Газета Спорт-Экспресс от 14 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
В воскресенье на автодроме Сузука в Японии двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, одержав 27-ю победу в своей карьере, отыграл у вице-чемпиона мира-96 Жака Вильнева, финишировавшего лишь пятым, восемь очков и теперь
26 ОКТЯБРЯ В ХЕРЕСЕ ШУМАХЕР И ВИЛЬНЕВ РАЗЫГРАЮТ СУПЕРФИНАЛ!
В девятнадцатый раз за историю проведения чемпионатов мира в "Формуле-1" судьба чемпионского титула будет решаться в последней гонке сезона!
Пятница, 10 октября |
ШУМАХЕР И ВИЛЬНЕВ ЗАНИМАЮТСЯ САМОГИПНОЗОМ, ИРВИН ДАЕТ ОТПОР КРИТИКАМ
Какой эффект возымел на Эдди Ирвина короткий визит Герхарда Бергера к своим давнишним друзьям в Маранелло! Стоило австрийцу побывать в штаб-квартире "Феррари", как ирландец словно проснулся. Черт побери, что делает с людьми угроза потерять тепленькое местечко! Видимо, угроза эта в самом деле имела место, поскольку Ирвин, который, напомню, не привозил Скудерии очков вот уже три с половиной месяца, накануне японской гонки произнес: "Гран-при Японии" - мой последний шанс. И я намерен помочь "Феррари" собрать на Сузуке максимальное количество очков".
К выполнению программы-максимум Ирвин, засучив рукава, как настоящий стахановец, приступил уже в пятницу с утра пораньше. Правда, во время первого тренировочного часа он особенно заметен не был - всего лишь 1.44,999 и 17-й результат. Так что в эти шестьдесят минут на ирландца внимания не обращали. Как выяснилось, зря. Но об этом - позже.
С утра в пятницу повышенное внимание было приковано к двум боксам, где квартировали "натурализованные", с точки зрения Японии, команды - "Эрроуз-Ямаха" и "Прост-Мюген/Хонда" (обе, к тому же, выступают на резине "Бриджстоун"). Последние во всеуслышание объявили, что подготовили для своего домашнего "Гран-при" покрышки особого состава, которые, видимо, по замыслу японцев должны были заставить обутые в них болиды летать. Увы - рожденный ползать летает только во сне: по привычке забегая вперед, скажу, что чудо-"Бриджстоун" ничем экипированным им гонщикам не помог.
Как не помог Оливье Панису и Алену Просту новый, как уверяли, супер-двигатель "Мюген/Хонда", который по замыслу авторов должен был сам привезти Паниса к победе. Из этого, увы, тоже ничего путного не вышло, несмотря на то, что Ален Прост в пятницу говорил, что новый движок, который будет установлен на его машинах в квалификации и на гонке, выглядит отлично. Но древняя русская пословица утверждает: с лица воду не пить. То есть, иными словами: не важно, как выглядит, важно, что внутри. А внутри (это я опять забегаю вперед), как выяснилось, все то же самое - бедняга Панис, две недели назад, похоже, всерьез веривший собственным словам о том, что в Японии он будет выигрывать, на тренировке в пятницу был обнадеживающе третьим (1.39,398, но сразу после этого "Мюген/Хонда" в прямом смысле испустила дух, окутавшись дымным шлейфом), в субботу, несмотря на то, что сбросил со своего времени 2,325, только 10-м, а в воскресной гонке и вовсе не финишировал, ибо его движок, как настоящий приверженный традициям японец, благополучно сгорел на 36-м круге. Напомню, что "Мюген/Хонда" горит уже третий гоночный уик-энд подряд.
Чтобы, так сказать, закрыть тему "японизированных" команд, скажу, что Дэмон Хилл за все три дня на Сузуке был заметен только за два с половиной круга до конца "Гран-при", когда за ним, отставшим на круг, внезапно застрял Михаэль Шумахер и чуть было не потерял из-за этой запинки победу.
Впрочем, внимание к этим двум командам было все-таки не самым сильным. Наибольшей популярностью в эти три дня пользовались мотор-хоумы и боксы "Феррари" и "Уильямса", где квартируют главные действующие лица 48-го чемпионата мира, Шумахер-старший и Вильнев-младший (напомню, что у Михаэля в "Ф-1" гоняется младший брат, а у Жака в начале 80-х в "Феррари" блистал отец). Оба хотели казаться расслабленными и скучающими, но удавалось это обоим с трудом, поскольку изнутри и того, и другого грызло дичайшее напряжение. У каждого - свое.
