Газета Спорт-Экспресс от 11 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 8
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - 16-й ЭТАП |
"Гран-при Японии" |
12 октября. Автодром "Сузука". 310,582 км (53 круга по 5864 м). Находится в 150 км к югу от Осаки. Рекорд круга в квалификации: 1.38,023 (215,361 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Бенеттон-Рено", 1995). Рекорд круга в гонке: 1.42,976 (205,003 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Бенеттон-Рено", 1995).
ЧТОБЫ СТАТЬ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЧЕМПИОНОМ, ВИЛЬНЕВУ ДОСТАТОЧНО ОПЕРЕДИТЬ ШУМАХЕРА
Сузука - одна из самых любимых трасс пилотов "Ф-1". Оно и неудивительно, ведь этот автодром, с чисто японской аккуратностью вписанный в естественный рельеф и изобилующий связками скоростных поворотов, напоминает трассы 60-70-х годов.
Знатокам гонок не надо напоминать, что Сузука не раз становилась ареной решающих схваток за титул чемпиона мира. Именно здесь, на глазах 130 тысяч счастливчиков, выигравших в лотерею (!) право купить билет на трибуны (всего подается около 5 миллионов заявок! - Прим. А.П.), разворачивались знаменитые дуэли Алена Проста и Айртона Сенны в 89-м и 90гм, того же Сенны и Найджела Мэнселла в 91 -м, Жака Вильнева и Дэмона Хилла в 96-м.
Не исключено, что и в этом году нам не придется ждать последней гонки сезона в испанском Хересе, чтобы узнать имя нового чемпиона мира. Пока вопрос открыт - Жак Вильнев или Михаэль Шумахер. Однако немец, набрав в двух последних гонках - в Австрии и Германии - лишь одно очко против двадцати у канадца, сильно осложнил себе жизнь. В случае благоприятного исхода воскресной гонки Михаэлю все равно придется ждать "Гран-при Европы" 26 октября, в то время как Жак может все решить уже завтра, не дожидаясь последних секунд последнего заезда чемпионата.
Оговоримся сразу: в случае равенства очков чемпионом мира станет Вильнев, ибо правилами предусмотрен учет побед, а их у Шумахера, даже если он выиграет последние две гонки, будет лишь шесть, в то время как канадец уже семь раз в этом сезоне финишировал первым.
Чтобы стать чемпионом уже завтра, Вильневу достаточно набрать на одно очко больше соперника. Если Шумахер сойдет, Вильневу хватит для победы в чемпионате и шестого места. В противном же случае нужно просто опередить его на одно место (но, естественно, быть при этом "в очках"). Даже такой же посредственный для обоих финиш, как в Монце (они были пятым и шестым), сделает Вильнева чемпионом.
Положение Шумахера в некотором роде не зависит от него самого. Ведь даже побед в обеих оставшихся гонках ему может не хватить для того, чтобы в третий раз стать чемпионом мира, - при условии, что Вильнев оба раза доберется до финиша вторым. Впрочем, предотвратить это всегда могут Эдди Ирвин и Ральф Шумахер ( наверняка горящий сейчас желанием искупить свою ошибку в выборе цели на Нюрбургринге). Вильневу же, несмотря на все заверения Патрика Хеда, помощи ждать особенно неоткуда.
Что до технического директора "Уильямса", то он уже может трубить победу: отрыва в 26 очков от "Феррари" его команде, скорее всего, должно хватить для очередного Кубка конструкторов. Ведь даже в случае завтрашнего дубля "Феррари" (маловероятный, согласитесь, вариант) бело-синим болидам достаточно пересечь линию финиша на третьем и пятом местах, чтобы наконец-то, впервые в сезоне, вызвать удовлетворенную улыбку на лице Фрэнка Уильямса.
Алексей ПОПОВ
ХИЛЛ СЧИТАЕТ, ЧТО ГОНКА МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ СТОЛКНОВЕНИЕМ
Вот уже две недели автогоночный мир пытается угадать, окажется или нет Сузука в седьмой раз за последние одиннадцать лет тем автодромом, на котором решилась судьба чемпионского титула. Гадание на кофейной гуще - занятие увлекательное, нет слов. И становится во сто крат увлекательнее, если в него удается вовлечь главных действующих лиц "триллера" - в данном случае двукратного чемпиона мира Михаэля Щумахера и вице-чемпиона мира Жака Вильнева. Так что понятно, почему в центре внимания журналистов на традиционной четверговой пресс-конференции Thursday Four в Японии были именно эти два пилота.
