Газета Спорт-Экспресс от 20 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

20 августа 1997

20 августа 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

В Филадельфии завершился предолимпийский сбор, организованный Федерацией хоккея России

ПО МНЕНИЮ ФАНАТОВ, РУССКИЕ - ОТЛИЧНЫЕ РЕБЯТА!

Игорь РАБИНЕР

из Филадельфии

Игорь РАБИНЕР - собственный Корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Незаметно и стремительно, будто одно мгновение, пролетели дни сбора русских НХЛовцев, и вчера, после утренней тренировки, 20 хоккеистов разъехались и разлетелись по своим канадско-американским городам и весям. Никто, ни один из его участников, не выразил разочарования проведенными под Филадельфией днями; более того, все выражают желание, чтобы такая подготовка проводилась каждый год. Тогда как в Москву, если бы подобный сбор был организован там, многие из игроков наверняка не прилетели бы.

Борис Миронов признался: "Все-таки это совершенно другое - тренироваться со своими. Там, в Эдмонтоне, пришел, поработал, ушел - и вновь остался один на один со своими проблемами. А тут общаешься, смеешься с ребятами - и даже из раздевалки уходить никуда не хочется". С ним согласны все - к примеру, Дарюс Каспарайтис, с ностальгией вспоминающий старые динамовские времена: "Все были вместе, все на базе, все без денег... Сейчас все совсем другое, тех времен уже не вернешь, да и сами мы изменились, но то время мы не забудем никогда и всегда будем его с огромной радостью вспоминать".

Бывшие динамовцы, играющие ныне в НХЛ и собравшиеся в том числе на этом сборе, - это вообще отдельная тема для разговора. Глядя на этих игроков, ставших самостоятельными хоккейными величинами за океаном, но пронесших сквозь годы дружбу, порой хочется написать книгу - об уникальном динамовском хоккейном поколении, практически в полном составе добившемся успеха там, где никто не смотрит на былые заслуги. Алексей Касатонов, плоть от плоти армеец, сказал: "В отношении к работе со стороны игроков, прошедших школу этой команды, чувствуется особый профессионализм. Думаю, что это в первую очередь заслуга Владимира Владимировича Юрзинова - он заложил такой фундамент серьезного отношения людей к хоккею, современного мышления среди хоккеистов, что это заметно даже по тем ребятам, которые сейчас приходят в "Динамо" из их хоккейной школы. Вот играла у нас в прошлогоднем ХК ЦСКА взятая в аренду пятерка молодых динамовцев - и в них чувствуется та же начинка, что и в тех игроках, которые сейчас выступают в НХЛ. Неудивительно, что очень большая группа игроков "Динамо" 90-х годов так успешно влилась в Национальную хоккейную лигу. На мой взгляд, в смысле победных традиций "Динамо" 90-х - это продолжение ЦСКА 80-х".

Все экс-динамовцы, с кем я говорил, называли главной причиной успехов их поколения в НХЛ работу Владимира Юрзинова и Петра Воробьева. Поэтому в интересах российского хоккея нельзя не порадоваться назначению Юрзинова на пост главного тренера сборной на Олимпиаде в Нагано. "И это, и увиденное мной здесь отношение всех ребят - не только динамовцев - к подготовке к сезону, позволяет надеяться, что мы можем вернуть России победные традиции в крупнейших международных соревнованиях, - сказал Касатонов. - Если честно, я волновался перед этим сбором - все-таки первая самостоятельная тренерская работа, которая к тому же свалилась как снег на голову - после аварии, в которую попал Игорь Тузик. Но работается мне легко - в первую очередь из-за отношения к работе ребят. Возьмите хотя бы такую деталь: на следующий день после выходного все игроки явились на объявленную нами баскетбольную тренировку минута в минуту. Никто не опоздал и тем более не "пропал без вести". Расчет на сознательность этих людей, на серьезность, с которой они подходят к подготовке, оправдался полностью".

Выходной у игроков был объявлен в субботу, когда утренней ледовой тренировки не было, и только на 5 часов пополудни был назначен баскетбол. В пятницу вечером хоккеисты всей командой (кроме Зубруса, оставшегося с братом дома играть в теннис) отправились в Нью-Йорк, чтобы попариться в русской бане. Ее владелец Геннадий Заславский открыл ее уже 15 лет назад, и с давних пор у него установились дружеские отношения с российскими хоккеистами, выступающими в НХЛ (скажем, Каспарайтис знаком с Геннадием все пять лет своих выступлений в Северной Америке). Это можно было понять хотя бы по богатейшему ряду фотографий с автографами, вывешенными в бане: Павел Буре, Яшин, Касатонов, Каспарайтис, Зелепукин, Карповцев, Ковалев, Христич, Малахов на некоторых снимках были сфотографированы в обнимку с Заславским, кое-где - в одиночку, но на всякой присутствовали добрые слова в адрес хозяина бани. Причем коллекция пополняется весьма оперативно - под потолком был обнаружен плакат ярославского "Торпедо" - чемпиона РХЛ 1997 года с автографами хоккеистов.

