Газета Спорт-Экспресс от 7 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

7 октября 1997

7 октября 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ТИЛБУРГЕ

ГЛАВНАЯ СЕНСАЦИЯ: КАСПАРОВ ПРОИГРАЛ СВИДЛЕРУ!

В последний раз, уважаемые читатели, мы с вами встречались в субботу. С тех пор на турнире прошло три тура и состоялось три сенсации. Во-первых, чемпион мира Гарри Каспаров проиграл в седьмом туре трехкратному чемпиону России Петру Свидлеру. Во-вторых, Юдит Полгар сделала первую в своей турнирной практике ничью с Владимиром Крамником (до этого она все партии ему проигрывала). И, наконец, первую ничью сделал американец Таль Шакед, проигравший до этого семь партий подряд.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Тилбурга

Начнем с сенсации №1. До встречи со Свидлером у Каспарова был результат из разряда феноменальных: 5,5 из 6 возможных! И казалось, что если кому и по силам остановить чемпиона, то только Крамнику в их поединке в предпоследнем туре.

Свидлер поначалу держался в тени двух "К", хотя и занимал после пяти туров третье место с 3,5 очка. А вот затем он совершил рывок, который иначе как фантастическим и не назовешь: Петр выиграл три партии кряду - сначала у Шакеда, потом у Широва, и, наконец, у Каспарова!

И в результате Свидлер спутал все карты на турнире! Все предвкушали очередное острое соперничество Каспарова и Крамника - и вдруг... Не в обиду "Петру Великому" будет сказано, он вообще-то в предварительных раскладах рассматривался лишь как вероятный кандидат в борьбе за третье-пятое места - вместе с Алексеем Шировым, Майклом Адамсом и Юдит Полгар. Таков был рейтинговый расклад. Но Петр, как "незаконная планета в кругу расчисленных светил", опроверг математический закон профессора Арпада Эло!

Геннадий Сосонко, бывший советский мастер, а ныне известный голландский гроссмейстер, по этому поводу вспомнил свой разговор девятилетней давности с Каспаровым. Между прочим, происходил этот разговор здесь же, в Тилбурге.

"Я вам советую запомнить имя одного мальчика, он занимается в моей шахматной школе... - сказал Каспаров. - Его зовут Петя Свидлер".

Сосонко вспоминает сейчас, что тогда он, конечно же, по обыкновению сострил, сказав что-то вроде: "Ох, уж эти мне русские шахматные мальчики!.."

- Теперь-то я понимаю, насколько же прав был Каспаров! - серьезно говорит Сосонко.

Ну что ж: вот он каков, Петр Свидлер! Мы обратили на него самое пристальное внимание, еще когда он впервые стал чемпионом России. А теперь он трехкратный чемпион и, наконец, вошел в узкий клуб тех, кто имеет с Каспаровым положительный счет. Правда, пока Петр выиграл у Каспарова "один раз подряд", но выиграл очень важную партию! После нее он делил с Каспаровым 1-2-е места. Длилось это совместное лидерство, впрочем, совсем недолго - всего сутки. Но ведь турнир еще не окончен...

Автор сенсации после игры не выражал никаких эмоций: пожалуй, он был даже более осторожен в словах и оценках, чем обычно.

- Мне еще надо будет проанализировать нашу партию, сейчас на это у меня просто нет времени, надо готовиться к следующим соперникам, турнир еще продолжается... - напускал на себя озабоченность и неприступность Петр. Ну что ж, неумеренные эмоции по поводу победы над чемпионом были бы расценены шахматным бомондом как мальчишество, да и турнир, действительно, еще не кончен. Интрига финиша, между тем, становится разнообразней: Каспаров, Свидлер, Крамник? Неужели в таком порядке они и финишируют?

Однако что же произошло в сенсационной партии Свидлер - Каспаров? Свидлер начал партию внешне настолько непритязательно, что, похоже, Каспаров был этим несколько сбит с толку. Белые, кажется, ни на что не претендуют, теряют массу темпов, сначала делают второсортный для "сицилианки" ход 3. с3, развивают слона на е2, в два приема проводят продвижение пешки: d2-d3, через пару ходов d3-d4... И вдруг - жертвуют на 8-м ходу пешку!

Выглядела эта жертва на первый взгляд столь нелогично, что даже опытный шахматный матадор, югославский гроссмейстер Любомир Любоевич, проживающий в Испании, растерялся:

- Как-то странно играет Свидлер, столько темпов подарил в дебюте, а теперь отдает центральную пешку! - воскликнул он в пресс-центре.

Потом - во время каспаровского раздумья "бить или не бить" - Любоевич решил, что лучше не бить:

- О, какой хитрый этот Свидлер! Какой коварный шахматист! Очень опасно брать на е4! Я бы не взял на е4, надо меняться на d4 и играть Cg7!

