Газета Спорт-Экспресс от 2 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

2 сентября 1997

2 сентября 1997 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN-97

Поражение Евгения Кафельникова во втором круге, выход в четвертьфинал 17-летней американки Винус Уильямc, победа чеха Даниэля Вацека над австралийцем Марком Филиппоуссисом в 1/16 финала - вот, пожалуй, и все сюрпризы уик-энда на Открытом чемпионате США. Впрочем, чем не сенсация, что снова в центре внимания на "Флашинг Медоу" находится Андре Агасси, занимающий сейчас в рейтинге АТР только 63-е место?..

КАЖЕТСЯ, АГАССИ ОПЯТЬ ЗАИГРАЛ

Пятница

БЕЗ ПОДАЧИ НА US OPEN УДАЧИ НЕ ЖДИ

Может быть, кому-то это Сравнение покажется натянутым, но мне матч Кафельникова с австралийцем Марком Вудфордом напомнил финал турнира St. Petersburg Open-96, в котором Евгения обыграл швед Магнус Густафссон. Несколько раз по ходу встречи, ставшей последней для Кафельникова на турнирах "Большого шлема" в этом году, ловил себя на мысли, что нечто подобное я уже видел. И действительно, так же, как тогда, в Питере, пятничный поединок с Вудфордом был для россиянина очень важным. Так же, как и в Питере, его соперником был известный теннисист, уже давно сложившийся как игрок, но весьма ограниченный в тактике, крепкий духом, но не звезда первой величины, то есть которого по идее Кафельников должен был побеждать. Однако, как и в Питере, Кафельников играл так плохо, что у него практически не было шансов на победу.

Матч сочинца с 43-й ракеткой мира организаторы поставили в пятничном расписании первым на корте имени Артура Эша. И не только потому, что оба соперника позднее должны были проводить еще и парные встречи. Пожалуй, еще никогда на Открытом чемпионате США интерес к выступлению Кафельникова не был столь высоким. После того, как в предваряющих US Open турнирах Евгений доказал результаты, уступающие только результатам Майкла Чанга, многие специалисты предрекали ему если не полный триумф, то место в четверке - уж точно. Проходная встреча первого круга с итальянцем Кристианом Каратти, в которой, несмотря на победу, Кафельников показал далеко не свой фирменный теннис, поставила под вопрос эти прогнозы, а поражение от Вудфорда полностью опровергло их. А ведь начало матча сложилось для Кафельникова удачно. Уже в первом гейме он взял подачу соперника, потом удержал свою и повел 2:0. А дальше, как это мы уже не раз видели во время матчей с участием Евгения, развитие событий начало напоминать захватывающий по Сюжету кинофильм, причем явно не американский. Голливудские сценаристы, проводя своего героя через мыслимые и немыслимые трудности, почти гарантируют ему хэппи-энд. А Кафельников, начав за здравие, кончил за упокой. Во втором гейме на своей подаче Евгений делает сразу три двойные ошибки и позволяет Вудфорду сделать первый брейк. Все чаще становится заметной неуверенная игра Кафельникова на задней линии: левша-австралиец отвечает справа исключительно резаным ударом, а Евгений по одному ему известной причине действует излишне робко. В таких непростых ситуациях может выручить уверенная первая подача. Однако в данном случае ее у Кафельникова не наблюдалось: около 40 процентов ее выполнения первой партии и всего 33 (!) во второй - с подобными показателями в третий круг Открытого чемпионата США было бы непросто выйти даже самому Сампрасу.

Именно поэтому россиянин очень скоро оказался в настолько возбужденном состоянии, что за лучшего российского игрока временами становилось неловко не только находящемуся сейчас на "Флашинг Медоу" специальному фотокорреспонденту "СЭ", но и автору этих строк, наблюдавшему матч в редакции по телевидению. Да, Евгений очень хотел обыграть Вудфорда, но это вряд ли может оправдать его, мягко говоря, ненормативную лексику на главном корте "Флашинг Медоу" в присутствии болельщиков-россиян, новых американцев, еще не забывших родной русский язык, а также собственного тренера и любимой девушки.

