Газета Спорт-Экспресс от 24 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

24 сентября 1997

24 сентября 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Александр ГОРБАЧЕВ

ЦЕЛЫЙ ЧАС БЫЛ ПЛЕМЯННИКОМ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА

В прошлом году, когда ставропольское "Динамо" боролось за путевку в высшую лигу, главный тренер динамовцев Петр Шубин называл Александра Горбачева лучшим защитником команды. Но с уходом Шубина все круто изменилось. Горбачев был вынужден подыскивать новое место работы. Так 26-летний футболист оказался в калининградской "Балтике".

-Насколько я знаю, у вас были две причины ухода из "Динамо": решение теперь уже бывшего главного тренера ставропольцев Сергея Зименкова выставить вас на трансфер и невыполнение клубом условий личного контракта.

- Нет. Причина была одна - решение Зименкова, с которым согласилось руководство клуба. Что же касается невыполнения контракта, то я понимал, что клуб находится в сложном финансовом положении и был готов подождать. Однако, когда Зименков меня отчислил, не объяснив, что его в моей игре не устраивает, я пошел на принцип и подал в КДК заявление с просьбой расторгнуть контракт с "Динамо". Что и было сделано.

-К услугам КДК вы обращались не впервые - перед чемпионатом-96 "судились" с "КАМАЗом" и тоже выиграли дело.

- Там была другая история. Руководство "КАМАЗа" не хотело со мной расставаться, но в то же время долго водило за нос с полагавшейся по контракту квартирой. Поэтому, получив приглашение от "Динамо" , я уехал из Челнов.

-О каком "Динамо" вы говорите - о ставропольском или о киевском?

- О ставропольском. Хотя действительно чуть раньше была возможность оказаться в киевской команде. В декабре 95-го я ездил туда на просмотр. Видимо, подошел киевлянам, если через две недели знакомства получил предложение подписать контракт и отправиться с киевлянами на сбор в Германию.

-Что же вас не устроило?

- Срок. Три года, и ни днем меньше - это мне не понравилось.

-Почему?

- Как раз тогда киевлян исключили из Лиги чемпионов. Так что особых стимулов для длительного контракта я не видел. Конечно, когда динамовцев реабилитировали и особенно когда в Киев вернулся Лобановский, я пожалел о содеянном. Мне почему-то кажется, что я не затерялся бы и в сегодняшней киевской команде.

-Вы играли под руководством многих известных тренеров. Малафеев, Ирхин, Четверик, Шубин. Теперь - Ткаченко. А первым был, кажется, Садырин?

- Это будет слишком громко сказано, что Садырин - мой первый тренер. В 90-м меня призвали "служить" в ЦСКА. Попал в дубль, которым руководил Александр Колповский. У основного состава армейцев тогда был звездный час. Садырин бывал на матчах дублеров и некоторых резервистов брал на заметку. Перед дембелем он предложил мне "подписаться на прапорщика". Говорил, что скоро продадут армейцы своих звезд за границу, и у меня появится хороший шанс закрепиться в ЦСКА. Предлагался и такой вариант: армейцы подписывают со мной контракт и отдают на некоторое время в аренду "КАМАЗу", как они уже делали во время моей службы. В 1991 году Новосадова, Карсакова и меня отправляли на три месяца на помощь челнинцам. Там я познакомился с Четвериком, который не возражал, чтобы я задержался у него подольше. Но в то время мои пути с "КАМАЗом" разошлись.

-Почему?

- Меня пригласил в кисловодский "Асмарал" Эдуард Малофеев. Разве можно было отказать такому известному тренеру? К тому же Малофеев, приняв команду в 92-м, был настроен очень решительно и хотел за один год вывести ее из первой российской лиги в высшую. Вполне возможно, он бы это сделал, если бы хозяин "Асмарала" Аль-Халиди не отвернулся вскоре от кисловодскои команды. Все стало рушиться на глазах, и приглашение в ставропольское "Динамо" летом 92-го оказалось как нельзя кстати.

-Сомнений по поводу выбора не испытывали?

- Нет. "Динамо" играло в высшей лиге. Этим все сказано. К тому же я возвращался в Ставрополь, где когда-то учился в спортинтернате, и от Ставрополя до моего родного села Тищенского - всего ничего.

-В Челны вы вернулись в ходе чемпионата-94. Уже тогда не поладили с Зименковым?

- Я уходил, когда его уже уволили и над "Динамо" нависла неопределенность. А с Зименковым в то время у меня были хорошие отношения. Тогда я и представить не мог, что они настолько испортятся.

-О времени, проведенном в "КАМАЗе", не жалеете?

