Газета Спорт-Экспресс от 4 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

4 октября 1997

4 октября 1997 | Гольф

ГОЛЬФ

В гольф-клубе Вальдеррамы в местечке Сотогранде, что на юге Испании неподалеку от Малаги, прошел один из самых престижных в мире турниров - Ryder Cup.

В БИТВЕ ПРИ СОТОГРАНДЕ ЕВРОПА БЕРЕТ ВЕРХ НАД АМЕРИКОЙ

Ryder Cup, в котором выясняют отношения сборные Европы и США, сравним по значимости и популярности с US Masters или British Open. Ведь в этих двух командах собран весь цвет современного профессионального гольфа. Судите сами. За сборную США выступали чемпион Masters'97 Тайгер Вудс, победитель British Open'97 Джастин Леонард, первенствовавший на USPGA Championship Дэвис Лав и еще 8 из 13 лучших игроков мирового рейтинга. Честь Европы защищали ее игрок номер 1 Колин Монтгомери, трехкратный чемпион Masters, один из лучших гольфистов мира Ник Фалдо, опытнейшие Бернхард Лангер и Иэн Вуснэм. Представительным был не только состав участников, но и гостей. Ryder Cup посетили король Испании Хуан Карлос, экс-президент США Джордж Буш и суперзвезда американского баскетбола Майкл Джордан.

Нынешний уже 32-й по счету Ryder Cup впервые в своей истории проходил не в США и не в Великобритании. Выбор нового места его проведения обусловлен тем, что поле в Вальдерраме очень высокого качества, да и наличие в европейской сборной трех испанцев должно было привлечь к турниру повышенное внимание местных поклонников гольфа. Расчеты полностью оправдались: лучшие игроки мира собрали внушительную аудиторию, которая стала свидетельницей великолепного спектакля.

Накануне турнира капитан европейцев испанский гольфист Севериано Баллестерос на пресс-конференции сказал: "У нас подобралась команда, о какой можно только мечтать. Семь испытанных бойцов и пять новичков - это именно тот сплав опыта и молодости, который, по моему мнению, и должен дать оптимальный результат".

Американский капитан Том Кайт больше всего был озабочен полем: "В США почти не осталось таких узких полей, как в Вальдерраме. Мы привыкли играть на просторных полях, что, думаю, добавит проблем моим подопечным". Однако, по словам Кайта, европейцы столкнутся с теми же трудностями, так что шансы равны.

Начало турнира, как это нередко бывает в гольфе, оказалось под угрозой срыва из-за капризов погоды. Старт был отложен почти на 2 часа из-за настоящей бури, пронесшейся над Вальдеррамой. Ливень, сопровождавшийся шквальным ветром и грозой, затопил поле. Однако его великолепная дренажная система позволила игрокам приступить к делу в 10.40 утра по испанскому времени. Первая лунка осталась за одним из лидеров сборной США Дэвисом Лавом, который играл в паре с Филом Микельсоном. Да и в целом этот день проходил с преимуществом американских пар. Свой первый успех на Ryder Cup праздновал и его дебютант, общепризнанный вундеркинд Тайгер Вудс. (Впрочем, забегая вперед, скажу, что это была первая и последняя удача Вудса на Ryder Cup'97). Лишь вдохновенная игра шведской пары Йеспер Парневик - Пер-Ульрик Юханссон, да великолепный игл (на два удара меньше необходимого количества) Хосе Марии Оласабаля в конце дня позволили европейцам закончить первый раунд вничью.

Второй день опять начался с дождя. А как только погода немного разгулялась, Ник Фалдо и новичок Ли Вествуд выиграли свой микроматч у Леонарда и Маггерта. Благодаря берди (на один удар меньше необходимого количества) на 16-й лунке Вествуд не только вывел сборную Европы вперед - 4:3, но и помог ветерану Ryder Cup Фалдо, который выступал на этом турнире уже 11-й раз подряд, стать его абсолютным рекордсменом по числу набранных очков - 24. Этот удар Вествуда скорее всего и стал переломным моментом в игре. У европейцев после него словно открылось второе дыхание.

К последнему, третьему дню соревнований они подошли в великолепной форме. Воскресные поединки в одиночном разряде - кульминация турнира - должны были дать ответ на извечный вопрос, по какую сторону Атлантики лучше играют в гольф. По иронии судьбы, ответ этот дал не кто иной, как немецкий ветеран европейской сборной Бернхард Лангер, который совершил роковую ошибку, не реализовав патт (финальный удар на лунке), на Ryder Cup'91 в США, лишив тем самым Европу заветного трофея. На поле Вальдеррамы именно удар немца на 17-й лунке в матче с Брэдом Фэксоном фактически обеспечил победу европейскрй сборной над очень сильной американской "дрим-тим", а шотландец Колин Монтгомери, разделив очки в матче со Скоттом Хучем, закрепил победу и установил окончательный счет - 14 1/2 : 13 1/2.

