Газета Спорт-Экспресс от 15 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

15 августа 1997

15 августа 1997 | Хоккей

ХОККЕЙ

Сергей АБРАМОВ

ХОККЕЙНЫЙ ОДНОЛЮБ

Сергей Абрамов, пожалуй, единственный игрок в российском хоккее, который столь долгое время хранит верность одному клубу. В казанской команде, которая раньше называлась СК имени Урицкого, потом - "Итиль", а теперь - "Ак Барс", он выступает уже полтора десятка лет. Намерен Абрамов, еще недавно привлекавшийся в национальную сборную России, сохранить за собой пост основного вратаря клуба и в нынешнем сезоне.

-Давайте для начала вспомним, как начиналась ваша хоккейная карьера.

- Первым моим серьезным турниром, как и у многих мальчишек, была "Золотая шайба". Там меня и заметил тренер СК им. Урицкого Юрий Комаров и пригласил в свою команду, где я и играл с 10 лет. Армейская служба прошла в куйбышевском СКА, потом играл в Альметьевске (в местной команде был уже и первым вратарем), но все-таки по-настоящему с хоккеем меня связала именно Казань: сначала - СК им. Урицкого, затем "Итиль", теперь "Ак Барс".

-А были ли предложения от других команд?

- Были: из Ижевска (когда "Ижсталь" играла в высшей лиге) и из Тольятти. Да, приглашали еще выступать за финский клуб первого дивизиона, и я уже было согласился, но в последний момент сделка не состоялась. Возможно, повлияло то, что меня не взяли на Олимпиаду в Альбервилль (я хоть и тренировался со сборной, но в последний момент Тихонов предпочел мне Хабибулина). Так или иначе, но контракт сорвался, а последующие предложения я уже отклонял из-за возраста.

-А почему не поехали в "Ладу"?

- Я, можно сказать, однолюб: предан Казани. Это, конечно, не значит, что здесь не было конфликтов и обид. Все было. К примеру, когда из армии в команду пришли молодые вратари Киряхин и Мухитов, меня, как "старика", отправили в Альметьевск (надо, мол, дать поиграть молодым). Ну я, понятное дело, обиделся, но все-таки переборол себя и на два месяца уехал в этот город. Когда затем предложили поиграть в Воскресенске (в "Химике" как раз Червяков "сломался"), я отказался: ведь не пацан - туда-сюда кататься.

В итоге в "Химик" поехал Киряхин и выиграл с командой серебро. А меня снова в Казань стали звать и, как я ни упрямился (непросто было обиду забыть), все же уговорили, да так, что теперь вне Казани себя в хоккее не представляю. Сегодня меня уже не интересуют никакие варианты: к примеру, в прошлом году с командой были в Дании, и мне предлагали там остаться, но я отказался.

-Не обидно, что не пошли в "Химик" и, таким образом, упустили серебро чемпионата СССР?

- Нет. Обидно, что неудачно выступил в составе сборной на Олимпиаде в Лиллехаммере и на чемпионате мира в Швеции (когда на предварительном этапе мы все игры выиграли, а проиграв единственный матч чехам, вылетели). Был шанс выиграть Олимпиаду и первенство мира, а я его не использовал, - вот это действительно неприятный факт в биографии.

-Вы, наверное, единственный игрок в нашем чемпионате, кто никуда не уезжал из родного клуба и успел поиграть в чемпионатах СССР, МХЛ и РХЛ. Можно ли, на ваш взгляд, сравнивать уровень хоккея в различных первенствах?

- Естественно, в советские времена уровень хоккея был выше, поскольку выступало больше высококлассных мастеров. Массовый отъезд хоккеистов за рубеж серьезно ослабил клубы. Однако сейчас многие возвращаются в свои команды. Думаю, в первую очередь, это связано с тем, что сегодня можно хорошо зарабатывать, выступая и за российские клубы. К тому же меня, например, после даже недолгого пребывания за границей все равно домой тянет. Может, и тех, кто возвращается, тоже?

