Газета Спорт-Экспресс от 29 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ГОЛЬФ |
BRITISH OPEN-97 |
КАК ПАРЕНЬ ИЗ ТЕХАСА ОБЪЕЗДИЛ РАЗЪЯРЕННОГО МЕДВЕДЯ
Третий турнир Большого шлема в сезоне - British Open - один из самых престижных в мировом гольфе. А для жителей Британских островов он может сравниться только с Уимблдоном и гонкой Оксфорд - Кембридж. Недаром они называют его просто Open, тем самым как бы подчеркивая, что для них он - главный и единственный .
Каждый год место проведения Open меняется. Нынешний, 127-й по счету, проходил в Шотландии, в гольф-клубе Royal Troon в графстве Эйшир. Поле там считается одним из самых трудных и интересных в мире, и комментаторы часто сравнивают его с... разъяренным медведем. Причина - шотландский климат. Поле находится неподалеку от побережья Ирландского моря, и в любой момент шквальный порыв ветра может испортить игру даже самому опытному и уверенному в своих силах гольфисту. А ветер здесь дует всегда - разница только в том, что он может быть либо сильным, либо очень сильным. Впрочем, дело не только в ветре. Лучших гольфистов мира в Эйшире ждали 18 лунок. Прохождение большинства из них - настоящая пытка. Например, чтобы загнать мяч в лунку под номером 8, нужно избежать попадания в пять глубоких бункеров, окружающих ее плотным кольцом. Удар должен быть выверен до миллиметра. Старожилы клуба помнят, как многие великие гольфисты подолгу безуспешно перебрасывали мяч из бункера в бункер.
Ничуть не легче 11-я лунка. С одной стороны - железная дорога, с другой - жесткий густой кустарник. Одно неверное движение - и мяч улетает в кусты, где найти его уже невозможно. Перед нынешним British Open специалисты сходились во мнении, что основная борьба развернется в первой десятке мирового рейтинга. Назывались, в частности, юный американский гений Тайгер Вудс, сумевший буквально за полгода подняться на первое место в классификации, и южноафриканец Эрни Эльс, с блеском выигравший недавно US Open. He сбрасывали со счетов и Ника Фалдо, и его вечного оппонента Грега Нормана: оба подошли к турниру в неплохой форме.
Но большинство зрителей, собравшихся на эти четыре дня в Эйшире, видели победителем только одного игрока - Колина Монтгомери. Детство шотландца прошло в этих краях, а его отец был секретарем (высшая должность) Royal Troon. Сам Колин еще подростком играл на этом поле и досконально изучил каждый холм и куст. Естественно, почитатели Монтгомери, которому фатально не везет на турнирах Большого шлема, ждали от него только победы.
Сам шотландец повел себя как настоящий гостеприимный хозяин. На тренировках он помогал соперникам, приехавшим сюда впервые, разобраться в сложностях прохождения той или иной лунки. Особенно много советов Монти, как прозвали Монтгомери, давал своему приятелю североирландцу Даррену Кларку. И, как позже выяснилось, уроки не прошли впустую.
В первом раунде внимание болельщиков было приковано прежде всего к Монтгомери и Вудсу. Посмотреть на игру 21-летнего американца собралась такая толпа, что организаторам турнира пришлось выделить для его сопровождения четырех сотрудников службы безопасности. Но к величайшему разочарованию зрителей игра у Вудса не пошла с самого начала: после первых двух ударов мяч оказывался в бункерах. Возможно, сказалось колоссальное психологическое давление на молодого чемпиона: после феерического выступления в Аугусте весной этого года все ждут от него только чего-то феноменального. Вудс закончил первый раунд, превысив пар (количество ударов, необходимых для прохождения всех лунок) на один удар.
У Монтгомери дела тоже шли неважно. Мячи никак не хотели лететь туда, куда их посылал рыжеволосый шотландец. В итоге - плюс два. Сам Монтгомери после окончания раунда категорически отверг предположения о том, что игру ему испортили сильный ветер и нервное напряжение. "Ни ветер, ни нервы тут ни при чем, - заявил он с обычной категоричностью, - во всем виноват я сам".
Совсем уж неприятная история приключилась с прошлогодним чемпионом Open американцем Томом Леманом: он едва не был дисквалифицирован. Дело в том, что, по правилам гольфа, если во время завершающего удара на грине мяч одного игрока мешает другому, первый должен передвинуть мяч в сторону, отметив его первоначальную позицию специальным маркером. Так вот, Леман все это проделал, но потом забыл поставить мяч на место и попытался нанести удар с новой позиции. Впрочем, после долгих колебаний судьи решили все-таки не наказывать забывчивого американца.
