Газета Спорт-Экспресс от 15 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

15 августа 1997

15 августа 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В ЕЗДЕ ХИЛЛА НА ХУНГАРОРИНГЕ НЕТ НИКАКОЙ ЗАГАДКИ

Напомню, что главным героем 11-го этапа 48-го чемпионата мира - "Гран-при Венгрии" - в минувший уик-энд стал чемпион мира-96 Дэмон Хилл, занявший третье место в квалификации, а затем лидировавший в гонке 62 круга из 77 и проигравший Жаку Вильневу лишь на последнем круге.

Столь сенсационно завершившийся "Гран-при Венгрии" вызвал массу вопросов и задал загадки, которые, кажется, не так-то просто разгадать. Но это только на первый взгляд.

Действительно, езда Дэмона Хилла на Хунгароринге произвела сенсацию. Для поднятия престижа действующего чемпиона мира, сумевшего за предыдущие десять "Гран-при" набрать всего одно очко, хватило бы и третьего места на стартовом поле, которое и так несколько затмило великолепно проведенную Михаэлем Шумахером квалификацию. А Хилл еще и поехал в гонке так, что можно было лишь гадать: то ли "Ямаха" привезла в Будапешт какой-нибудь четырехлитровый мотор вместо положенного по регламенту трехлитрового, то ли "Эрроуз" под первым номером - это перекрашенный "Уильямс"...

Что за судьба такая у Хилла? Кажется, что своим прошлым годом он уже всем доказал, что является по-настоящему классным гонщиком. Но нет. Стоит чуть лучше проехать на слабой машине - и пошли-поехали разговоры про то, что быть такого не может. И почему никто не удивляется, когда Михаэль Шумахер в одну калитку выигрывает у всех в квалификации? Да потому, что "Феррари" уже заранее капает всем на мозги про свою новую машину, а потому преимущество немца кажется вполне естественным: "Ребята! У "Феррари" ведь революционное шасси". Если же как следует поразмыслить над результатом англичанина, то все встанет на свои места.

Для начала: Хунгароринг - очень сложный, возможно, самый сложный в календаре чемпионата автодром с массой медленных поворотов, с перепадами высот и узким полотном трассы, на котором очень четко надо держаться оптимальной траектории. В таких условиях, и это отмечают буквально все конструкторы и гонщики, основу удачного выступления составляет отнюдь не мощность мотора (в Венгрии она имеет, возможно, даже меньшее значение, чем в Монако, потому что на Хунгароринге практически отсутствуют длинные прямые, а в Монако есть хотя бы тоннель), а качество самого шасси, а еще большее значение имеет возможность гонщика правильно настроить машину. Отказать Дэмону Хиллу в опыте и мастерстве настройщика невозможно. И это - первая составляющая его успеха.

Из-за традиционной жары, что сопутствует, как правило, венгерскому "Гран-при", и опять же из-за специфической конфигурации трассы, усугубляемой к тому же покрытием не самого лучшего качества, в Будапеште особую роль играет качество резины. И если в последние пять лет монополистом в поставках резины являлся "Гудьир" и "резиновый" фактор учитывать не было необходимости, то в этом году у американцев появился конкурент, "Бриджстоун". И абсолютно все (в первую очередь опытные гонщики, например, Герхард Бергер) говорили, что Хунгароринг - именно тот автодром, где "Бриджстоун" проявит себя во всей красе. В особенности если будет жара. А как помните, в Будапеште солнце припекало вовсю. Так что в руках Хилла резина была вторым козырем. Мысли типа: "А что же другие пилоты "Бриджстоуна" не блистали?", следует отмести как неуместные - стоит лишь вспомнить, что за гонщики используют шины японских производителей - по сравнению с Хиллом сплошь неопытная молодежь.

Предпоследнее. Дэмон - опытный, техничный гонщик из тех, для кого трассы типа Хунгароринга или Монако, кажется, созданы самой природой. Это не голые слова, вспомните - именно на "Гран-при Венгрии" англичанин одержал свою первую в "Формуле-1" победу, а затем первенствовал здесь и в 1995-м.

И последнее. Неправильно было бы думать, что "Эрроуз", создав к началу сезона машину, спокойно остановился и потихоньку эксплуатирует свою конструкцию. Не таков Том Уолкиншоу. Плюс ко всему уже два месяца как в команду пришел один из талантливейших инженеров "Формулы-1" Джон Барнард. Разумеется, два месяца срок малый, но огромные знания англичанина не могли не сказаться. Если кардинально переделать шасси за два месяца действительно нереально, то внести какие-то изменения в аэродинамику вполне возможно. В нынешних же условиях повышенной плотности результатов прибавка даже в десятую долю секунды на круге может оказаться магической (вспомните ту же "революционную" "Феррари"!). К тому же каким-то непостижимым образом Уолкиншоу удалось настолько заинтересовать Барнарда, что он стал постоянно появляться на "Гран-при". Зная традиционное нежелание знаменитого конструктора покидать свою контору в Великобритании, которое не сумели переломить даже за время его работы в "Феррари", такому старанию Барнарда нельзя не подивиться. А стоит взглянуть на переднюю подвеску "Эрроуза", где даже рулевые тяги превращены в дополнительные "крылышки", становится ясно - работа кипит.

Статистика "Гран-при Венгрии" не дает усомниться в правильности доводов, приведенных выше. В рейтинге гонщиков, развивавших максимальную скорость на секторах (для удобства хронометража трасса делится на несколько отрезков), имя Дэмона Хилла отнюдь не стоит в первых строках: на первом секторе он развил 16-ю скорость, на втором - 13-ю, на третьем - 15-ю. В то время как квалифицировавшиеся перед англичанином Михаэль Шумахер соответственно третью, пятую и пятую, а Жак Вильнев - первую, первую и третью. Да, чистая мощность мотора на Хунгароринге действительно не имеет особого значения, не то что на суперскоростных автодромах типа Хоккенхайма, Сильверстоуна или Монцы (хотя не стоит, видимо, забывать, что "Ямаха" ОХ11А Spec D, стоявшая на "Эрроузах" в Венгрии, и мощнее, и, что главное, надежнее своих предшественниц). Действующий чемпион мира сумел стать третьим в квалификации за счет филигранной техники и супераккуратного прохождения трассы.

Что же касается самого "Гран-при", то абсолютно все гонщики "Гудьира", как и ожидалось, испытывали большие проблемы: Герхард Бергер, Жан Алези, Жак Вильнев, тот же Михаэль Шумахер не могли поддерживать оптимальную скорость из-за катастрофически плохого состояния шин. А реально претендовавший на победу Хайнц-Харальд Френтцен, который выбрал для себя тактику с одним пит-стопом и жесткими шинами, выбыл из-за поломки крышки бензобака - после остановки в боксах он оказался открыт, и топливо, плескаясь и попадая на разогретые трением детали, полыхало позади машины.

Соперники внешне неуловимым образом растеряли все свои козыри, а Дэмон просто не поленился по крупицам их собрать. Именно потому после гонки в боксах "Эрроуза" я наблюдала такую сцену. "Хей, Том!", - поприветствовал Уолкиншоу Хилл. "Извини!" - вот все, что смог ответить босс своему гонщику.

Извини, парень, ты сделал все, что мог. Подвела машина...

Лина ХОЛИНА

Будапешт - Москва