- Конечно, нет. У Четверика тоже многому научился. И ребята в "КАМАЗе" подобрались хорошие. Только вот у руководства челнинского клуба наблюдается нехорошая черта - необязательность. За меня камазовцы с "Динамо", кажется, целый год расплачивались. Так что нынешний случай с "Балтикой" весьма показателен.

-Как вы оказались в калининградской команде?

- После отчисления из "Динамо" мной заинтересовалось несколько клубов - "Балтика", "Сокол", "Шинник", "Факел". "Балтику" посоветовал выбрать мой тренер по ставропольскому спортинтернату Николай Швыдский. Я всегда к его советам прислушивался. Он в прошлом году работал в тренерском штабе "Балтики" и сказал: "Поезжай туда, не пожалеешь".

-Смотрины были обстоятельные?

- Разумеется. Поиграл в двусторонних играх. Потом меня и Федькова посмотрели в товарищеском матче с литовской "Каредой". Я подписал с "Балтикой" двухлетний контракт.

-Вы-то почти сразу попали в основной состав, вот другому экс-динамовцу из Ставрополя - Владиславу Лемишу там пока места не находится. Почему?

- Лемиш - нападающий. А в атаке у Ткаченко есть Федьков и Руслан Аджинджал. Лемиш тренируется, готовится, выходит на замены. Между прочим, я своим местом в "основе" не обольщаюсь. Мало ли что может произойти завтра? У всех игроков "Балтики" равные возможности.

-Ткаченко строгий тренер?

- Очень. Но его строгость идет на пользу дела. Все объяснения Ткаченко конкретны и ясны. Всегда понятно, чего он от тебя хочет - будь то тренировка или календарная игра.

-Крепко досталось от строгого тренера после провальных матчей с "Шинником" и "Спартаком"?

- Разумеется. В этих встречах мы сыграли очень плохо, чем соперники и воспользовались. Трудно сказать, что произошло. На матч со "Спартаком" очень серьезно настраивались. Возможно, сказалось отсутствие травмированных Малая и Перминова. Да и не все игравшие находились в хорошей физической форме. Я, например, после предыдущего матча с "Торпедо" играл на уколах.

-Кто-то из торпедовцев "постарался"?

- Нет. На ровном месте потянул мышцу. В высшей лиге играют чище, чем в первой. Мне, к примеру, в первом матче нынешнего чемпионата форвард саратовского "Сокола" Ермилов едва ногу не сломал. Около месяца лечился. И после этого у нападающих хватает нахальства заявлять о грубой игре защитников! Лучше бы на себя посмотрели со стороны.

-У вас репутация если не грубого, то чрезвычайно жесткого защитника.

- Я так не считаю. И уж во всяком случае никогда не провоцирую соперников.

-Тем не менее Дмитрий Черышев в интервью "СЭ" как-то жаловался на вас. Дескать, в матче между динамовцами Москвы и Ставрополя весной 94-го вы преднамеренно схватили его за майку. А он не выдержал и ударил вас, за что получил красную карточку.

- Я уважаю Черышева как футболиста. Однако в том интервью (я его хорошо помню) он зря на меня "наехал". Опекал я его плотно, но за майку не хватал. Просто Дима - горячий парень. И у меня с ним на поле всегда были натянутые отношения. Не любит он проигрывать единоборства - сразу выходит из себя. В том случае именно так и было. Удалили его справедливо.

-Сезон завершается. Считаете его для себя удачным?

- Моя удача в том, что попал в "Балтику". Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Но я не могу рассматривать себя отдельно от команды. Окажемся в итоговой таблице там, где планируем, - вот тогда будет настоящая удача.

-На каком же месте планируете оказаться?

- Не ниже седьмого, которое досталось "Балтике" в прошлом году. В Калининграде все хотят видеть высококлассную команду. Для этого уже многое делается. Как говорил мой знаменитый однофамилец: "Процесс пошел".

-Вы, кстати, не только однофамилец, но и земляк Михаила Сергеевича. Родились, кажется, в соседних селах?

- Между нашими селами километров 50. Поэтому в период наибольшей популярности Горбачева меня нередко спрашивали: "Кем ты ему приходишься?". А в Японии, где в 95-м "КАМАЗ" представлял Россию на Универсиаде, забавный эпизод произошел. Кто-то из наших игроков пустил слух, что в команде играет племянник экс-президента. Японцы народ доверчивый. Стали подходить за автографами. Многим захотелось сфотографироваться со мной. В общем, с часок я походил в племянниках Михаила Сергеевича. Потом все мы от души посмеялись, а японцы долго не могли поверить, что их разыграли.

Сергей КАПУСТИН

Калининград - Ставрополь