Со стороны, однако, могло показаться, как сообщают корреспонденты Reuter и AFP Тимоти Коллинз и Патрис Бюркальтер, что ажиотаж, нагнетаемый вокруг схватки за чемпионскую корону, меньше всего касается как раз Вильнева и Шумахера. По крайней мере в пресс-центре японского "Гран-при" в четверг двумя самыми спокойными (во всяком случае внешне) и расслабленными были как раз оба претендента на титул. Сидя плечом к плечу и отвечая на вопросы журналистов, временами довольно "горячие", они смеялись, шутили и, доверительно склоняясь друг к другу, обменивались замечаниями по поводу происходящего. Оба настолько вошли в роль, что в тот момент, когда толпа формулических фотографов кинулась фотографировать обменивавшихся дежурным рукопожатием пилотов, Вильнев громко поинтересовался: "Ну что еще сделать, чтобы вам понравилось? Хотите, мы поцелуем друг друга?" Столь радикальных действий, к счастью, журналисты от них не потребовали.
Первый вопрос, который задал традиционный ведущий формулических посиделок Боб Костандурос, был навеян коротким и в определенной степени провокационным комментарием Дэмона Хилла, в отличие от Вильнева на собственном опыте знающего, что за чемпионский титул Шумахер умеет сражаться разными способами.
- Михаэлю нечего терять, - сказал Хилл. - И я думаю, он постарается сделать все, чтобы не позволить Жаку стать чемпионом на Сузуке. Но задача эта предельно сложная. Так что, возможно, у Шумахера не будет другого выхода, как пустить в ход кое-что из своего арсенала...
После этого Хилл сделал паузу, заговорщицки улыбнулся и уточнить, что, собственно, имеется в виду, отказался. Впрочем, и так ясно, что - вспомните столкновение Хилла и Шумахера в Аделаиде-94.
Костандурос, задававший свой вопрос, безусловно, так же держал в уме знаменитые столкновения Сенны и Проста на Сузуке, раз увенчавшие короной француза, раз - бразильца.
- Жак, - спросил Костандурос Вильнева, - вы не опасаетесь в воскресенье финишировать в гравии?
- Надеюсь, - ответил канадец, - что ничего похожего с нами не случится. У меня сложилось впечатление, что Михаэль человек достаточно прямой, так что если наше соперничество закончится столкновением, это будет позором. Но... Давайте подождем и посмотрим. Подобное случалось здесь так часто и с таким количеством разных пилотов, что совсем забыть о возможности таким способом решить спор нельзя. Я знаю - в "Формуле-1" это в порядке вещей. Ты год пашешь, как галерный раб, и бывает, что самое легкое - разом решить все вопросы простым столкновением. Чем выше цель, тем проще соглашаешься ради нее совершать поступки, о сомнительности которых не задумываешься. Моя борьба с Михаэлем в прошлом сезоне была честной, но мы ведь не сражались за титул чемпиона мира...
- Михаэль, как вы отнесетесь к тому, что ваш соперник уже через пару дней может стать чемпионом мира?
- Мы уже превысили уровень результатов, запланированных на этот год, - внешне индифферентно пожал плечами Шумахер, - так что, если мы не выиграем титул, ничего страшного не произойдет. Насколько я помню, именно это я и повторяю весь сезон. В этом году мы выиграли гонок больше, чем в прошлом, сражались за титул чемпиона мира и Кубок конструкторов - это и само по себе хороший повод быть удовлетворенными .
-Стоит ли ваши слова понимать так, что вы отказываетесь от короны чемпиона в пользу Вильнева?
- Разве я это сказал? - довольно натурально удивился Шумахер. - Мои шансы все еще не исчерпаны, и мы постараемся обратить их в реальность. До тех пор, пока остается хотя бы один шанс из ста.
-Стоит ли, в таком случае, вашему непосредственному сопернику настраиваться на какую-то особенно жаркую схватку?
- Я не забыл, что для победы в чемпионате мне прежде всего нужно добыть победу на Сузуке. Но мой настрой на эту гонку нисколько не отличается от настроя на любую другую. Я не буду более агрессивен, чем обычно. Я просто, как обычно, постараюсь сделать лучшее из того, что могу. Мне нечего терять. Я предприму максимум усилий, и если это сработает, значит, сработает. Если нет - что ж...
-Жак, год назад здесь же, на Сузуке, вы могли стать чемпионом мира, но даже не закончили гонки (напомню, что у "Уильямса" Вильнева отвалилось колесо. - О.Л.). Воспоминания об этом вам не досаждают?
- Безусловно, прошлого днюю гонку я помню во всех подробностях, но в ночных кошмарах она мне не снится. И вообще я люблю эту трассу, с ней у меня связано много приятных воспоминаний, в том числе и о "Формуле-1", - ведь год назад я завоевал здесь замечательный поул! Так что настроение у меня вполне оптимистическое. В последнее время удача в гонках на моей стороне, а у Михаэля и "Феррари" пошла серия неудач, похожих на те, какие мы в "Уильямсе" пережили в начале сезона. Но успокаиваться- я не намерен. Конечно, почти все вокруг говорят: "о'кей, все решено", но и за две гонки до финиша все еще может обернуться иначе.