На что оставалось надеяться в столь безнадежной ситуации? Наверное, только на то, что Вудфорд, которому через три недели исполнится 32 года, подустанет. И был в третьем сете момент, когда показалось, что Кафельников начинает перехватывать инициативу. В очередной раз потеряв свою подачу, он наконец сам сделал брейк, когда мяч, задев трос, перевалился на сторону Вудфорда. От радости Евгений даже пробежал полкорта к сетке и поцеловал ее, чем, может быть, и исчерпал свой запас везения в то утро. В концовке на тай-брейке австралиец постоянно имел преимущество, а на матч-пойнте Кафельников выглядел просто обреченным. Вудфорд подал со второго мяча со скоростью всего 117 км в час, и тем не менее Кафельников на приеме послал мяч прямо в середину корта, после чего австралиец сочным форхэндом поставил жирную точку в матче.

- Я верил, что могу победить Кафельникова, и пресекал все его попытки захватить игровое преимущество, - сказал на послематчевой пресс-конференции Вудфорд, который со своим партнером Тоддом Вудбриджем выиграл 10 турниров "Большого шлема" в парном разряде.

Пока Вудфорд два с лишним часа выяснял свои отношения с Кафельниковым, дошедший в этом году до полуфинала Уимблдона Вудбридж во втором круге US Open уступил аргентинцу Эрнану Гуми. Когда же несколько часов спустя знаменитые, но подуставшие Вуддисы неожиданно проиграли голландцам Менно Оостингу и Тому Кемперсу, их неудача уже была расценена многими как сенсация не меньшая, чем поражение Кафельникова.

Суббота

ХИНГИС ОТДАЕТ ДОЛЖНОЕ ЛИХОВЦЕВОЙ

Подробно рассказать в одном отчете о событиях трех дней турнира "Большого шлема" невозможно, поэтому главное внимание сегодня - мужским соревнованиям. Впрочем, на нескольких женских результатах не остановиться тоже нельзя. Прежде всего обращает на себя внимание успех Винус Уильямс. В то время, как теннис за океаном переживает не самые лучшие времена - достойной смены Сампрасу и К° пока не видать, - выход перспективнейшей теннисистки в четвертьфинал US Open для хозяев стал бальзамом на душу. Более подробный разговор об Уильямс отложу на один из следующих номеров газеты, а в этом расскажу о субботней встрече, которую мы все ждали - Мартины Хингис с Еленой Лиховцевой.

- Я знала, что Елена собирается устроить мне серьезное испытание на прочность, - сказала первая ракетка мира по окончании матча. - Это был довольно непростой поединок и весьма типичный для женского тенниса. Сработало правило, согласно которому взять чужую подачу значительно легче, чем удержать свою.

Да, хотя испортить настроение Хингис Лиховцевой не удалось, понервничать соперницу Елена все-таки заставила. Из трех встреч на пути к четвертому кругу US Open-97 матч против 25-й ракетки мира действительно получился для Мартины самым трудным. Хингис четырежды теряла свою подачу, но и Лиховцева смогла удержать свою всего дважды. В первой партии, по словам Хингис, все решилось в 12-м гейме, когда россиянка сделала три невынужденные ошибки. В том, что соперничать на равных с Хингис сейчас способны от силы две-три теннисистки, большого секрета нет, однако Лиховцева почти до самого конца билась изо всех сил. Она расклеилась только в шестом гейме второго сета, когда позволила сопернице уйти в отрыв - 4:2. Переломить ход борьбы стало практически невозможно, и в двух последних геймах Хингис не проиграла ни одного очка.

Ну а теперь вернемся к мужскому турниру, на котором в субботу запомнились два матча. Один - между Даниэлем Вацеком и Марком Филиппоуссисом. Ну кто ожидал, что Вацек, проигрывавший в последнее время буквально всем подряд и за два года откатившийся в мировой классификации из первой тридцатки на скромное 83-е место, победит Филиппоуссиса, от которого в Австралии ждут не дождутся взлета на самый верх рейтинга АТР? Чех, играющий примерно в том же стиле, что и Филиппоуссис, делая ставку на сильную подачу и четкую игру у сетки, довольно лихо в трех партиях разобрался с Марком и снова, как и в 1995 году, вышел в четвертый круг Открытого чемпионата США. Ну а Филиппоуссису, припустившему в этом году из-за травмы Australian Open и показавшему в турнирах "Большого шлема" свой лучший результат не на лондонской траве Уимблдона или на нью-йоркском харде, а на парижском грунте (1/8 финала), остается теперь надеяться, что в сезоне-98 все для него сложится более удачно.

