Газета Спорт-Экспресс от 21 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

21 августа 1997

21 августа 1997 | Футбол

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФУТБОЛ

Дмитрий РАДЧЕНКО

МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ КОРРИДА, НО РУССКИЙ ЛЕС НИ НА ЧТО НЕ ПРОМЕНЯЮ

Четыре сезона в трех испанских клубах под руководством пяти тренеров - таков послужной стаж российского легионера Дмитрия Радченко. Вполне достаточный для того, чтобы освоиться в испанском футболе и в чужой стране, где до сих пор в большом почете "старорежимные" нравы, обычаи и условности. Там, к примеру, врач или юрист даже в чудовищную жару не выйдет из дома в шортах, майке или в джинсах. Только в строгом костюме и непременно при галстуке.

-Вы начинали играть в родном Питере, за "Зенит", а в Испанию уехали из московского "Спартака". По обоюдному согласию - вашему и клуба?

- Нет-нет, как раз для меня-то отъезд стал полнейшей неожиданностью. В августе девяносто третьего года "Спартак" отправился на несколько матчей в Испанию. Прилетаем в аэропорт, там - встречающих толпа, и я узнаю, что Радченко уже игрок не "Спартака", а "Расинга" из Сантандера. После возвращения в Москву мы уехали в этот клуб вместе с Димой Поповым, и встречал нас Андрей Зыгмантович, бывший игрок минского "Динамо" и сборной СССР. Он к тому времени в Испании уже обжился, говорил по-испански и был нашим первым наставником. Объяснял, какие здесь законы, как надо вести себя, словом, помогал обустроиться на новом месте.

В Сантандере мне с семьей клуб предоставил четырехкомнатную квартиру и старенький "фольксваген", который я через два месяца благополучно угрохал. Позднее за свои деньги приобрел "тойоту-селику" и до сих пор на ней езжу.

-В каком городе и в каком клубе вам было комфортнее всего жить и играть?

- Пожалуй, на второй год в Сантандере, когда начал говорить по-испански, адаптировался к незнакомым условиям. Очень помогло, что рядом были Попов и Зыгмантович. Познакомились с нашими гандболистами, игравшими за местный клуб. - Якимовичем из Белоруссии, Юрой Нестеровым из Питера и Талантом Дуйшебаевым. который после барселонской Олимпиады принял испанское подданство. Вместе мы проводили немало времени, подружились семьями.

Сантандер - красивый город на берегу Бискайского залива, курорт. Ла-Корунья в чем-то схожа, только больше жителей и морская вода похолоднее. Игра у меня тоже лучше всего складывалась в "Расинге" во многом потому, что среди партнеров было двое своих, а тренеры - в первом сезоне Ирурета и во втором Миера - постоянно ставили в состав. С помощью Попова забивал регулярно, а он в нашем первом чемпионате мячей восемь заколотил, в основном с моих передач. Для него, полузащитника, результат вполне приличный.

-Почему вам пришлось уйти из "Расинга"?

- Клуб залез в долги, и, как мне объяснили, единственным выходом стала моя продажа богатому клубу. Предложения были разные, но в итоге "Расинг" договорился с "Депортиво" из Ла-Коруньи. Конечно, решающим было мое согласие. А так как покидать Испанию и переезжать в другую страну не хотелось, то я возражать не стал.

-С кем из пяти тренеров, под началом которых вам довелось играть в Испании, работать было приятнее всего?

- Они такие разные - и с человеческой, и с профессиональной точки зрения. Пожалуй, легче всего было в "Райо Вальекано" с Пакито. Может, потому, что его система тренировок и взгляды на футбол были схожими с теми, которые исповедуют наши тренеры. Но в начале второго круга, после двух поражений подряд Пакито убрали, и на его место пришел Самбрано. Он тоже продержался недолго. Мы с ним выиграли у мадридского "Реала", после чего уступили в двух матчах, после чего Самбрано уволили. Новым главным тренером стал Максимо, бывший ассистент Самбрано. самостоятельно ни с одной командой не работавший. В Испании к тренерской чехарде привыкли. Там это - обычное дело. Любого наставника могут снять после двух-трех проигрышей, и не важно, когда - в начале, в середине или в конце сезона.