Там же игроки встретили некоторых своих давних знакомых - например, парикмахера Александра Краминского. Когда-то он учился в школе вместе с Игорем Стельновым, а с 83-го по 89-й год, покуда не уехал в США, стриг многих известнейших хоккеистов - того же Стельнова, Крутова, Тюменева, Мартынова, Гусарова, Каменского, Коваленко, Бякина. Сейчас у него в Нью-Йорке свой салон, и когда в "столицу мира" приезжают Коваленко, Гусаров, Каменский и другие, Краминский по старой дружбе обслуживает своих хоккейных клиентов бесплатно.

А затем был баскетбол. И блистал результативностью хоккейный "в миру" вратарь Набоков, и Самсонов, будто сам же на льду, просачивался сквозь нескольких соперников и закидывал мяч в кольцо, и Коваленко отдавал ювелирные пасы через всю площадку, и Назаров срывал аплодисменты остальных игроков, посмотрев в одну сторону, а передачу отдав в другую. Хоккеисты настолько завелись, что выпросили у Касатонова липших 20 минут игры, но закончилось все не слишком хорошо - одновременно прыгнули за мячом Коваленко и Карповцев, в воздухе столкнулись, и форвард "Эдмонтона" упал на ногу защитнику "Рейнджерс", в результате чего у последнего оказался поврежденным голеностоп, и он даже не смог выйти на тренировку на следующее утро. Как только произошел этот эпизод, Касатонов моментально прекратил баскетбольную тренировку - во избежание дальнейших травм. И игроки, как и почти во все вечера, отправились в направлении ближайшего к их гостинице кинотеатра. В этот день давали новый боевик с участием Сильвестра Сталлоне и Роберта Де Ниро - "Cop-land" ("Земля полицейских"). Ажиотаж и очереди за билетами были невероятные, но тем не менее прибывшим в кино за несколько минут до начала сеанса Назарову с братом, Климовичу и Гусманову не составило труда обнаружить в зале Козлова, Гончара, Старикова, Гусарова и Юшкевича. Фильм хоккеистам дружно не понравился (мне, признаюсь, тоже). "У американцев совсем другой подход, - размышлял тем не менее Назаров. - И черт его знает, может, фильм и станет кассовым. Начнут они друг другу передавать, как смачно там ругается матом Де Ниро, и повалит народ в кино". Досуг остальных вряд ли чем-то принципиально отличался от вышеперечисленных - так, Коваленко с Мироновым в субботний вечер заказали пять подряд фильмов на телеэкран своего гостиничного номера. "Последнее, что смотрели перед сном - фильм ужасов, - признался Миронов. - Потом всю ночь во сне от маньяков отбивался".

Что еще частенько делали хоккеисты в эти дни - так это играли в теннис на гостиничном корте. Одновременно наблюдая по телевизору за продвижением к победе на турнире в Нью-Хэйвене Евгения Кафельникова, наши НХЛовцы показали, что сами не чужды этому виду спорта. Первые несколько дней бесспорным чемпионом была семейная пара Касатоновых, в которой дуэт с Алексеем составлял его 14-летний сын Леня, учащийся в школе неподалеку, тоже в Нью-Джерси. Касатоновы обыграли пары Коваленко - Миронов, Юшкевич - Зелепукин, Яшин - Климович. И только Гончару с Козловым на четвертый день сбора наконец удалось свергнуть с пьедестала прежних фаворитов. Что далеко не случайно - уже три лета подряд молодые экс-динамовцы вместе помногу играют в теннис, а этим летом в Тольятти наняли в одном из теннисных клубов двух высокопрофессиональных девушек-инструкторов. И теперь даже Касатонов признает, что, в особенности против Козлова, играть очень непросто.