Победителем по итогам первого дня стал соотечественник Лемана - Джим Фарук, который буквально потряс зрителей своим необычным свингом. Комментаторы сравнивали его удар с движениями человека, пытающегося убить клюшкой змею в телефонной будке. Фарук бил по мячу вопреки всем законам техники, но добился отличного результата, завершив раунд с результатом 67 ударов. Первое место с ним разделил тот самый Даррен Кларк из Северной Ирландии, которому помогал советами Монтгомери.
В начале второго дня турнира лидерство неожиданно захватил Джаспер Парневик из Швеции, чьи удары поразили всех точностью. Другим сюрпризом стала погода: к общему удивлению, весь второй раунд прошел при полном безветрии. За Парневиком следовал Том Леман, пришедший в себя после потрясений первого дня. Третьим был Даррен Кларк. Очень скоро Кларку удалось потеснить шведа и вырваться на первое место, закончив раунд с результатом 66 ударов. Второе место уверенно занял молодой американец Джастин Леонард. Это тоже было неожиданностью - только не для него самого. "Мне удалось почувствовать поле, поэтому я и сыграл хорошо", - невозмутимо сказал Леонард после раунда.
Парневик в итоге остался лишь третьим. Лидер первого дня Фарук оказался отброшенным на 6-ю позицию: на сей раз экстравагантная техника не помогла. Леман после второго дня оказался далеко за пределами первой двадцатки. И уж совсем неудачно сложился день для Тайгера Вудса. Уже после первых трех лунок он отставал от лидеров на 13 ударов, и с каждой лункой разрыв увеличивался. Сделай молодой американец всего на два удара больше, он не прошел бы через отсев.
И только на третий день Вудсу удалось более или менее приспособиться к коварному полю Royal Troon. После девяти лунок он шел с результатом минус 4 (то есть на 4 удара меньше пара). Зрители наконец увидели того Вудса, который потряс всех в Аугусте. Ему удавалось избегать ошибок первых двух дней турнира. Если же он и наносил неудачные удары, то в конце концов ему удавалось выбивать мяч из самых неудобных позиций. Вудс сбросил с первого места героя первых двух раундов Даррена Кларка и показал лучший за три дня результат - 64 удара, побив рекорд Грега Нормана, установленный на этом же поле в 1989 году.
Увлекшись борьбой между Вудсом и Кларком, все как-то забыли про Парневика. А он тем временем продолжал играть так же уверенно, как и накануне, и занял в итоге 2-е место, отстав от Вудса всего на два удара.
"Я настроен только на победу, даже если моим соперником в финальном раунде будет сам Тайгер Вудс!" - решительно заявил швед перед заключительным днем турнира. Парневика можно понять: на British Open-94 он уже был в двух шагах от победы, но в последний момент его опередил зимбабвиец Ник Прайс.
Но на победу претендовал и еще один игрок - тот самый Джастин Леонард. В четвертый, решающий день турнира основную борьбу за победу должна была повести именно эта тройка - Парневик, Вудс и Леонард. Вперед на старте снова вырвался швед. Леонард поначалу отставал на пять ударов, но вскоре стал стремительно догонять соперника и к концу раунда уже обошел его.
Но назвать победителя не удавалось до самого конца. К победе яростно рвались Вудс и Кларк. Кстати, еще в субботу последний категорично заявил, что нынешний турнир выиграет кто угодно, но не Тайгер Вудс. Североирландец был не так уж далек от истины. Несмотря на титанические усилия, после 8-й лунки Вудс отставал от лидировавшего в тот момент Парневика на 10 ударов, и с каждой новой лункой шансы американца на победу таяли. Даже такому талантливому игроку вряд ли по силам сократить столь большой разрыв в финальном раунде, когда нервное напряжение достигает апогея. В подобной ситуации Вудсу могло помочь только чудо вроде того, которое он сотворил на US Open. Но чуда не произошло.
Даррену Кларку тоже не удалось приблизиться к лидеру. Финальный раунд Джастин Леонард завершил, имея перед ним преимущество в шесть ударов. В последний день Open американец прошел поле за 65 ударов, а его общий результат по итогам четырех раундов составил 272 удара. Второе место досталось Кларку (71 - 275), третье - Парневику (73 - 275). Вудс оказался лишь 32-м.
Нынешнему победителю British Open 25 лет, он из штата Техас. Впервые Леонард участвовал в Open в 1993 году, но тогда даже не прошел отсев, как и на Ореn-94. На его счету несколько побед в серии PGA Tour и звание чемпиона США среди любителей.
Когда все кончилось, Леонард, похоже, не сразу поверил, что завоевал победу, о которой мечтает любой гольфист. А когда поверил, по его лицу потекли слезы. Он стал третьим американцем подряд, выигравшим British Open. В 1995 году это сделал Джон Дейли, в 1996-м - Том Леман.
Следующий турнир серии Большого шлема - USPGA пройдет в середине августа на поле Winged Foot близ Нью-Йорка.
Андрей КУЛИКОВ