-Как вы оказались в Мадриде, в "Райо Вальекано"?

- Тренер "Депора" Джон Тошак не гарантировал мне место в основном составе на предстоящий сезон. Но сказал об этом за неделю до окончания подачи заявок. Не очень-то корректно поступил, хотя наши отношения были вполне нормальными. Пришлось спешно искать команду, в которой я мог бы играть постоянно, на протяжении всего чемпионата. В итоге меня одолжили на один сезон "Райо Вальекано", а с "Депортиво" контракт действителен еще два года - до лета 1999-го. В общем, после отпуска прямо из Питера должен лететь прямо на предсезонный сбор галисийской команды.

-Как складывается во время сезона ваш рабочий день?

- Обычно тренировка начинается в половине одиннадцатого утра. Длится она два часа. В Сантандере и в Ла-Корунье мы жили неподалеку от базы, а в Мадриде на дорогу уходило за рулем минут двадцать. Накануне матча игроки "Расинга" собирались вечером в отеле, ужинали и готовились к завтрашней игре. Было время для общения. При Тошаке в "Депоре" и при Пакито в "Райо" несколько иначе: в день игры приезжали к обеду, после которого отдыхали и ехали на стадион.

-В каждом клубе существуют свои традиции?

- Как правило. Например, раз в неделю вся команда собирается вместе ужинать, причем игроки приезжают без жен. Так принято, хотя в частном порядке обычно ходят в рестораны с женами или подругами.

-С кем из легионеров, помимо россиян, вам довелось поиграть за эти четыре сезона?

- На второй мой сезон в "Депортиво" пришел бразилец Бебето. В Ла-Корунье его боготворили, играл он здорово, чудеса творил. Приходилось выходить на поле вместе с другими бразильцами, а также с аргентинцами, португальцами, с югославом Джукичем. С любым квалифицированным игроком легко находишь общий язык на поле.

-Много внимания уделяется на тренировках испанских команд физической подготовке игроков?

- Гораздо больше, чем у нас, особенно перед началом сезона. Там добиваются, чтобы каждый игрок был абсолютно здоров, много бегал и не уставал.

-Четвертый год подряд вместе с женой и дочкой вы приезжаете летом домой, в Питер, и проводите здесь весь свой отпуск. В то время как "новые русские", наоборот, едут в отпуск в южные страны, в том числе и в Испанию.

- Конечно, можно неплохо отдохнуть в Испании или в какой-то другой стране. Но лучше всего я чувствую себя в деревне, в русском лесу. Лето мы обычно проводим километрах в пятидесяти от Питера, где у родителей есть дом. Он им достался в наследство от бабушки.

-Откуда у вас, выросшего в "спальном" городском районе такая любовь к родной природе?

- Сколько помню себя, наша семья всегда проводила лето в деревне. Отец с матерью хлопотали по хозяйству. После того как оба вышли на пенсию, забот прибавилось. Сейчас в их хозяйстве корова, другая живность, четыре собаки, есть мини-трактор. Отец, можно сказать, стал фермером, а мы с братом во время отпуска ему с удовольствием помогаем. Травку покосишь, а потом в своей баньке попаришься - это же сказка! В Испании стараюсь по возможности попасть на бой быков. Коррида мне нравится, но целый год мечтаю об отдыхе в нашей деревне. Людмила, моя жена, тоже из Питера, и тоже скучает, ждет не дождется отпуска.

-Что же вас удерживает в Испании?

Только стремление обеспечить будущее семьи. Я же футболист, другой профессией пока не обзавелся. Если бы в России игроки зарабатывали столько же, сколько в Испании, я бы играл за "Зенит". Надеюсь, что за питерскую команду когда-нибудь проведу свой последний матч.

