Газета Спорт-Экспресс от 31 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

1 августа 1997

1 августа 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Виктор КОЗЛОВ

САН-ХОСЕ ДЛЯ МЕНЯ - ВРОДЕ ШУШЕНСКОГО

Дебют Виктора Козлова в команде мастеров был ошеломляющим. 22 апреля 1991 года в предпоследнем туре чемпионата два его гола спасли тольяттинскую "Ладу" от конфуза в домашнем матче переходного турнира против "Автомобилиста" (Караганда). Год спустя его рейтинг резко подскочил благодаря яркой игре в молодежной сборной. Самородку с берегов Волги стали прочить звездное будущее, а вездесущие селекционеры повели за ним настоящую охоту. Его переход в столичное "Динамо" летом 1992-го обернулся громким скандалом, который "Лада" грозилась разрешить в судебных инстанциях. Страсти давно улеглись, а 22-летнему нападающему "Сан-Хосе Шаркс" до сих пор жутковато вспоминать ту историю.

Тот переход пятилетней давности и послужил отправной точкой нашей беседы после тренировки, на которой "перебежчик" мирно катался бок о бок с подопечными Геннадия Цыгурова и старательно выполнял все задания наставника тольяттинцев.

-Судя по тому, что Цыгуров позволяет вам заниматься в общей группе, обиды он не затаил?

- Он - мудрый педагог и не держит зла за прошлое. И тогда, в 1992-м, препятствий мне Геннадий Федорович не чинил, понимая, что насильно мил не будешь. К тому же мы не связывали друг друга взаимными обязательствами. В команде Цыгурова я отыграл совсем мало, и мой отъезд "Ладу" не ослабил.

-Но руководство и болельщики высоко оценивали ваш потенциал и связывали с именем Виктора Козлова определенные надежды. Они не могли не сожалеть о вашем уходе. Это был осознанный поступок?

- Конечно. То лето мне запомнится навсегда - ведь это, пожалуй, был переломный момент в жизни. К нам домой то и дело наведывались скауты из ЦСКА и "Динамо". Торопили, убеждали. Я метался: Москва манила, Тольятти тоже покидать не хотелось. Неясность пугала и родных. Кошмар, словом. В конце концов решение приняли родители.

-Давление на них оказывали?

- Не думаю. Просто им была небезразлична моя судьба, и больше всего они боялись совершить ошибку.

-Не считаете, что прогадали?

- Если даже и прогадал, сожалеть об этом поздно. Но каяться мне не в чем. Живя в 17-19-летнем возрасте один в Москве, я получил большой жизненный опыт. И обрел новых друзей, с которыми и по сей день поддерживаю самые теплые отношения.

-О ком именно речь?

- О Яшине, Климовиче, Назарове, Гончаре... Кстати, Сергей Гончар в эти дни гостит у меня. Вместе проводим время, тренируемся. Он мог бы с успехом это делать и в Челябинске, но в Тольятти экология лучше, стадион рядом, и ему здесь очень нравится. Цыгуров не возражает: мы ведь не мешаем.

-Какое влияние оказала на вас динамовская школа?

- Нас воспитывали так, что уже в 17-18 лет мы становились мужиками. Тогда это было могучее "Динамо", громившее всех подряд. В 1993-м мы выиграли чемпионат МХЛ. Удалось поработать рядом с Петренко, Сорокиным, Дорофеевым, Каминским, Яшиным. Чуть-чуть застал Жамнова, Каспарайтиса, Карповцева. Руководил нами классный тренер Петр Воробьев, только что во второй раз обыгравший в финале "Ладу". Такое бесследно не проходит.

-Не погорячились ли вы с отъездом в НХЛ?

- Сложный вопрос. Сегодня легче всего заявить, что я был стопроцентно к этому готов. Но ведь ничего не докажешь! Как раз осенью 1994-го в лиге случился локаут, и я, вынужденный вернуться в "Динамо", уже в третьем матче, против "Сокола", порвал связки на левом голеностопе. В 19 лет такая травма не шутка. Так что первый сезон в НХЛ был скомкан, но даром не пропал. Я успел провести за "Шаркс" 16 игр, хотя заканчивал сезон в фарм-клубе. Второй год был повеселее. Пять туров провел в основном составе, затем на 15 игр отправился в фарм-клуб, после чего вернулся в "основу" и доиграл там остаток чемпионата. Ну а прошлый сезон - пока самый удачный. Доверие тренера Эла Симса окрыляло, нас с Андреем Назаровым ставили вместе, и надеюсь, мы оправдали доверие.

- В наступающем сезоне прогресс не застопорится?