Североирландский новичок Даррен Кларк, не справившись с нахлынувшими эмоциями, прыгнул от радости в близлежащий пруд, да и остальные члены команды-победительницы радовались как дети. После успеха двухлетней давности на поле клуба Оak Hill в США главный командный трофей мирового гольфа оказался опять в руках представителей Старого Света.

"Это был великий день для европейского гольфа, - сказал после финала Бернхард Лангер, отпраздновавший недавно свое 40-летие. - Многие не верили в то, что мы способны обыграть суперзвездный состав американцев. Они выглядели явными фаворитами, но мы всегда верили, что способны победить любого соперника".

Американский капитан Том Кайт был расстроен поражением, но держался мужественно: "Каждый раз происходит одно и то же: мы играем отлично, делаем свое дело до конца, но нам катастрофически не везет".

Удручен был и второй номер мировой классификации Вудс, дебют которого на Ryder Cup иначе, как провалом, не назовешь: за три игровых дня из возможных пяти очков он набрал лишь полтора. "С первой же секунды на испанской земле я чувствовал сильнейшее психологическое давление, - пожаловался Тайгер. - Не имея опыта выступлений в таких турнирах, я просто не справился с волнением".

С 1935 по 1983 год сборная США почти не имела проблем в соперничестве с Европой, выиграв 19 матчей при одной ничьей и одном поражении. Однако с середины 80-х ситуация кардинально изменилась. Европейцы, в составе которых блистал тогда сегодняшний капитан сборной Баллестерос, победив в 1985 году, и по сей день остаются на вершине: за минувшие с тех пор 12 лет они лишь дважды позволили отличиться своим заокеанским соперникам - в 1991-м и 1993 годах.

Нынешнюю победу вполне можно назвать бенефисом Севериано Баллестероса. Этот красавец испанец достоин отдельного очерка. Взойдя в середине 80-х на олимп мирового гольфа, Севе, как называют Баллестероса коллеги и болельщики, очаровал весь мир не только феноменальной игрой, но и своими обаянием и интеллигентностью. Познав вкус победы в Ryder Cup как игрок, он мечтал стать обладателем Кубка и как капитан. И вот его мечта сбылась, да не где-нибудь, а в родной Испании! "Я самый счастливый человек на земле! - воскликнул сияющий Баллестерос на послематчевой пресс-конференции. - Стать первым обладателем Ryder Cup как игрок и как капитан, да еще у себя на родине, на глазах тысяч испанских болельщиков - о большем я не смею и мечтать".

Огромную заслугу Севе в этой победе признают все члены сборной Европы. Хосе Мария Оласабаль: "Он вдохновлял нас на протяжении всего турнира". Игнасио Гарридо: "Севе был не просто капитаном и наставником - он был для нас как отец. Когда мы играли, Баллестерос незримо присутствовал рядом с каждым из нас". Ли Вествуд: "Я поражен тем, как блистательно Севе проявил себя на капитанском поприще. При его отношении к делу другого результата, кроме победы, и быть не могло". Бернхард Лангер: "Я с большим удовольствием последовал бы примеру Севе и стал бы капитаном сборной Европы, когда Ryder Cup состоится в Германии".

Подводя итоги Ryder Cup'97, помимо неожиданного поражения великолепной американской "дрим-тим" и, в частности, провала Тайгера Вудса, на которого в команде возлагали особые надежды, а также прекрасного капитанства Севериано Баллестероса, проявившего себя как тонкий психолог и опытный стратег, нельзя не отметить, может быть, самое главное - выход на мировую арену молодого поколения европейских гольфистов: 24-летнего англичанина Ли Вествуда, 25-летнего испанца Игнасио Гарридо и 26-летнего датчанина Томаса Бьорна, которые в Вальдерраме полностью переиграли молодых американских львов Вудса, Фила Микельсона и Джастина Леонарда.

Итак, в ближайшие два года европейцы могут с полным основанием называться чемпионами мира по гольфу. Однако раненый зверь опасен вдвойне. Американцы наверняка извлекут уроки из поражения. Тайгер Вудс наберется так необходимого ему опыта борьбы c волнением на крупнейших турнирах. Так что следующий Ryder Cup сулит еще более бескомпромиссную битву.

Андрей КУЧМИЙ