Газета Спорт-Экспресс от 7 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

8 августа 1997

8 августа 1997 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Елена ВАЛОВА, Олег ВАСИЛЬЕВ

УЧИМСЯ КАТАТЬСЯ ЗАНОВО

"Откуда вы узнали, что мы снова катаемся вместе? - испытующе взглянула на меня Валова, И через мгновение ответила сама. - Понятно. Разведка донесла". Ее партнер зябко повел плечами: "Может, выберемся отсюда поближе к свету?"

Под сводами "Юбилейного" действительно тянуло холодом, как это всегда, даже летом, бывает там, где тренируются фигуристы. В "Юбилейном" олимпийские чемпионы Сараева в парном катании проводили одну из первых совместных тренировок после почти трехлетнего перерыва.

-С чем был связан ваш уход из профессионального спорта?

О.В.: У нас образовались новые семьи. Появились дети. У меня - чуть пораньше, у Лены - год назад. Я за время перерыва успел поработать тренером в Париже.

-И, судя по всему, снова всерьез собираетесь вернуться на профессиональный лед?

O.B.: Да. уже в этом сезоне. Планируем выступить в кое-каких показательных выступлениях. Насчет турниров пока неясно. Сейчас еще рано говорить о том. можем ли мы на что-то рассчитывать. Да и вообще соревновательный стресс - уже не для нашего с Леной предпенсионного возраста.

-Вы так говорите, словно, не начав кататься, уже задумываете очередной уход со льда.

О.В.: Кто знает? Спортсмен должен быть готов ко всему. Тем более что у меня уже есть опыт тренерской работы. Одно могу сказать: если я снова к этому вернусь, то не в Санкт-Петербурге, а значительно дальше. Здесь тренеров хватает, а завоевывать себе место под солнцем, выпихивая кого-то с катка, я не хочу.

Е.В.: Тренерская работа уже давно привлекает и меня. Но иногда начинаю задумываться о втором ребенке. После того, естественно, как мы уйдем со льда уже окончательно.

-Вы готовите к сезону новые программы?

Е.В.: Пока пытаемся вспомнить и восстановить старые. У нас же было множество самых различных постановок. В любительском спорте все программы мы создавали втроем: Олег, я и наш тренер Тамара Москвина. В профессионалах приходится большей частью полагаться на самих себя. Но пара-тройка дружеских советов у Тамары Николаевны для нас всегда найдется.

-Вы no-прежнему исполняете все свои старые прыжки и поддержки?

Е.В.: Что вы! Какие прыжки через неделю совместного катания?! Мы только-только вспоминаем элементарную технику. Хотя навыки восстанавливаются довольно быстро. Через месяц, похоже, действительно начнем прыгать.

-Когда вам было сложнее настраивать себя на профессиональный спорт: сейчас, после трехлетнего перерыва, или когда вы уходили с любительского льда?

Е.В.: Тогда многое шло по накатанному: мы могли тренироваться не более двух-трех часов в день и при этом оставаться в блестящей форме. А сейчас все дается через силу.

О.В.: С моей точки зрения, быть профессионалом не легче и не труднее. Это просто совсем другое. Нет давящих ограничений, которые способны превратить любой самый крупный любительский турнир в хор мальчиков-зайчиков. Были и продолжаются попытки развивать совместные любительско-профессиональные соревнования, но получается, на мой взгляд, скучновато: как только профессионалов загоняют в какие бы то ни было, даже очень гибкие, рамки правил, появляется скованность. Вообще у профи есть только одно незыблемое правило.

-Какое?

- Что на льду не может быть никаких ограничений.

-Чувствуется, вы не очень высокого мнения о современном любительском катании.

Е.В.: Ну почему? Парное катание, например, становится более сложным.

О.В.: Когда выступали мы, то за победу обычно боролись две-три пары. Сейчас - пять-шесть. Упал или не докрутил что-то - можешь стать не первым, а последним.

Е.В.: Точнее, как первым, так и последним. У меня, помню, долго не укладывалось в голове, как можно выиграть чемпионат Европы или мира с грубейшими ошибками в катании. А таких примеров в последние годы было множество. К сожалению, всем нашим парам сейчас не хватает стабильности. Отсюда - частые перестановки в команде. Кстати, когда мы катались в сборной, она отбиралась тоже на чемпионате страны. Но кроме этого практиковались "перекаты". Например, на чемпионат мира 1983 года мы с Олегом попали именно таким образом. Заняли четвертое место на чемпионате СССР, но после того как кто-то из партнеров в паре Марина Пестова - Станислав Леонович травмировался, для нас с ними были устроены контрольные соревнования в Новогорске. Такие "перекаты" снимали все споры, связанные с комплектованием команды.

-Где вы оба постоянно живете?

О.В.: Здесь, в Питере. Да. в "Юбилейном" холодно в раздевалках, чересчур "мокрый" лед, но нас постоянно окружают люди, которые помнят нас и любят. А кроме этого, после российских условий уже ничего не страшно.

-Ранг олимпийских чемпионов облегчает жизнь?

О.В.: В профессиональном спорте - безусловно. Это снимает очень многие проблемы. А вне льда... Когда мы с Леной перестали кататься, я пробовал заниматься бизнесом и очень быстро понял, что для налоговой полиции нет никакой разницы, кто ты - олимпийский чемпион или Пала Римский. Чемпионский титул на хлеб не намажешь. Хотя бывало очень обидно. Посудите сами, что мы умели, кроме как кататься?

Е.В.: А мне кажется, что люди все же немножко охотнее идут мне навстречу, узнав, что я - та самая Валова.

-Получается, у вас и сейчас, кроме льда, ничего нет?

Е.В.: Есть семья, сын Ромочка. которому только год.

О.В.: У меня тоже семья и дочь. Взрослая уже...

Взрослой дочери Васильева оказалось три года. Впрочем, для фигурного катания три года - возраст серьезный.

Мария САВЧЕНКО

Санкт-Петербург