Газета Спорт-Экспресс от 9 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

9 августа 1997

9 августа 1997 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

БАГАЧ ОТРИЦАЕТ СВОЮ ВИНОВНОСТЬ

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Афин

Ситуации, в которой оказался Александр Багач, не позавидуешь. Напомню: в четверг стало известно, что допингпроба, взятая у украинского атлета по окончании соревнований по толканию ядра, дала положительный результат. В соответствии с правилами ИААФ Багач лишен золотой медали.

Тем не менее спортсмен не стал прятаться от журналистов. Вчера я позвонил ему в гостиницу, где остановилась сборная Украины.

Я в шоке, - сказал Багач. - Когда узнал, в чем меня обвиняют, то сначала подумал, что это розыгрыш. Но потом у меня забрали золотую медаль, и я понял: ситуация более чем серьезная.

-Вам показали результаты лабораторных исследований?

- Да? конечно. В моей моче обнаружен эфедрин. Это серьезное обвинение. Сразу я даже не мог сообразить, откуда это вещество взялось. Ведь точно знал, что не принимал никаких эфедриносодержащих препаратов. По личному - и очень печальному - опыту хорошо знаю, чем заканчиваются такие эксперименты. В 89-м году моя ошибка привела к тому, что сборная Советского Союза лишилась победы в Кубке Европы. С тех пор. как говорится, дую на воду.

-Так что же все-таки произошло? Главный тренер сборной Украины Валерий Александров дал мне понять, что фирма, выпускающая препарат Quickenergy, умышленно или без умысла не сообщила, что в одном из компонентов есть эфедриносодержащие масла?

- Да, именно так. С момента моего возвращения в большой спорт после дисквалификации я принимал только натуральные продукты. И этот препарат мы покупали в Киеве, в магазине для спортивного питания. Подчеркиваю: для спортивного питания, в этом магазине допинговые средства продавать не будут. В комиссии по допингконтролю нам указали на китайскую траву махуан, содержащую эти самые злосчастные эфедрины. Увы, американская фирма Universal не сообщает об этом в аннотации к своему медицинскому препарату.

Конечно, я понимаю: незнание не снимает с меня вины. Но все-таки это формальный подход. Выходит, что каждый спортсмен должен становиться профессором фармакологии. А без приема восстановительных средств в нынешнем спорте, связанном с огромными перегрузками, продержаться невозможно.

-Вас наказали серьезно. Отобрали золотую медаль, лишили премиальных - а это 60 тысяч долларов. Но говорят, что на этом санкции завершатся. Что дисквалификация вам не грозит и в дальнейшем вы сможете выступать в легкоатлетических стартах под эгидой ИААФ. Так ли это?

- Я бы очень хотел, чтобы было принято именно такое решение. Ведь из-за этой нечаянной ошибки я могу лишиться работы. Но ведь я - спортсмен-профессионал, и другой специальности у меня нет. У меня семья, трое детей. Хочется получить возможность доказать, что я стал сильнейшим в мире не благодаря каким-то химическим стимуляторам. Знаю, что многое будет решать общественное мнение, и потому благодарен тем представителям прессы, которые не ополчились на меня, на нашу команду - ей я, не желая того, нанес серьезный моральный урон.

-Выходит, что сегодня даже комплексные растительные препараты нужно приобретать с оглядкой?

- Именно так. Иначе кто-нибудь не сегодня-завтра тоже попадет на удочку фирмам типа Universal.

-Дома уже знают о случившемся?

- Да, я сразу позвонил жене. Такое от близких не скроешь. И узнал, что младшая дочь именно в этот день получила сотрясение мозга...

А ведь как все удачно начиналось! Такая победа, такой успех. Как легко потерять доброе имя! Восстановить его будет намного сложнее.