- Поживем - увидим. Для меня очень важен именно этот сезон, поскольку истекает контракт. Но в "Сан-Хосе" сменился тренер, а это, конечно, настораживает. Всегда есть риск чем-то не угодить. А там с этим жестко: чуть сбавил в игре, в самоотдаче, одному-другому внушению не внял - и счастливого пути. В другой клуб могут поменять в любой момент. Но все в твоих руках. Гарантия личного спокойствия - хорошая игра.

-Вы можете назвать свою годовую статистическую норму (голы, передачи и так далее), которая удовлетворила бы как вас, так и клубных боссов?

- В Америке настоящий культ статистики. Но если рассуждать трезво, все это сущий бред. Как можно определить свой потолок? Откуда я могу заранее знать, сколько заброшу шайб? Ведь это не математика - игра!

-В "Сан-Хосе" нет предвзятого отношения к европейцам?

- Не только в "Сан-Хосе", но и везде в НХЛ ко всем игрокам относятся одинаково. Главный критерий - игра. У канадцев, быть может, побольше шансов проявить себя, но если ты в порядке, играешь, забиваешь - комар носа не подточит. И не важно, какое гражданство у тебя в паспорте.

-Однако вы не станете, наверное, отрицать, что в НХЛ непросто найти "свой" клуб?

- Мне трудно об этом судить. Я абсолютно доволен тренером, командой, партнерами. Возможно, позже с высоты возраста я взгляну на вещи иначе. А пока мне и сравнивать-то не с чем: "Сан-Хосе" - мой первый и пока единственный клуб в НХЛ.

-В России вам предрекали большое будущее. В Америке тоже не скупились на авансы. Как вы считаете, способны ли вы их оправдать и как скоро?

- Сказать легче, чем сделать. Пресса любит будоражить воображение болельщиков прогнозами. Раньше я обращал на это внимание, а потом понял, что это только мешает игре, и успокоился. Кажется, это у Булгакова было: "Не читайте газет перед завтраком и вообще их не читайте"? Я придерживаюсь того же принципа. Читаю только то, что пишут о друзьях - Яшине, Гончаре, Назарове. А про себя не читаю ничего. Чем заняться на досуге, и так хватает: книги, музыка, кино.

-Адаптация к американской жизни для россиян была и остается серьезной проблемой. Вы ее решили?

- Не то чтобы окончательно, но за последний год сделал значительный шаг вперед. Языковой барьер почти устранен. Больше появилось хороших знакомых среди американцев. Город как-то незаметно стал казаться роднее. Это пока не Тольятти, но все же...

-Давайте уточним. Тольятти -родина. А Сан-Хосе?

- Место работы. Или ссылки, если хотите. Вроде Шушенского.

-Оригинально. А что выглядело бы для вас раем?

- Получать такие деньги, как в Америке, и играть в Тольятти.

-Это надо бы довести до сведения руководства "Лады".

- Жаль, что подобные мечты в России не скоро станут реальностью. А как хотелось бы снова ощутить себя полезным родному клубу!

-Слышны ностальгические нотки.

- Конечно, хоккей в Америке лучше. Площадки маленькие, много бросков по воротам, игра выглядит живее. Здесь я две тренировки с "Ладой" провел и как не в своей тарелке оказался: все медленнее кажется. И непонятно - то ли от того, что площадка большая, то ли стиль тренировок такой. Но, с другой стороны, наша русская школа подготовки была и остается на порядок выше американской. НХЛ держится в основном на звездах калибра Гретцки и Лемье. За ними весь народ тянется. Так и образуется высокий уровень хоккея. Правда, я верю, что и у нас в России когда-нибудь так будет.

-Вас с Назаровым в Америке пока не "раскручивают"?

- А кому мы там нужны, кроме самих себя? Андрей, конечно, молодец. Популярен, челюсти ломает направо и налево. Они, челябинцы, все такие горячие. Кстати, зря говорят, что бойцом Назарова сделали умышленно. Он сам не любит, когда его задевают. Знает пару приемчиков, как остудить забияку. Трогать Андрея перестали - боятся. Тренеры одно время начали этим пользоваться, частенько посылая его на "разборки". Но как только он стал забивать, отношение к нему сразу изменилось.

-До тренировочного лагеря еще далеко, а вы уже на льду. Не рановато?

- Лагерь в этом году будет ранний - из-за Олимпиады. Откроется он 1 сентября. Я начал заниматься с "Ладой-2" 5 июля. Так что, думаю, срок вполне подходящий.

Игорь ГРЕЧУШНИКОВ

Тольятти