Испания - прекрасная страна. Футболистов здесь на руках носят. В таких небольших городах, как Сантандер или Ла-Корунья, шагу не сделаешь, чтобы кто-то к тебе не подошел, не поинтересовался, как дела, как игра. Народ там открытый, без комплексов. И никого нельзя обидеть отказом, с каждым приходится постоять, поболтать.

-Некоторые из наших спортсменов остаются в Испании, открывают свой бизнес, покупают недвижимость.

- Бизнесмена из меня не получится, хотя мы и решили купить дом, в котором жили до отъезда из Ла-Коруньи в Мадрид. Взяли в банке ссуду и платим ежемесячные взносы.

-Ваши родители были в Испании?

- К сожалению, нет. Собирались, но домашние дела не отпускали. А этой зимой в Ла-Корунью мы их обязательно пригласим в наш собственный дом.

-Вернемся к испанскому футболу. Система штрафов в клубах действует?

- Да, и в каждом - своя. Штрафуют за опоздание, за желтую карточку, которую, к примеру, схлопочешь за пререкания с судьей. Однажды за такой "горчичник" мне пришлось отдать в клубную кассу сто долларов. Но это - минимальное наказание, а за каждую минуту опоздания на тренировку снимали по пятьдесят долларов, так что на час лучше не опаздывать.

-У игроков есть рекламные контракты?

- Легионеры, как правило, заключают контракты и выходят на поле в бутсах разных фирм - "Адидас", "Рибок", "Пума". Например, в Германии, насколько я знаю, такое невозможно, там контракт на всю команду с одной фирмой заключает клуб. По контракту кроме обуви получаешь еще майки, шорты, то есть рекламируешь продукцию и за пределами футбольного поля. Испанские игроки, бывает, рекламируют и другие товары - парфюмерию, йогурты.

-Последний ваш сезон удачным, согласитесь, не назовешь. И не только потому, что "Райо Вальекано" вылетел во второй дивизион. Кстати, об этом клубе у нас мало что известно.

- "Райо" принадлежит миллионеру с футбольной фамилией - Руису Матеусу. В восемьдесят четвертом году его считали одним из самых богатых людей Испании. Но в футболе ни он сам, ни его супруга, которая занимает пост президента, ровным счетом ничего не смыслят. У них тринадцать детей, из них пять тоже работают в клубе. Такой вот семейный клуб. Стадион, которым владеет Матеус, рассчитан всего на двадцать тысяч зрителей, он - самый маленький в первом дивизионе. У клуба нет своей тренировочной базы и запасного поля. Зрителей на матчах "Райо Вальекано" собиралось от силы четыре тысячи. В зимнее время, когда шли дожди, приходилось тренироваться "пять на пять" в зале.

-Почему в последних турах чемпионата, когда "Райо" пытался остаться в первом дивизионе, вы не выходили на поле, лишь однажды отыграв неполный тайм?

- Так получилось, что минувший сезон стал для меня сплошным разочарованием. Максимо почему-то предложил мне играть оттянутого назад левого хава. скорее даже левого защитника атакующего плана. Но прежде я всегда действовал впереди. Провел в новом для себя амплуа пару матчей, чувствую, не получается. Надо же какое-то время, чтобы почувствовать себя уверенно в новой роли. А тут как раз самый трудный момент на финише сезона. В общем, свою точку зрения изложил президенту клуба, вернее, президентше, сказал, что лучше для команды и для меня не играть на этой позиции. Надеюсь, в "Депортиво", куда я возвращаюсь после годичного перерыва, займу привычное для себя место.

-Но в Ла-Корунье, судя по всему, вас ожидают нелегкие испытания. В "Депортиво" еще в прошлом сезоне пришел бразильский тренер, ключевые позиции в команде заняли легионеры из Бразилии Ривалдо и Рейналдо, француз Мартене.