-Вам не кажется парадоксом, что вы двое, ведущие борьбу за титул, тем не менее ни разу в этом сезоне не поднимались вместе на подиум после гонок? Получается, что непосредственной схватки на трассе между вами ни разу не было...
- Вы правы, - ответил Вильнев, - но у нас было несколько неплохих гонок в прошлом, вы не находите? Впрочем, если мы не были вместе на подиуме, это, с моей точки зрения, еще не значит, что между нами нет борьбы.
-На мой взгляд, все это говорит только о том, что становится все больше и больше конкурентоспособных команд и все больше и больше гонщиков реально претендуют на победы, - сказал Шумахер.
- Вы оба уже не впервые ведете схватку за титул чемпиона мира. Сравните свой прежний опыт с сегодняшним.
-В 94-м и 95-м Дэмон (Хилл. - О.Л.) догонял меня, теперь же я догоняю Жака, - прокомментировал Шумахер, если его ответ можно назвать комментарием.
- В этом сезоне я ощущаю несколько большее давление на себя, - признался Вильнев. - В прошлом году, приехав на Сузуку, я мог выиграть чемпионат. В этом же году я могу его проиграть. И я уже знаю, как погано чувствуешь себя после этого!
Потом помолчал и продолжил:
- Не могу сказать вам, как и почему, но я здорово вырос за этот год. Не знаю, как Михаэль достигает своих результатов, но меня это и не интересует. Я чувствую, что могу побить его когда угодно и как угодно. Этому я научился на собственных ошибках.
Ольга ЛИНДЕ
БЕРГЕР ВОДИТ ЗА НОС И РАЗЫГРЫВАЕТ АЛЕЗИ
Все-таки визит Герхарда Бергера в штаб-квартиру "Феррари" в Маранелло и последовавшие после этого слухи о том, что австриец, у которого, напомним, пока нет контракта на следующий сезон ни с одной командой, может в третий раз в своей карьере сесть за руль болидов Скудерии, наделали изрядного шума. Все имеющие хоть какое-то отношение к "Формуле-1" дружно убеждают самих себя и друг друга в том, что это - только слухи, причем глупые и необоснованные, но тем не менее - на всякий, так сказать, случай - пытаются у самого Бергера выяснить, правда это или очередной блеф невозможного австрийца.
Вчера в Японии один из ведущих обозревателей миланской La Gazzetta dello Sport Рафаэле делла Вите прямо спросил об этом Бергера. И вот что услышал в ответ:
- "Феррари"? Пока не могу вам сказать по этому поводу ни да, ни нет. А потом лукаво и задумчиво добавил:
- Зайти, что ли, поздороваться в "Эрроуз" или "Тиррелл"?.. Действительно, стоит австрийцу задержаться в каком-либо моторхоуме больше пяти минут, как немедленно вспыхивают очередные пересуды на тему его будущего трудоустройства. Видимо, в мире "Формулы-1" и в самом деле сильно желание найти место для всеобщего любимца. Согласитесь, паддоки "Гран-при" без Бергера уже не будут так привлекательны.
-И все-таки, - не отставал делла Вите, - мысль о возвращении в "Феррари" вам приятна?
- Не настолько, как вы думаете.
-Вернуться туда сейчас, когда команда явно на подъеме, - идеальный вариант для продолжения карьеры!
- Не знаю, я как следует об этом не думал. Честно говоря, это не та идея, которая сейчас занимает меня в первую очередь.
-Хорошо, - пошел на попятный отчаявшийся репортер, - скажите тогда хотя бы, кто, по-вашему, выиграет в Японии?
- Думаю, что Вильнев, а возможно, и Хаккинен, который, уверен, будет сражаться за поул.
В заключение Бергер рассказал о том, как он сам готовился к гонке на Сузуке:
- Вместе с Жаном Алези и Юкио Катаямой мы были в Токио с рекламным визитом по просьбе наших спонсоров из Mild Seven и участвовали в картинговом турнире. Когда мы готовились к старту, я прокрался в боксы к парням и чуть-чуть отогнул топливные клапаны на их картах, чтобы команда, в которой капитаном был я, могла выиграть. Вот смеху-то было! Правда, Жан до сих пор на меня злится.
На вопрос о том, кому была посвящена эта победа Бергера, австриец не моргнув глазом ответил: "Луке ди Монтеземоло, естественно".
Шутки шутками, но, видимо, версия возвращения Бергера в "Феррари" имеет под собой пускай и зыбкую, но почву. Иначе с чего бы Михаэлю Шумахеру и его главному единомышленнику по Скудерии Россу Брауну так сердито реагировать на этот слух? "В Маранелло Герхард приезжал, чтобы погостить в "Феррари", а не для того чтобы выступать за "Феррари", - сказал Браун.