-Ходили слухи, что вы перешли на тренерскую работу?

- Нет, пока конкретных предложений не было. Правда, еще раньше с руководством клуба был разговор. Мне сказали, что я могу играть, пока чувствую в себе силы, а потом есть возможность в команде вратарей тренировать и в школе клубной работать.

-Вы сами в будущем хотите стать тренером?

- Да, я закончил институт физкультуры, у меня диплом тренера. Вся моя жизнь связана с хоккеем, поэтому думаю и дальнейшую свою работу посвятить этому виду спорта. Вот уже на протяжении двух-трех лет я веду дневник, фиксируя все, что может понадобиться для работы с вратарями. Конечно, и личный опыт очень пригодится.

-В сборной вы выступали под руководством таких известных специалистов, как Тихонов и Михайлов. Почему не удалось достичь успехов?

- Может быть, все объясняется просто невезением. Хотя, наверное, и соперники на тех турнирах, где я выступал, были лучше подготовлены. Так, на Олимпиаде наша сборная выступала практически без "легионеров". И шведы, и финны, которым мы два раза проиграли 0:5, оказались объективно сильнее. А на первенстве мира 1994 года, где команда выступала под руководством Михайлова, свою роль сыграла еще и непродуманная схема чемпионата - ведь, согласитесь, несправедливо, победив всех в группе, выбыть из борьбы за медали после одного поражения.

-Чем отличается ваша команда, выступающая сейчас в первенстве РХЛ, от той, в которой вы начинали играть?

- Я думаю, прежде всего, изменился стиль игры. Если раньше команда больше заботилась об обороне и к тому же не было осмысленной игры (все одновременно атаковали и отходили назад), то теперь все хоккеисты выкладываются на сто процентов в каждом игровом отрезке. Именно этому и учитнас Юрий Моисеев (главный тренер "Ак Барса". - Прим. "СЭ") на тренировках. Сейчас, по-моему, у нас хорошая команда, которой по силам решать самые серьезные задачи.

-Как Моисеев проводит тренировки? Насколько работа с ним отличается от тренировок Тихонова и Михайлова?

- Конечно, у каждого тренера свой стиль. Влияет и то, что у сборной в отличие от клуба своя специфика. Тренер клуба может найти индивидуальный подход к каждому игроку, потому что хорошо знает возможности любого, его сильные и слабые стороны (особенно, если он на протяжении долгих лет тренирует команду). А в сборную приезжают 30 "характеров", и у тренера нет ни времени, ни возможностей хорошо узнать каждого игрока. Поэтому здесь важен, прежде всего, моральный стимул - ты защищаешь честь России, на тебе лежит колоссальная ответственность, ты обязан победить. Хотя у нас в команде Моисеев всегда ставит ту же цель, что и тренеры сборной, - выигрывать, и не только в матчах первенства, но и на тренировках - даже при играх в футбол, волейбол, баскетбол.

-Чем можете объяснить провал "Ак Барса" в серии плей-офф-97 с "Кристаллом", который до этого не блистал в чемпионате?

- Мы неплохо выступили на первом и втором этапах чемпионата, и поражение в плей-офф стало для всех нас абсолютной неожиданностью. Я думаю, что в играх с "Кристаллом" мы просто перегорели: каждый боялся сыграть ниже своих возможностей, на всех давила огромная ответственность. Да и удача, от которой в спорте тоже многое зависит, в той серии от нас отвернулась.

-Говорят, в этом году вы чуть ли не в мае начали тренироваться?

- В мае был отпуск, а вот уже 1 июня мы начали предсезонную подготовку. Сначала в Испании занимались "физикой" - хорошо поработали, затем в Финляндии три недели готовились на льду. В новом сезоне у нас неплохое пополнение в составе: вернулся в команду игрок второй сборной Нигматуллин из "Рубина", пришли Толоконников из "Химика", Степанов из Саратова.

-Какие цели теперь у команды?

- Самые высокие - занять первое место.

Александр ШАПИРО