- Насколько я знаю, в этом сезоне за "Депортиво" будут играть одни легионеры. Но конкуренция за место в "основе" меня не пугает. Из трех игроков, которых вы назвали, отличное впечатление на меня произвел только атакующий полузащитник Ривалдо. Десять миллионов долларов за него не зря заплатили. Другое дело, что тренер Силва меня практически не знает, поэтому придется доказывать, что я чего-то стою тоже.

-А о возвращении в сборную России вы не задумывались?

- Надо прежде утвердиться в составе "Депора".

-Некоторые наши легионеры отказываются играть за сборную под руководством Бориса Игнатьева.

- Дело тут, думаю, не в главном тренере. Конкретно с теми, кто не собирается больше выступать за сборную, я еще не говорил, Карпин, правда, звонил. Он сказал, что так и не смог разобраться, что происходит в команде, и поэтому не хочет впредь играть за сборную.

-Я тоже считаю, это неправильным, когда на первый сбор вызывают одних игроков, на второй - других, а на третий - опять новичков.

- В этом вопросе решающее слово за тренером. Игнатьев утверждает, что состав определяет только он, никакого давления со стороны высокого футбольного начальства он не испытывает.

-А вы в это не верите?

- В это трудно поверить. После чемпионата Европы в Англии президент Российского футбольного союза Колосков в интервью "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" прямо сказал, что Кирьянову дорога в сборную закрыта. Теперь представим себе, что Игнатьев, который знает этого игрока еще с юношеских сборных, захочет пригласить Сергея на отборочный матч чемпионата мира. Но сможет ли при этом Игнатьев воспользоваться своим правом формировать состав - это большой вопрос. В таком же положении оказывались предшественники Игнатьева в сборной. У них просто не было условий для полноценной работы, независимости. А тренер сборной Испании, к примеру, может настоять на кандидатуре того или иного игрока, не вдаваясь в объяснения по поводу своего решения. В случае если тренер кого-то не устраивает, ему платят неустойку и назначают другого.

-Последний раз вас вызывали на сбор, если не ошибаюсь, перед первым матчем с командой Израиля.

- А до этого я приезжал в Москву два раза - на товарищеский матч с Бразилией и на отборочный - с Кипром. Выходил в стартовом составе. Но после первого тайма игры с Израилем меня заменили. После этого никаких телефонных звонков и разговоров больше не было. Говорили, что Игнатьев побывал на матче "Райо" с "Сельтой", за которую играет Мостовой, но ни он, ни я с главным тренером не встретились.

-А все же, если вас вызовут на сентябрьский матч с Болгарией, свое согласие дадите?

- Никогда не отказывался от выступлений за сборную. Но без предварительного разговора с Игнатьевым в Москву не поеду.

-Ваш друг Олег Саленко во время последнего приезда в Питер сказал, что хочет сыграть за сборную и мечтает вернуться в Испанию. Не знаете, в какой клуб?

- С ним мы созваниваемся регулярно. Когда я уезжал в отпуск, никто, даже сам Саленко. не знал ответа на этот вопрос.

-Вам бы хотелось играть вместе с ним?

- Еще бы! Помните чемпионат мира в США, когда Саленко забил пять мячей Камеруну? По-моему, у нас тогда неплохо все получилось. Мы оба еще не потеряли надежду вместе сыграть за сборную и вместе, если повезет, отыграть свой самый последний сезон в "Зените", из которого Олег уехал в киевское "Динамо", а я - в "Спартак".

-Чувствуется, вы с удовольствием вспоминаете время, когда играли на родине.

- И в "Зените", и в "Спартаке" очень много сделали, чтобы я стал игроком сборной страны, помогли достичь уровня, который позволил играть в испанском футболе.

...Как сложится пятый испанский сезон Дмитрия Радченко? Сам он не исключает вариант, при котором, начав чемпионат в "Депортиво", закончит его в каком-то другом клубе с Пиренейского полуострова, а быть может, и за его пределами.

Сергей СТРУНИН

Санкт-Петербург