Газета Спорт-Экспресс от 4 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 октября 1997

4 октября 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ТУРНИР В ТИЛБУРГЕ ДВА "К" ДАЮТ УРОК СУПЕРПОДГОТОВКИ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Тилбурга

Накануне пятого тура был выходной, и некоторые участники поехали на экскурсию в зоопарк. Зоопарк под Тилбургом - крупнейший в Европе, клеток там нет, дикие звери содержатся на воле, и наблюдают за ними посетители из машин. Кто для кого в данном случае является экспонатом, вопрос.

Большинство участников, однако, зоопутешествию предпочли очередную прогулку по дебютным дебрям. Широв готовился к встрече с Каспаровым, мечтая о победе. Зная дебютную принципиальность Короля и помня, что на ход 1. е2-е4 Каспаров всегда и везде избирает сицилианскую защиту, Широв уделил этому дебюту все свое время. Среди прочих особого внимания был удостоен наиболее модный нынче вариант, который принес Каспарову немало ярких побед, в частности, над Шировым в последнем "Линаресе": 1.е4 с5 2. KfЗ d6 3.d4 cd 4.K:d4 Kf6 5.КсЗ а6 6.СеЗ Kg4 7.Cg5 h6 8.Ch4 g5 9.Cg3 Cg7 10.Ce2 h5 ll.C:g4 C:g4 12fЗ Cd7 и т.д. Этот вариант не без пользы для себя применяют и Топалов, и Ананд, но контрольный пакет акций все-таки принадлежит чемпиону мира.

Каспаров тоже готовился к игре, тем более что в зоопарке он уже успел побывать - с женой Юлей в день открытия турнира (некоторые участники выражали тогда робкую надежду, что Каспаров будет в зоопарке съеден, но этим надеждам не суждено было оправдаться: чемпион вернулся, чтобы "съесть" их самих). Накануне пятого тура жена Каспарова отбыла домой ("Сына же нельзя надолго бросать...", - сказал Гарри по этому поводу). Чемпион остался в обществе своего тренера Юрия Дохояна, и они, как и Широв, уделили львиную долю своего свободного времени сицилианской защите. Но... другому варианту. (Какому? Смотри текст партии Широв - Каспаров из пятого тура.)

Когда чемпион мира на 6-м ходу продвинул свою пешку "е" на два поля вперед - е5, Зигурд Ланка, тренер Широва, переменился в лице: двухдневная подготовка шла прахом. Нет, она когда-нибудь все же пригодится.

Осторожно и аккуратно Широв делал известные ходы варианта и с неизбежностью пришел к критической позиции (смотри положение после 19-го хода черных). На эту позицию шли оба. Белые атакуют на королевском фланге, где их пешки "g" и "h" подобрались к линии, разделяющей два войска. Черные атакуют на ферзевом фланге, где их пехотинцы "а" и "b" подошли к королю белых почти вплотную. Но чья атака окажется более грозной, кто возьмет верх в этом принципиальном поединке?

Перед тем, как прийти к этой позиции, над своим очевидным 17-м ходом Широв размышлял тридцать минут. Конечно, он знал, что надо играть 17.ФdЗ и 18.Kd2, но думал уже над критической позицией, о которой мы сказали выше. Зигурд Ланка, зная некоторую дебютную рассеянность своего подопечного, забеспокоился и пошел посмотреть на него в зал. Вернулся Ланка из зала и доложил обстановку: Алексей спокоен, не грызет ногти и посторонние предметы, как то пешки и фигуры, а это признак обнадеживающий. Как поведал нам тренер, в детские годы в соревнованиях, где играл Леша Широв, существовал даже специальный "комплект Широва", который судьи, зная его привычку грызть фигуры, незаметно подсовывали Алексею, чтобы остальные комплекты оставались в неприкосновенности. Каспаров же, сообщил в своем разведдонесении Ланка, сидел с неопределенным хмуроватым видом. Но, как выяснилось после партии, Каспаров, оказывается, хорошо притворялся. Ему очень нравилась позиция черных.

