70,297

17 января 1899

Jenatzy

Камиль ЖЕНАТЗИ

АШЕР

66,645

18 декабря 1898

Jeantaud

Гастон ШАССЛУ-ЛОБА

АШЕР

63,137