Газета Спорт-Экспресс от 14 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ФУТБОЛ |
Ахрик ЦВЕЙБА
ПОКА ВО ГЛАВЕ "АЛАНИИ" ГАЗЗАЕВ, У КОМАНДЫ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
Защитника "Алании" и сборной России Ахрика Цвейбу уважают и коллеги, и тренеры, и журналисты. Во-первых, он обладает огромным и бесценным опытом. А во-вторых, как мне показалось, умеет дать себе объективную оценку, что встречается нечасто.
-"Алания" в этом сезоне выступает далеко не лучшим образом. Чем вы это можете объяснить?
- Есть несколько причин. С чего начнем?
-По порядку.
- Хорошо. До начала чемпионата все были уверены, что "Алания" - главный его фаворит. Газеты писали, что во Владикавказ приехало немало классных игроков. Плюс на предсезонке мы выиграли несколько турниров. И вот первый матч - с "КАМАЗом". Если помните, он закончился разгромом - 5:0 в нашу пользу. Возможно, все это вместе чуть нас и расслабило. А еще на игры против "Алании" все настраиваются очень серьезно. Наша команда - лучший раздражитель, бьются с нами просто с остервенением. Мы же не смогли перестроиться и показывали свой лучший футбол только во встречах с лидерами - "Спартаком", "Ротором", "Динамо".
Мы очень надеялись на Гецко. Перед чемпионатом его игра вселяла оптимизм, но надежды не оправдались, и он ушел в "Днепр". А так как на его место никто не наигрывался, возникли дополнительные проблемы. В конце концов взяли молодого Ашветия, но с него пока много не спросишь. Нужно время, чтобы он проявил себя.
Еще нам не везло: не попадали в пустые ворота, не забивали пенальти, теряли очки в матчах, в которых имели полное преимущество. Ведь раньше в "Алании" был Касымов, который использовал даже полумоменты. А сколько мячей он положил со штрафных! Да еще травмы паховых мышц пошли косяком...
-Между прочим, большинство травм было получено на тренировках.
- Дело в том, что у нас на базе вязкое поле - ноги иногда просто утопают в земле. Видимо, плохой дренаж. Естественно, в таких условиях включаются мышцы, которые практически не задействованы в нормальных условиях, и организм не выдерживает. Впрочем, это только мое личное мнение.
-И все-таки неужели после провала на старте команда не могла разозлиться, собраться?
- У нас было немало достойных матчей, но, к сожалению, они не изменили общей картины. Видимо, нам надо пройти через такую "ломку", чтобы уже в следующем году показать еврофутбол. К тому же Газзаев строит новую команду, а я не знаю случаев, когда большие перемены в составе сразу бы дали результат. Радует одно: тренер знает, что нужно команде, а футболисты понимают тренера. Это очень важно.
-А почему Газзаев отчислил несколько далеко не слабых игроков?
- Тут такая история приключилась. Сразу после матча с "Локомотивом" Газзаев попросил никого не покидать базу: приближался матч Кубка УЕФА с "Днепром". А, скажем, Тимофеев давно не видел свою семью, к Крамаренко приехал отец, у Тедеева тоже возникла необходимость уехать. Ребята на базе не ночевали и вернулись только на следующее утро. Тут же состоялось собрание, на котором главный тренер объявил: игроки временно отчисляются из состава. Ребята извинялись - не помогло. На следующий день я, Джиоев и Шелия пошли к Валерию Георгиевичу и попросили простить провинившихся. Как мы поняли, после матчей с "Днепром" их могли бы вернуть в состав. Но к этому моменту уже сами футболисты обиделись и решили покинуть команду. Я понимаю их: ведь, например, Тимофеев и Тедеев в "Алании" уже лет 6, к тому же они настоящие "режимщики", никогда ничего лишнего себе не позволяли. Но я могу понять и главного тренера. Если хоть раз дать слабину, закрыть глаза на нарушение дисциплины, то через некоторое время командой нельзя будет управлять. В общем, у каждого своя правда.
-Случившееся как-то повлияло на отношение других футболистов к своей работе?
- Не знаю. Мы тут же обыграли "Днепр", но проводить прямые аналогии не берусь.
-Неудачи в чемпионате сказывались на взаимоотношениях игроков, на обстановке в команде? Может, кто-то потерял веру в свои силы, кто-то стал с прохладцей относиться к тренировкам?
- Руки опустил Гецко. Кто еще?.. Нет, больше такого ни за кем не заметил. Хотел бы подчеркнуть, что у нас было немало собраний, на которых каждый мог высказаться: эти откровенные разговоры оказались бесценны в подобной ситуации, они разряжали атмосферу, давали выход отрицательным эмоциям. Мы говорили друг другу правду в глаза - и это нас сближало, делало одной семьей.
-Помнится, и вы несколько раз попадали в опалу - оставались в запасе.
- Впервые я допустил явную ошибку в Калининграде: хотел сыграть остро, но провозился, и соперник забил гол. Газзаев сразу же меня заменил. Я обиделся. Все-таки мне не 17 лет, чтобы вот так со мной обходиться. На следующий день мы с тренером объяснились. Он настаивал на том, что надо, в таких случаях играть проще. Я это и сам понимал и очень переживал. Но сразу после нашего разговора успокоился. Газзаев в меня поверил и не стал переводить в глухой запас. Когда можно вот так откровенно поговорить с тренером - это здорово.