С сыном Касатонов не виделся практически целый год - Алексей с женой решили не забирать его в Москву из американской школы. "Это что-то типа частной школы-интерната, куда съезжаются дети со всего мира, - уточнил Касатонов. - Леня учился в Америке с первого класса, и ему было бы очень тяжело перестроиться". Сам же Касатонов-младший признался мне, что не умеет писать по-русски (хотя говорит без всякого акцента). Со времен игры в "Дэвилз" у семьи Касатоновых в Нью-Джерси сохранился дом, где, вероятно, Алексей в этом году будет жить постоянно. "Грин-карту" - вид на жительство в США, дающий право на работу, - ему удалось получить только в последний год его игры в НХЛ, в "Бостоне", да и то, как он сам признается, с большим скрипом.

Мнение Сергея Гончара: "У Касатонова - чрезвычайно профессионально, грамотно и интересно построены тренировки. Чтобы так тренировать буквально через несколько месяцев после окончания игровой карьеры, нужно обладать настоящим тренерским талантом, который, наверное, дается от Бога". Услышав такую характеристику, поддержанную многими другими игроками (так, Сергей Самсонов сказал, что эти дни прошли для него с огромной пользой), начинаешь понимать, что Касатонов несколько поскромничал, заявив: "Я с такой хорошей завистью смотрю, как работают эти ребята, что иногда мне кажется: им и тренер-то не нужен".

- В формировании как тренера мне очень помог прошлый год, проведенный в ХК ЦСКА, - считает Касатонов. - Во-первых, школа Тихонова, во-вторых, самостоятельное участие во всех разборах игр, построении тренировочного процесса, тактики и стратегии матчей - такие вещи даром не проходят. Да, тренером надо родиться, но и учиться для этого нужно постоянно. Я старался пропускать через себя полезные вещи из работы с Тихоновым, Юрзиновым, да и американскими тренерами - везде можно было найти поучительные моменты. Но для того чтобы в первой своей работе, пусть и короткой, почувствовать себя комфортно, нужны игроки-единомышленники. И, к счастью, в этом сборе как раз такие и участвуют.

Кстати, на "вы" с Касатоновым общалась сравнительно небольшая Группа игроков, в основном молодые - Самсонов, Зубрус, Кузнецов, Набоков. Для них он Алексей Викторович, остальные же с ним по-прежнему на "ты", ведь со многими он еще не так давно играл. Но Касатонов ничуть на такое обращение не обижался - тем более что в Америке принято обращаться к тренеру по имени. Главное, чтобы уважение проявлялось в работе - а оно налицо.

Если еще раз возвращаться к пользе, которую дал хоккеистам этот сбор, то нельзя не сказать о молодых. Касатонов: "Для них бесценная школа - не только поучаствовать в таком сборе самим, но даже посмотреть, как самозабвенно готовятся к сезону такие маститые игроки, как, к примеру, Яшин. А опыт, который передали им соседи по номерам? С Набоковым жил его коллега-вратарь Трефилов, с Кузнецовым - коллега-защитник, пусть и бывший, Стариков, с Самсоновым - коллега-форвард Зелепукин". К этому можно добавить, что молодым игрокам предоставилась редкая возможность поближе познакомиться с более опытными - по признанию Самсонова, он до сбора был знаком только с Зубрусом и Яшиным, Кузнецов - с несколькими динамовцами, с которыми успел пересечься, попав в "Динамо-2", Зубрус хорошо знал лишь Самсонова, с которым часто играл по юношам. Кстати, именно Дайнюс предложил Сергею первую ночь после приезда в Филадельфию провести у него - Самсонов приехал на сбор чуть раньше остальных, и в гостинице еще никого не было. А на следующий день они вдвоем отправились на разговор к Касатонову, и тренер с удовольствием разрешил Зубрусу тренироваться с командой. Хотя будет ли он в дальнейшем играть за сборную России, пока неизвестно. Общегражданский паспорт у него литовский, есть и заграничный украинский. "Я знаю, что Дайнюс очень любит свою страну, и уважаю это чувство, но спортивная реальность такова, что проявить себя на высшем уровне в выступлениях за нее невозможно, - говорит Касатонов. - В любом случае все будет зависеть от него самого, и, если Дайнюс проявит такое желание, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы решить вопрос".

Кстати, популярность Дайнюса в Филадельфии просто ошеломляющая, и мне довелось стать этому свидетелем. После окончания одной из тренировок я брал у Зубруса 45-минутное интервью для "СЭ", и уже в его конце нам сообщили, что у выхода с арены его дожидается толпа фанатов "Флайерз". Это оказалось истинной правдой - на бедного 18-летнего форварда накинулось с мольбами об автографах и фотографиях никак не меньше 50 человек, которые стойко прождали своего кумира все время нашей беседы. Дошло до того, что автографы начали брать не только у самого Дайнюса, но и у его брата Аудрюса, причем с такой же интенсивностью. Зубрусы не отказали никому, а Дайнюс рассказал мне, что скрыться от болельщицких глаз ему не удается нигде - так, несколько дней назад в ресторане его тоже распознали, а обедавшего с ним Сергея Самсонова приняли за... финна Ниниму, и будущему бостонцу очень долго пришлось переубеждать непреклонных фанатов.