Через день Петр уже охотнее говорил об этом поединке:

- Я нашел в базе две партии, игранные таким образом. Оба раза так играл белыми французский шахматист Дигреф, один раз с Бакро в 93-м и один раз с Непомнящим во время недавнего матча Париж - Санкт-Петербург. Обе партии закончились вничью. Идея смешная. Черные или должны смириться с тем, что вся их игра, связанная с 5... b6 и 6... Сb7, не увенчалась успехом, и воспрепятствовать белым провести d3-d4 не удалось, или надо брать пешку е4 и идти на большие осложнения.

Получалось похоже на сказку "Петя и Волк". После того как матерый черный хищник проглотил белого жертвенного агнца на е4, получил порцию ударов палкой по бокам: 11. Kg 5, 12. Сb5, 13. f3, 14.g4. Что ж, Каспарова не надо дважды приглашать к драке, он ввязался в нее с особым удовольствием: надо ведь проверить свежего соперника, с которым еще ни разу не играл.

Ошибка Каспарова заключалась в том, что он позволил себе слишком увлечься дракой, не почувствовал настоящей опасности...

Вот как оценил случившееся чемпион мира:

- Я все сделал правильно. Но ошибочно оценивал позицию в свою пользу. Меня смутило, что Свидлер начал "подставляться", и невооруженным глазом было видно, что он не видел пару сильных промежуточных ходов черных: 14... h6 и 16... а6. Мне казалось, что резервы позиции черных велики, и поэтому я играл на выигрыш. Это была ошибка. Надо было делать ничью. Черные обязаны были ставить своего ферзя на с7, ладьи на h3 и h8. 18...Лh5-это ошибочный ход. После него черные в тупике. Свидлеру даже не надо было думать: 19. Се3, 24. Сс2 - эти ходы примитивны, но достаточны.

А в 6-м туре Петр выиграл черными у Алексея Широва. Тренер Широва гроссмейстер Зигурд Ланка назвал игру своего подопечного "стратегическими поддавками". Действительно, Широв играл в этой партии слишком уж размашисто и небрежно. Но игру соперника оценил по достоинству:

- Свидлер сделал все, что должен сделать шахматист высокого класса: удивил меня в дебюте, играл интересно, творчески, нестандартно. А я?.. Вовремя не понял, что надо стремиться не к динамическому равновесию, а к статическому, зафиксировать ничью, зачем-то полез вперед пешкой "g"... После этого у меня уже, наверное, было "хуже". Я же этого не почувствовал и продолжал играть на победу, тогда как необходимо было спасать партию.

Как видим, наблюдается некоторое совпадение: оба соперника Свидлера вовремя не почувствовали опасность - и оба проиграли. Но зададимся вопросом, случайно ли это? Может, у Петра талант такой "сусанинский" - заманить в болото и там утопить?

Прослеживая турнирную судьбу главного героя данного игрового отрезка, заметим, что в 8-м туре Свидлер был на краю поражения в партии с Майклом Адамсом. Петербургский гроссмейстер настолько неудачно трактовал шотландскую партию, что стоял безнадежно примерно хода с 14-го... Это белыми-то! Каспаров, главный "шотландец" среди шахматистов высшего эшелона, заметил, что за такую "шотландку" Свидлера надо дисквалифицировать и с позором удалить из "шотландского клуба".

Однако на помощь Петру вновь пришел соперник: Адамс, имея колоссальный перевес - лишнюю, защищенную проходную пешку в центре доски, умудрился нарваться на переход в "разноцвет".

К сожалению, я не могу привести в газете слово, которым Каспаров назвал Адамса...

Чемпион мира, несмотря на неожиданное фиаско со Свидлером, в целом, как он мне сказал, свой намеченный график соблюдает и игрой своей доволен. На отчетном турнирном отрезке Каспаров набрал 2 из 3, выиграл у Петера Леко в 6-м туре и у Йеруна Пикета в 8-м. Причем обе партии он провел в своем лучшем стиле: сначала создавал стратегические предпосылки для тактических операций, а потом, добившись превосходства, с помощью блестящих тактических ударов решал исход сражения в свою пользу. Но все же поражение - штука болезненная, поэтому, как сказал мне Гарри, во время партии с Пикетом он все по два раза перепроверял...

Носитель второго рейтинга в турнире и главный конкурент Каспарова Владимир Крамник на этом отрезке как-то притормозил: три ничьи, причем две из них белым цветом, в свой актив, конечно же, не занесешь. Тот факт, что во всех трех партиях - с Юдит Полгар, Александром Онищуком и Петером Леко - Крамник имел большой перевес и что каждый раз он этот перевес постепенно упускал, говорит скорее всего об определенной усталости. Впрочем, надеемся, это временное явление, и перед главной партией турнира - с Каспаровым - Крамник успеет отдохнуть, использовав выходной день (в понедельник, 6 октября).