А вот испанцу Феликсу Мантилье просто грешно жаловаться на судьбу. В январе в Мельбурне он неожиданно попал в четвертьфинал, но на US Open доказал, что тот успех был не случаен. Не исключено, что матч третьего круга Мантильи и Джона ван Лоттума останется самым упорным и даже самым злым на этом турнире. Когда все закончилось, голландец, пробивавшийся через квалификацию, заявил, что не хотел бы победить так, как это сделал испанец. А дело вот в чем. В концовке матча Мантилья дважды вызывал на корт врача: сначала у него стало сводить мышцы левой ноги, а потом заболела спина. Ван Лоттум же обвинил Феликса в нечестности, утверждая, что тот тем самым просто-напросто сбивал его с игрового ритма. Обидно, конечно, оказаться в положении Джона, который проиграл, несмотря на то, что взял два сета, вел 5:4 в четвертой партии и имел в запасе свою подачу.

Воскресенье

АНДРЕ ПРИЗЫВАЕТ ИЗВЛЕЧЬ УРОК ИЗ ТРАГЕДИИ ПРИНЦЕССЫ ДИАНЫ

После того, как в пятницу Кафельников проиграл Вудфорду, стало ясно, что встреча, которую на "Флашинг Медоу" ждали с особым интересом - Евгения с Андре Агасси, отменяется. Зато сегодня из четырех мужских матчей 1/8 финала самым захватывающим и непредсказуемым обещает стать поединок Агасси и еще одного австралийца - Патрика Рафтера.

Успешное выступление Рафтера на US Open прогнозировалось, хотя Патрик и говорит, что, мол, удивлен уровнем тенниса, который он показывал на прошлой неделе. Нынешний сезон, безусловно, лучший в карьере Рафтера, который сенсационно дошел до полуфинала "Ролан Гаррос" и пять раз был в финалах турниров АТР (Филадельфия, Гонконг, Санкт-Пелтен, Нью-Хейвен, Лонг-Айленд). Причем если, например, Кафельников, обыгравший Рафтера в Нью-Хейвене, похоже, не сумел сохранить спортивную форму на высшем уровне, то Патрик, наоборот, прибавлял практически с каждым матчем, как, впрочем, и Андре. В соревнованиях предваряющих Открытый чемпионат США, пройти два круга было для Агасси крупным успехом, а в Нью-Йорке он громит одного соперника за другим. Пусть легкая победа над переживающим сейчас не лучшие времена румыном Адрианом Войней ни о чем и не говорит, но ведь разгром, который Агасси учинил Вудфорду, весьма недвусмысленно намекает на то, что экс-первая ракетка мира постепенно набирает свои лучшие кондиции.

- Мне пока трудно оценивать свое игровое состояние на данный момент. Я всего лишь стараюсь сохранять концентрацию на протяжении всего матча, и пока мне это удается, - заявил Агасси.

Итак, самый популярный теннисист мира снова в центре внимания. Как и прежде, пресс-конференции с участием Андре собирают наибольшее количество репортеров, которые вновь мечтают о финале Сампрас - Агасси.

- Чем вы можете объяснить феноменальные результаты Пита? - в очередной раз спросили Агасси в пятницу.

- Иногда я сам задумываюсь над тем, как же этот сукин сын умудрился выиграть столько турниров "Большого шлема". И ничего толком не могу ответить себе, - сказал Андре.

Через день, на воскресной пресс-конференции Агасси в основном задавали вопросы не о теннисе, а о том, какое впечатление на него произвело сообщение из Парижа, где в ночь с субботы на воскресенье попала в роковую автокатастрофу принцесса Уэльская Диана. Андре ответил, что никогда не встречался с этой женщиной, но тем не менее испытывает те же чувства, что и любой человек на Земле, и считает необходимым извлечь уроки из этой трагедии. Впрочем, похоже, что сейчас для Агасси на первом месте снова теннис.

Ну а вторая ракетка мира Майкл Чанг в воскресенье не испытывал особых проблем во встрече с Саргисом Саргсяном. Армянский теннисист старался как мог, но преимущество Чанга было ощутимым. Американец реализовал 10 из 23 брейк-пойнтов, которые имелись в его распоряжении, а Саргсян совершил 50 невынужденных ошибок. Впрочем, статистика не всегда реально показывает соотношение сил. Например, индус Леандер Паес в матче с Седриком Пьолином сделал больше эйсов (13 против 11), допустил меньше двойных (3 против 7) и даже выиграл в сумме больше очков (151 против 146), а в четвертый круг тем не менее вышел француз.

Евгений ФЕДЯКОВ