Их на арене Twin Rinks каждый день собиралось немало. Вообще стадиончик этот, несмотря на свое пригородное расположение и жуткий холод внутри, - место довольно популярное. По крайней мере на местной "доске почета" здесь фигурируют фуфайки с автографами Уэйна Гретцки, Горди Хоу, Марио Лемье, Бретта Халла, Яромира Ягра - не говоря уже об Эрике Линдросе (большинство из них, как рассказал мне директор стадиона Рич Кифелли, удалось получить с помощью знакомых игроков "Флайерз"). Но что самое интересное - среди свитеров звезд с их автографами присутствует и фуфайка Владислава Третьяка. Оказывается, он несколько лет проводил на Twin Rinks летние детские хоккейные лагеря. Кстати, когда я беседовал с директором, он был озабочен поиском российского флага, дабы повесить его вместе с канадским и американским под потолок дворца. "Ваши ребята своим поведением и отношением к болельщикам это заслужили", - сказал он.

А вот некоторые болельщики оказались излишне рьяными. За считанные минуты недосмотра они ухитрились стащить из раздевалки россиян два тренировочных свитера, в которых работали хоккеисты. Свитера эти - четырех цветов: зеленого, красного, синего и белого, и изготовлены они были перед подготовкой к Кубку мира в прошлом сентябре. Как рассказал мне Касатонов, еще со времен звена Владимира Петрова (эту традицию продолжила и пятерка Игоря Ларионова) лидеры сборной тренировались в зеленых фуфайках, а четвертое звено - в белых. Впрочем, добавил он, поскольку этот сбор - чисто тренировочный, то на нем такого разделения и в помине не было. Что доказывает, к примеру, тот факт, что новичок Максим Кузнецов на воскресной тренировке выступал в зеленом свитере, а ведущий защитник "Вашингтона" Сергей Гончар и второй снайпер "Эдмонтона" Андрей Коваленко - в белых. Составы четырех четверок не были постоянными, а менялись каждые два дня - этот элемент Касатонов позаимствовал у канадских тренеров, и целью его было максимальное разнообразие и справедливость - чтобы каждый имел шанс поиграть с каждым.

Говоря об этом сборе, нельзя не сказать еще об одном человеке. Зовут его Константин Рогатин, 17 лет он проработал массажистом московского "Спартака", а последние три года трудится в Федерации хоккея России. Здесь, под Филадельфией, Рогатин выполнял огромный объем работы - он и лечил, и массировал, и точил игрокам коньки, и стирал форму. И встречал многих игроков в нью-йоркском аэропорту вместе с Касатоновым тоже он. Позаботился Константин и о настроении хоккеистов во время тренировки - когда они переодевались, готовясь к выходу на лед, из стоявшего возле раздевалки магнитофона лились русские песни, кассеты с которыми Рогатин привез с собой из Москвы.

Вот таким он получился, этот первый в истории сбор российских НХЛовцев за океаном. Пользу он принес абсолютно всем. И игрокам, которые добротно подготовились к сезону, во всеоружии подошли к тренинг-кемпам и в отличной атмосфере пообщались друг с другом. И молодому тренеру Алексею Касатонову, обогатившемуся первым опытом самостоятельной работы, да еще и сразу с НХЛовцами. И филадельфийским болельщикам, еще недавно не скрывавшим своей нелюбви к русским, а теперь увидевшим их совсем в другом свете. Двое из фанатов во время тренировки россиян сказали мне: "Мы больше не будем серьезно относиться к тому, что пишет о ваших ребятах филадельфийская пресса, нагнетавшая страсти во время финальной серии с "Детройтом". Мы пришли сюда и видим, что это большие мастера и хорошие люди, на которых приятно смотреть и с которыми приятно общаться. И теперь нам стыдно, что когда-то мы с гордостью говорили о грязном поступке Бобби Кларка в матче "Филадельфия" - ЦСКА в 76-м году".

После этих слов я не был удивлен, когда толпа болельщиков "Филадельфии", завидев своего еще недавно главного врага Дарюса Каспарайтиса (ох, и достается же от него каждый год Эрику Линдросу!) вместо привычного шиканья бросилась к нему за... автографами. Которые хоккеист, разумеется, дал.