Шумахеру предстояла архисложная задача - ведь для сохранения шансов на титул ему в Японии фактически необходима была только победа (согласитесь, после трех подряд бледных финишей - с очком в Австрии и Италии и баранкой на Нюрбургринге - это выглядело, мягко говоря, проблематично). Перед Вильневом на первый взгляд стояла гораздо более легкая цель - для того чтобы стать чемпионом мира уже на Сузуке, ему было необходимо всего-навсего финишировать в очках на одно место впереди соперника. Но, кстати, это ведь именно Вильневу принадлежат слова, сказанные накануне, - о том, что "за две гонки до финиша все еще может обернуться иначе".
Так и вышло - воскресенье поставило все с ног на голову: практически невыполнимая задача оказалась решена, легчайшая же оказалась невыполнимой... А говорят, что в "Ф-1" не бывает чудес! Бывают. Причем такие, что Дэвиду Копперфилду и не снились.
Но вернемся все же к пятничным тренировкам. Как же по-разному вели себя оба наших супергероя! Если Вильнев, видимо, решив не расслабляться, появился на трассе буквально через пять минут после того, как была открыта пит-лайн, то его соперник, облаченный в алую каскетку с надписью Dekra и футболку с логотипом Marlboro, и спустя почти полчаса индифферентно бродил от мониторов "Феррари" к боксам и обратно, словно и не собирался выезжать на трассу. Чисто психологически такое поведение, видимо, должно было произвести на Вильнева сильнейшее впечатление (боксы-то рядышком!), но еще накануне канадец загипнотизировал сам себя.
- У меня нет причин пытаться проникнуть в замыслы Михаэля, - сказал он в интервью Майклу Кэлвину из The Times. - Лучше ничего не знать о нем, потому что мое впечатление легко может оказаться ложным. Я должен сконцентрироваться только на себе.
Знаете, почему меня насторожили эти слова? Потому что психология - хитрая штука. Тысячу раз приказав себе не думать о ком-то, вполне на этом "ком-то" можно зациклиться. И то, что Вильнев пытался поставить в своем сознании своеобразный щит против психологического прессинга Шумахера, говорит как раз о том, что этот прессинг достигает цели. И что канадца это тревожит.
А теперь самое время вернуться к Ирвину. Во время второго тренировочного часа в пятницу он поднапрягся да и сиганул выше головы, превысив результат прошлогоднего поула Жака Вильнева на 0,006, - это был лучший результат пятницы. Все вокруг разом заговорили о потенциале "Феррари", оказывается, еще не исчерпанном! Впрочем, горячие головы немедленно остудил спортивный босс Скудерии Жан Тодт, заявивший: "Эдди был на новой резине, когда показал свой результат, Михаэль же всю тренировку (он выехал-таки - на 32-й минуте, показал 1.41,176, а потом улучшил этот результат до 1.40,460, на чем и закончил, по общему итогу тренировки показав 10-е время) провел на одном комплекте. Так что реальный потенциал - не только наш - мы увидим только завтра в квалификации".
Не захотел переоценивать свое героическое выступления и сам Ирвин: "То, что я первый сегодня, не важно. Важно, каким я окажусь завтра. Я всегда хорошо еду на Сузуке и надеюсь, что и на этот раз смогу оказаться в "очках".
Деталь: по наблюдениям таких опытных формулических журналистов, как Тимоти Коллинз (The Telegraph и Reuters), Найджел Роубек (Autosport) и Пино Аллеви (1а Gazzetta dello Sport), а также технический консультант миланской газеты Джорджио Пиола, на машине Ирвина установлена новорожденная система электронного контроля сцепления, с помощью которой ирландец и едет так быстро. На машине Шумахера эта штука была смонтирована на квалификацию, в гонке же немец ехал без нее.
На Вильнева (1.40,616, 11-е время, два комплекта резины за два часа) резвость напарника Шумахера не произвела ни малейшего впечатления. Канадец продолжал заклинать сам себя: "Физически я здоров, как никогда раньше. Я сильнее. Я уже выигрывал чемпионаты и до "Формулы-1", но сейчас я стал старше. За моими плечами опыт годичного пребывания в "Формуле-1". Я готов к достижению своей цели. И я ее достигну!"