Газета Спорт-Экспресс от 14 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

15 августа 1997

15 августа 1997 | Плавание

ПЛАВАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

В БАССЕЙНЕ ЖДУТ САМАРАНЧА. ВМЕСТЕ С ВНУЧКАМИ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Севильи

К чемпионату Европы по водным видам спорта Севилья готовилась особо. Он должен был стать одним из этапов, приближающим город к победе в олимпийской гонке претендентов на Игры-2004. И хотя гонка эта (так же, как и для Санкт-Петербурга) оборвалась для Севильи задолго до чемпионата, свежепостроенный водный комплекс поражает грандиозностью замыслов.

Особенной гордостью хозяев должен был стать бассейн для прыжков в воду. Внешне такой же, как и многие открытые сооружения Европы, он тем не менее имеет ряд неоспоримых преимуществ. Например, ширина прыжковых платформ. Бассейн "Сан-Пабло" стал первым в Европе (не исключено, что и во всем мире), рассчитанным на проведение турниров по синхронным прыжкам. На обычной вышке прыгунам-сихронистам приходится прежде всего думать о том, чтобы не задеть друг друга руками при отталкивании. В Севилье прыгуны могут себе позволить думать только о самом прыжке.

Вторым неоспоримым преимуществом конструкции является то, что проектировщики самым тщательным образом отследили траекторию местного солнца. В результате в какое бы время дня ни проводились тренировки прыгунов, солнце никогда не бьет прямо в глаза, что в других открытых бассейнах случается довольно часто.

Однако у организаторов случился и досадный ляп. Согласно дизайну, семиметровая платформа расположилась (если смотреть сверху) чуть правее десятиметровой вышки, но ее длина примерно на метр превысила длину главного снаряда. Со стороны такое расположение ничуть не режет глаз. Однако создало кучу проблем спортсменам и судьям. Первые ощутили дискомфорт, прыгая с десяти метров: психологически каждый вышечник всегда настраивается на то, что под "десяткой" быть ничего не может и не должно. Здесь же - словно взлетная полоса, которую того и гляди заденешь в воздухе. Что же касается судей, то бетонный язык "семерки" прилично перекрыл видимость тем, кому предстоит оценивать соревнования, сидя на правом (опять же, если смотреть сверху) бортике бассейна. Аналогичные проблемы возникли и у телеоператоров на главной правой трибуне.

Кстати, комиссия Европейской лиги плавания, принимавшая бассейн в начале года, ужаснулась еще тогда. Стали предлагать приемлемые варианты переделок, но главный виновник (то есть архитектор) сооружения, выслушав все мнения, популярно объяснил, что укоротить семиметровую платформу нельзя, так как тогда прыгуны будут попадать прямо на трехметровую вышку, которая располагается под "семеркой". Если, в свою очередь, укоротить "трешку" - прыгающие оттуда спортсмены будут втыкаться головой в бортик бассейна. Если сделать выемку в борту - рухнет вся вышечная конструкция. Ну а если просто удлинить "десятку", то конструкция все равно рухнет: слишком большим получается рычаг.

Как все будет выглядеть в условиях соревнований, предстояло увидеть только поздно вечером в среду - когда начались квалификации у прыгунов. Но еще до этого - первыми из российских спортсменов - приняли боевое крещение девчонки-ватерполистки. Со счетом 16:5 они выиграли у дебютанток европейского чемпионата - сборной Португалии. Достаточно спокойно возглавила турнирный протокол после технической программы в соло рекордсменка по количеству высших европейских титулов в синхронном плавании (у нее их восемь) Ольга Седакова. В Севилье ей предстоит соревноваться только в индивидуальном виде программы. Как объяснила Ольга, в этом сезоне она слишком много болела, и у нее просто не было возможности как следует выучить и отшлифовать групповые программы для дуэта и команды. Впрочем, судя по поведению российских тренеров, ни одна из трех предстоящих золотых наград чемпионата не вызывает у них ни малейшего беспокойства. Если, например, на недавнем Кубке мира Седакова выступала в дуэте только потому, что ее авторитет заведомо действует со знаком плюс на американских судей, то в Севилье российская команда смотрится на голову выше остальных даже без своего лидера.

Из-за того, что в пресс-центре чемпионата напрочь отсутствует какая-либо информация по поводу начавшегося чемпионата, по нему с удвоенной силой гуляют слухи. Например, утверждают, что на вечернее открытие, запланированное на десять часов местного времени (Испания - страна ночная), приедет президент МОК Хуан Антонио Самаранч, чего он не делал (то есть не приезжал на европейские чемпионаты) раньше никогда. Главный тренер сборной Испании по прыжкам в воду Михаил Угрюмов, переехавший сюда четыре года назад из Киева, дал этому свое, хотя и несколько неожиданное, объяснение. Дело в том, что три внучки маркиза, в том числе и самая любимая - младшая, которой только-только исполнилось восемь лет, - занимаются прыжками в воду. Начинали они в Барселоне у Угрюмова, но когда чуть позже тренер переехал в более перспективный (с точки зрения прыжковых школ) Мадрид, самаранчата перешли к другому тренеру. Из двух старших внучек президента МОК прыгуньи, по мнению нашего специалиста, вряд ли получатся, но тем не менее все семейство во главе с дедушкой Хуаном Антонио регулярно появляется в качестве зрителей на всех прыжковых состязаниях.

Впрочем, пока это только слух. Как и то, что к концу дня в пресс-центре появятся хоть какие-то протоколы. Соперничать с испанцами-организаторами по неорганизованности способна лишь одна нация. Бывшесоветская. В первый же день выяснилось, что на метровом трамплине у мужчин не заявлены белорусы Вячеслав Хамулькин и Андрей Семенюк. Про необходимость заявки в Минске, видимо, просто забыли в полной уверенности, что в Севилье удастся решить все вопросы в порядке исключения. По мнению большинства специалистов, Семенюк имеет лучшие из участников шансы на победу в чемпионате на "метре", Хамулькин же при любом раскладе должен был попадать в призеры. Как, кстати, и Светлана Алексеева в женском турнире на этом снаряде. Но в Минске забыли и про нее. А в Севилье исключений делать не стали.

Такая же история была с российской командой в 1993-м на чемпионате Европы в Шеффилде. Один из руководителей европейской федерации, к которому я бросилась тогда спасать "своих", популярно объяснил, что им приходилось считаться с Советским Союзом, но когда вместо одной страны появилось несколько с теми же разгильдяйскими замашками, то продолжать делать исключения LEN не считает возможным.

В Шеффилде исключение все-таки было сделано. А вот в Севилье уже нет.

Сами себя лишили стопроцентной медали в синхронных прыжках с десятиметровой вышки и украинцы. Имея наиболее сильную женскую команду в лице бронзового призера чемпионата Европы-93 Елены Жупиной и победительницы юношеского европейского первенства на этом снаряде Светланы Сербиной, украинская федерация тем не менее не подала заявку в связи с... неудобным расписанием авиарейсов, в соответствии с которым надо улетать из Испании домой или за день до турнира синхронистов, или через два дня после него. Украинские руководители выбрали первое, сэкономив на суточных.

В меньшей степени в неорганизованности уличены и россияне: о том, что нужно аккредитовать - то есть, по-простому, зарегистрировать - команду, прыгуны в воду, приехавшие в Севилью раньше всех остальных, "вспомнили" лишь в день открытия чемпионата, когда выяснилось, что в бассейн их не пропускают.