Газета Спорт-Экспресс от 29 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

29 июля 1997

29 июля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Геннадий СТЕПУШКИН

ЛУЧШИЙ ЗАЩИТНИК АЗИИ - В РОССИИ

Когда перед матчем "Черноморец" - "Ротор" тренер новороссийцев, заполняя протокол, под третьим номером назвал Геннадия Степушкина, его волгоградский коллега от удивления даже присвистнул: "Степушкин?! Тот самый, из Кореи?!". Да, появление в "Черноморце" одного из самых титулованных российских легионеров в истории корейского футбола оказалось неожиданностью для многих.

- В Новороссийске, кстати, я мог оказаться еще год назад, - говорит 33-летний защитник. - Эх, чуть пораньше бы Долматов пригласил, а так я успел уже подписать контракт с корейским клубом "Голд Стар", и разговор о переходе пришлось отложить на следующий год. А когда недавно Долматов напомнил о своем предложении, я быстро уладил с корейцами все формальности и первым же самолетом вылетел в Новороссийск.

-Вы так пресытились Кореей?

- Корея - замечательная страна, но три года там - это предел. Домой хотелось страшно, и ничто меня уже не могло остановить.

-Каким, кстати, ветром занесло вас туда?

- О, это долгая история. Из "Ростсельмаша", в котором отыграл почти десять лет, я ушел в 94-м. Команда вылетела из высшей лиги, мне уже было под тридцать, и напоследок просто решил подзаработать. Отправился в израильский клуб второго дивизиона. Это была, конечно, ошибка. Тот год для меня как для футболиста оказался потерянным, и приглашение в немецкую "Арминию" стало подарком судьбы..

-Где же, интересно, немцы успели на вас глаз положить?

- В свое время я был на смотринах в германском "Ольденбурге", но из-за перебора легионеров не смог там закрепиться. Но тренеру, видимо, все же приглянулся, и когда он возглавил "Арминию", через агентов разыскал меня в Израиле. Полгода все шло как по маслу, однако со сменой тренера мне вдруг указали на дверь. Обычная история.

-И куда после этого лежал ваш путь?

- В ЦСКА. Прошел с командой Тарханова почти всю предсезонку, а за день до подписания контракта раздался звонок из Кореи. Чего душой кривить, условия там предложили куда заманчивее, поэтому и предпочел корейскую "Ильву". Но с Тархановым расстались без обид.

-Были моменты, когда жалели о своем выборе?

- Ни разу. Мне кажется, там я провел свои лучшие годы. Ведь в составе "Ильвы" я стал чемпионом Кореи, обладателем Кубка чемпионов Азии, а также азиатского и афро-азиатского Суперкубков, по итогам выступлений в Кубке чемпионов был признан лучшим защитником Азии, а мой партнер Валерий Сарычев, кстати, - лучшим вратарем. В общем, собрал на старости лет коллекцию наград.

-В "Ильве" вы отыграли два года?

- Да, а потом еще сезон в "Голд Стар", став, кстати, первым иностранцем, перешедшим в Корее из клуба в клуб. При подписании контракта, пункт, запрещающий переход легионера в другую корейскую команду, у них чуть ли не самый главный. Они готовы остаться внакладе, лишь бы футболист не достался конкурентам. А вдруг он там заиграет? Почему для меня сделали исключение - не знаю.

-В "Голд Стар" кто из наших был?

- Скаченко из киевского "Динамо" и Савченко, что сейчас в "Ростсельмаше" играет. Кстати, это я порекомендовал его Андрееву, когда услышал, что у ростовчан с вратарями завал, и, кажется, они не прогадали.

-Освоились в Корее быстро?

- Не сказал бы. Мне, конечно, повезло, что рядом был Сарычев, который за много лет успел уже понять в Корее, что такое хорошо и что такое плохо. Но некоторые вещи у меня в голове долго не укладывались. Например, всегда согласно кивать в ответ, когда говорит старший, даже если не разделяешь его точку зрения, - это хорошо. А вот повышать голос на ребенка - плохо. На меня в магазинах смотрели, как на чудовище, когда, бывало, маленький сын хватал с полки что-нибудь, а я прикрикивал и клал это на место. Корейцы в таких случаях гладят ребенка по голове и сразу бегут в кассу, сколько бы вещь ни стоила. Пришлось нам с женой пересматривать свои взгляды на воспитание. Но ничего, в Ростов приедем, говорил я своему обезумевшему от вседозволенности отпрыску, и ты быстро забудешь это баловство.

-А пища корейская как вам на вкус?

- Если поначалу для меня каждый обед вне дома был пыткой, то потом полюбил местную кухню, а последние дни перед отъездом в Россию просто не вылезал из ресторанов. И сейчас иногда так хочется отведать какого-нибудь корейского блюда - практически сырого и жутко острого.

-К футболу местному долго привыкали? Правда, что в Корее могут назначить тренировку на 6 часов утра?

- Запросто, в качестве наказания за поражение, причем не только в чемпионате, но даже в товарищеском матче. Занятие идет в обычном режиме, без всяких послаблений. Игроки зевают, но на тренера никто не ворчит. В Корее он царь и бог. Если с тренером случайно не поздороваешься или не пожелаешь в столовой приятного аппетита - берегись, ближайший матч можешь смотреть с трибуны.

-Говорят, многим европейцам корейские тренировки кажутся нелепыми?

- Не без этого. Самое, на мой взгляд, причудливое - это просто патологическая любовь корейцев к штанге. Они готовы поднимать ее день и ночь, почему-то считая, что смогут от этого лучше играть в футбол. Впрочем, это все ерунда по сравнению с тем, что я объездил почти весь свет, играл с лучшими клубами мира - корейцы любят участвовать в различных турне. Как забыть, к примеру, матч в Бразилии с "Сантосом" на стадионе, на котором когда-то играл сам Пеле?! Я столько интересного видел за это время, что даже решил вести дневник. И не было дня, чтобы я чего-нибудь не записал.

-Без курьезов, наверное, не обходилось?

- В обращении с мячом корейцы далеко не виртуозы и потому в свои ворота забивают немало. И как-то перед матчем Сарычев вдруг меня спрашивает: "Слушай, неужели ты мне еще ни одного мяча не завалил?" "Да ты что, Валер, - говорю, - уж за меня-то будь спокоен". И надо же - в той самой игре я делаю какой-то немыслимый автогол. Сарычев потом все вздыхал: "Если бы с 92-го года, когда сюда приехал, я с каждого, кто в свои забивает, брал хоть немного денег, сейчас, наверное, уже миллионером был".

-В "Черноморец" вы надолго?

- С Долматовым договорились - до конца сезона. Дальше видно будет. Я не знаю, что теперь собой представляет российский футбол, смогу ли я в него вписаться? К тому же последнее время, пока занимался переездом, толком не тренировался, и сейчас моя физическая форма далека от идеальной.

-Вам уже 33. Бутсы вешать на гвоздь когда собираетесь?

- Как почувствую, что уже не тяну, - сразу закончу. Лавры Стэнли Мэтьюза меня никогда не привлекали.

Александр КРУЖКОВ

Новороссийск - Москва