- Мне нравится такая игра! Мои-то, черненькие, представьте себе: идут и идут! - с нарочитым изумлением говорил Каспаров после партии, показывая рукой, для большей доходчивости, как они "идут и идут", и предлагая нам всем, его зрителям и слушателям (включая Широва), порадоваться тому, что его пехотинцы оказались более резвыми, чем у соперника. Правда, у Широва это особого восторга не вызывало.

Белые вели свою линию атаки, главная идея которой заключалась в стремлении использовать ослабленные поля и постараться дать мат на h7. Однако черный король, не дожидаясь мата, решил загодя скрыться из опасной зоны: его перевод сначала на f8, а потом на е7 - гвоздь анализа Каспарова. Белым в поисках поддержания инициативы пришлось жертвовать пешку: 23.g5 hg 24.hg C:g5 25.Фf5 Ch6, однако видно было, что этого мало. В какой-то момент уже всем, а не только Каспарову, стало ясно, что максимум, на что могут рассчитывать белые, - как-то исхитрившись, сделать ничью - пожертвовать качество, например: 26.Л:h6, 27.Фf6. В свою очередь, Широв за доской видел, что это иллюзия и такими мерами ничего уже не спасти. И тогда он нашел красивый ресурс: выиграл ферзя за ладью, слона и пешку.

Как оценить этот эндшпиль, возникший после взятия белыми ферзя черных? Мы в пресс-центре спросили об этом у большого знатока шахматных окончаний шведского гроссмейстера Ульфа Андерссона. Тот расплылся в добродушной улыбке и сказал:

- У черных, ясно, лучше. Его поправил гроссмейстер Майкл Адамc:

- Черные выигрывают. Лицо Адамса при этом было чрезвычайно мрачным (наверное, потому он в этот день не сумел использовать белый цвет в партии с Люком ван Вели). Но оценка, данная англичанином, соответствовала действительности.

После партии чемпион анализировал ее со своим соперником (по обыкновению не садясь за столик), при этом и Каспаров, и Широв обстреливали друг друга вариантами. При этом выстрелы Каспарова достигали цели постоянно, тогда как Широв не мог сразу обнаружить причину своих бед.

- Видимо, я что-то делал неправильно, раз он так легко получил столь хорошую игру... - задумчиво произнес Широв.

Поиском этого "чего-то" займутся теперь не только Широв с Ланкой, но и все шахматные аналитики мира. Такие победы Каспарова являются базовыми для современной теории шахматной игры. Нравится это кому-то или не нравится, но это так.

По мнению многих наблюдателей, есть только еще один человек в современных шахматах, который демонстрирует подготовку столь же высокого уровня, как у чемпиона мира, - это Владимир Крамник. В отчетном туре, он применил в партии с Жоэлем Лотье одну из своих "фирменных" разработок. И, что характерно, эта разработка была продемонстрирована Владимиром в относительно свежем для него дебюте. Казалось, еще недавно (во время турнира в Линаресе в этом году), мы упрекали Крамника за то, что в решающей партии с Каспаровым он применил "не свой дебют" - защиту Нимцовича. На тот момент это действительно был не "его" дебют. Он это подтвердил и прямым текстом - после турнира в Новгороде Крамник сказал: он не может себе простить, что "изменил себе" в той решающей партии...

Прошло полгода. И в партии с Лотье из пятого тура турнира в Тилбурге Крамник демонстрирует в защите Нимцовича, в "не своем дебюте", блестящую позиционную идею, "убивающую" всю игру белых напрочь!

Внешне это выглядело очень броско: черная пешка "g" на 15-м ходу дерзко шагнула на два поля от короля, а потом еще на одно и оказалась на поле g4. На эту пешку смотрели в пресс-центре многие гроссмейстеры, смотрели на нее и участники, взглянул с мрачным любопытством Каспаров, смотрел с раздражением и отвращением Лотье... Ну о-о-чень неслабое зрелище, доложу я вам! А между тем именно на этой далеко продвинутой пешке "g" держится вся стратегия черных.