-А как вообще вам работается с Газзаевым?
- У него много хороших качеств. И я говорю это не потому, что играю в "Алании". Если даже окажусь в другой команде, то повторю то, что сказал сейчас. Он профессионал, в хорошем смысле фанат своего дела. Пример. Мы отрабатывали штрафные, он стоял рядом со мной. В какой-то момент я посмотрел на него - и увидел горящие глаза! Жара, все устали, а Газзаев - словно молодой, словно не было полуторачасовой тренировки: энергично жестикулировал, объяснял каждую мелочь. Я понял, что с таким тренером у "Алании" есть будущее. Его теоретические занятия тоже уникальны, на них никто не зевает. Бывают, что они растягиваются на два часа, но никого это не утомляет.
-"Алания", бесспорно, самобытная команда. Но почему она не меняет свою тактику в зависимости от силы соперника? Мне кажется, что это вредит ей.
- А я, наоборот, считаю плюсом, что мы не делим игры на выездные и домашние. У нас команда атакующая. Хотя, на мой взгляд, с тем же МТК можно было в гостях чуть поосторожнее сыграть. Однако Газзаев - авторитетный тренер, который заставил себя уважать всех без исключения, поэтому его решения не обсуждаются.
-Оборона владикавказцев, несмотря на звучные имена, считается не самым сильным звеном команды. А вы что думаете по этому поводу?
- Я не согласен с тем, что у "Алании" слабая зашита. Другое дело, что оборонительные действия у нас организованы не лучшим образом. Часто бывает, что нам, трем защитникам, приходится бороться с четырьмя, а то и с пятью соперниками. Мне хотелось, бы, чтобы нам больше помогали полузащитники.
- Какие задачи стоят перед "Аланией" на финише чемпионата, в котором все призеры уже определились?
- Пока мы не потеряли шанс занять четвертое место, за которое и будем биться.
-Давайте немного поговорим О вас. Насколько болезненным было вживание в российский чемпионат после беззаботной жизни в Японии?
- Оно было болезненным в буквальном смысле слова - в этом сезоне у меня слишком много травм. В начале полетела боковая связка, пришлось пропустить три месяца. Вылечился, а через некоторое время новая напасть - травма задней поверхности бедра.
-Каковы ваши планы?
- Я далеко не заглядываю. Пока отдаю все силы для того, чтобы "Алания" достойно закончила чемпионат.
-А срок контракта когда истекает?
- В конце года. Мы с Газзаевым на эту тему еще не говорили. Думаю, сядем и все обсудим по окончании первенства.
-Провинциальность команды, за которую вы играете, вас не смущает? Ведь, наверное, вы привыкли к иным и материальным, и бытовым условиям.
- Конечно, разница есть, но я - профессионал. Поэтому не чувствую себя во Владикавказе в чем-то обделенным. Моя главная задача - хорошо играть.
-После того как вы провели в "Алании" почти год, у вас изменилось мнение об этом клубе?
- Я сам с Кавказа - из Абхазии, поэтому какое-то представление о том, с чем мне придется столкнуться, имелось. Понимал, что не так просто будет привыкнуть к команде, и совершенно не ожидал, что буду лучшим в составе. Рассчитывал вместе с "Аланией" стать чемпионом или по крайней мере завоевать призовое место, то есть шел в клуб-победитель. Не сложилось. И все-таки не жалею, что оказался здесь. Были игры, после которых можно гордиться и за себя, и за команду.
-А уверенности в своих силах никогда не теряли?
- Честное слово - никогда. Я уже в футболе жизнь прожил, все страхи и сомнения давно в прошлом. Знаю каждую клеточку своего организма и могу самостоятельно подготовить себя к любому матчу. В той же Япония получил ценный опыт. Там приходилось самому и питаться, и разрабатывать план подготовки к игре.
-С таким опытом и пониманием футбола у вас прямая дорога к тренерскому креслу.
- Тренерская работа - неблагодарная и очень тяжелая. Команда выигрывает - молодцы игроки, проигрывает - виноват тренер.
-То есть таких планов нет?
- Пока у меня один план - играть.
-Полученное в начале года приглашение в сборную стало для вас неожиданностью?
- Я, еще когда был в Японии, попросил Бориса Игнатьева дать мне шанс себя проявить. Не получится - значит, в сборной будут играть другие. И сейчас мне очень приятно доверие главного тренера. Все остальное зависит от меня. Конкурентов хватает, молодежь наступает на пятки. Что ж, буду доказывать, что вправе играть в основном составе. Я вообще не понимаю, как можно не хотеть выступать за главную команду страны. Это - честь. И патриотизм для меня - не пустое слово.
-Скоро сборной России в стыковых играх предстоит доказать, что неудача в отборочном турнире - лишь случайность. Футболисты готовы к этому?
- Быть или не быть - так стоит вопрос. Последняя игра с болгарами в Москве вселяет оптимизм. У России - хорошая команда, которая, уверен, ляжет костьми, но завоюет путевку на чемпионат мира во Францию.
Станислав ПАХОМОВ