В шестом туре произошло еще одно экстраординарное событие. Крамник не выиграл у Юдит Полгар, причем - белыми! Напомним, что до встречи в Тилбурге счет их поединков был просто ужасающий - 16:0 в пользу Крамника, из них 8:0 в "классике"!

- Вы даже не представляете, что означает для Юдит эта ее первая ничья с Крамником в серьезной турнирной партии! - говорил после шестого тура тренер венгерской шахматистки гроссмейстер Лев Псахис. - Очень важно, что она наконец остановилась! Так было и с Карповым, которому она тоже поначалу только проигрывала, а теперь играет с ним уверенно и спокойно.

Сияла от счастья и мама Юдит Клара Полгар, однако нужно учесть, что праздник на улице Полгар был бы отложен до очередного супертурнира, если бы на 33-м ходу Крамник сыграл не конем на с5, а 33. Крс3! - с идеей на следующем ходу перевести коня в центр - 34. Kd4!

Когда после партии Лембит Олль сказал об этом, Крамник лишь повторил разочарованно:

- Да... король цэ три...

В 7-м туре на ногах Крамника тяжелыми гирями повис Александр Онищук. Хотя Александр играл белыми, но с явно выраженной думкой о том, "как бы сыграть поплотнее", как он выразился после партии. Как Крамник ни старался сбросить тяжелый груз с ног, не сумел. После партии Владимир сокрушался, что у него все время не хватало одного темпа. "А в конце, - сказал Крамник, обращаясь к Онищуку во время анализа, - ты сделал серию единственных ходов! Иначе черные получали большой перевес..." Онищук не возражал против такой высокой оценки его игры со стороны старшего по рейтингу товарища.

И, наконец, в 8-м туре Крамнику попался огнеупорный Петер Леко, который сумел свести партию вничью этюдным способом. Партнеры завершили поединок в редкой для столь высокого уровня позиции: у Крамника были лишние ладья и три пешки, а король черных не имел ходов - пат!

Вот таково "счастье" Крамника на этом турнирном отрезке: то темпа не хватит, то этюд спасительный с ним соорудят, то, увы, сам проходит мимо выигрыша... Одним "нефартом", как любят выражаться шахматисты, этот очковый недобор не объяснишь.

Таль Шакед в 8-м туре наконец-то добыл свою первую "половинку"! До этого он получал только "пробоины", семь "нулей" подряд, такого даже старожилы Тилбурга не припомнят! Подарила ему эту заветную "половинку" жалостливая Юдит Полгар. Пожалела парня и не выиграла у него? Это было бы слишком простым объяснением. Просто белыми Таль наконец-то получил лучшую позицию, Полгар старалась изо всех сил замутить воду, и ей удалось выиграть даже штуки три пешек. Шакед, однако, времени зря не терял: пока Юдит занималась сбором пешечного урожая, он настроил у резиденции черного короля пренеприятнейшую батарею "ферзь плюс конь", которые норовили дать мат. То есть храбрый Таль Шакед отчаялся до такой степени, что играл на победу! Но что касается всяких там шахов с матами, то тут Юдит провести вокруг пальца трудно, тем более Шакеду. Рисковать понапрасну она не стала - видимо, хорошо усвоила любимый афоризм своего тренера двукратного чемпиона СССР и чемпиона Израиля Льва Псахиса: "Есть три возможных результата: два положительных и один отрицательный".

VI тур. Каспаров - Леко - 1:0. Широв - Свидлер - 0:1. Шакед - Адамс - 0:1. Ничьи: Крамник - Полгар, Пикет - Онищук и ван Вели - Лотье.

VII тур. Свидлер - Каспаров - 1:0. Леко - Пикет - 1:0. Лотье - Шакед - 1:0. Ничьи: Онищук - Крамник, Адамс - Широв и Полгар - ван Вели.

VIII тур. Каспаров - Пикет - 1:0. Ничьи: Крамник - Леко, Свидлер - Адамс, Широв - Лотье, ван Вели - Онищук и Шакед - Полгар.

После восьми туров: Гарри Каспаров - 6,5 очка, Петр Свидлер - 6, Владимир Крамник (все - Россия) - 5,5, Майкл Адамс (Англия) - 5, Петер Леко - 4,5, Юдит Полгар (оба - Венгрия) - 4, Жоэль Лотье (Франция), Александр Онищук (Украина), Алексей Широв (Испания) и ван Вели - по 3,5, Йерун Пикет (оба - Нидерланды) - 2 и Таль Шакед (США) - 0,5