Крамник: "Если бы не эта идея, дела черных никуда не годились бы: "слон Ботвинника" на b2, стоявший на вид неуклюже, потом сказал бы свое слово..."

В результате невероятного марш-броска пехотинца "g" и вызванной им череды событий позиция белых оказалась испорчена донельзя: фигуры чрезвычайно стеснены на нижних горизонталях, в центре "яма" на е4, а на открытой линии - полное господство вражеских ладей. Короче, впору сдаваться! Можете представить, каково было смотреть на это самолюбивому и честолюбивому французу Лотье, игравшему белыми!

Надо отдать ему должное, он боролся до конца и даже сумел (в результате неточности Крамника на 38-м ходу - необходимо было 38... b5, а не 38...bа) получить довольно приличную контригру, но Крамник и в новой ситуации был на высоте.

Итак, два "К" продолжают свою турнирную жатву, неумолимо приближаясь к очному поединку. Крамник будет играть черными, и интересно, "свой" или "не свой" дебют изберет Владимир в главной партии Тилбурга-97?

... Пятое поражение подряд потерпел Таль Шакед. На этот раз с ним плохо обошелся наш российский трехкратный чемпион Петр Свидлер. В игре Свидлера подкупало то, что он не засушивал игру, стремясь выиграть, так сказать, "на классе", действовал красиво, размашисто, эффектно и не избегал осложнений. В результате, как ни странно, получилась цельная и красивая партия. И если бы не знать, что у Шакеда образовался пятый подряд "ноль" в таблице, то вполне можно было бы и порадоваться за хорошее творческое достижение обоих гроссмейстеров.

Но Таль Шакед, увы, только проигрывает. Гроссмейстеры даже начинают открыто выражать ему сочувствие (кроме Каспарова, который о Шакеде слышать не может и для которого само его присутствие в одном с ним турнире - оскорбление). Сильнейшие уже внесли свою посильную лепту в образование Шакеда, и теперь все с интересом ждут партии Шакед - Леко. 18-летний венгерский гроссмейстер должен будет в очной встрече доказать, что он не зря не поехал на чемпионат мира, который Шакед выиграл... Но неужели до 10-го тура Шакед все свои партии продует? Такого вроде никогда еще не было в истории серьезных турниров...

Три партии закончились вничью. Юдит Полгар упустила большой перевес с Иеруном Пикетом (Лев Псахис, тренер Полгар: "Юдит продешевила, излишне форсировала события, а надо было терпеливо продолжать наращивать перевес".). В итоге Полгар с помощью тактических трюков пришлось делать ничью.

Майкл Адамc, чтобы избежать неприятностей, вынужден был белыми уже на 18-м ходу пойти на троекратное повторение позиции. Это свидетельствовало об упущениях в стратегической постановке партии: Адамc слишком оптимистично оценил ситуацию после прорыва левого крайнего "а" (шахматисты все последние дни жили футболом - как и все болельщики).

Белые в партии Александр Онишук - Петер Леко получили длительное давление на изолированную пешку "е" черных. Все сразу вспомнили, что с переменой цветов и с переменой ролей у Леко был уже такой же эндшпиль в игре с Юдит Полгар. И там, и здесь партнеры лишь проверяли точность друг друга - без особых надежд на нечто реальное.

...В следующий раз мы с вами встретимся теперь во вторник. За это время на турнире произойдет много событий - будут сыграны три тура. Интересно, что же нас ждет?

Пятый тур. Свидлер - Шакед - 1:0. Широв - Каспаров - 0:1. Лотье - Крамник - 0:1. Ничьи: Адамc - ван Вели, Онищук - Леко и Полгар - Пикет.

После пяти туров: Гарри Каспаров - 4,5, Владимир Крамник - 4, Петр Свидлер (все - Россия) - 3,5, Майкл Адамc (Англия) и Петер Леко - по 3, Юдит Полгар (оба - Венгрия) и Алексей Широв (Испания) - по 2,5, Александр Онищук (Украина) и Люк ван Вели - по 2, Йерун Пикет (оба - Нидерланды) и Жоэль Лотье (Франция) - по 1,5 и Таль Шакед (США) - 0.